Журнал «Агроинвестор»
Агентство стратегических инициатив (АСИ), созданное Владимиром Путиным для продвижения проектов среднего бизнеса и социального сектора, проверило, как регионы работают с инвесторами.
Проверяли креативно — я бы сказал, устроили case study. Сотрудники АСИ не выезжали на места с контрольно-измерительными материалами, их не встречали заранее подготовленные ответственные лица. Агентство сработало по формуле «Контрольная закупка», а его представители выступили «тайными покупателями» — приезжали и звонили, представляясь инвесторами.
Целью проверки были инвестагентства и корпорации развития 22 регионов. Их создание предусмотрено региональным инвестиционным стандартом, с 2013 года обязательным для всех субъектов Федерации. Ранее АСИ после консультаций с бизнес- и экспертным сообществом написало для них 11 «дорожных карт» по снижению админбарьеров. В их числе — упрощение разрешительных процедур при строительстве, в сфере энергетики и на таможне, в случаях регистрации компаний и прав собственности; поддержка экспорта; улучшение налогового администрирования
«Тайные инвесторы» узнали много интересного. Агентства Белгородской, Воронежской, Астраханской и Вологодской областей «сломались» на незнании языка — их сотрудники не могли поддержать разговор с «инвестором» по-английски и просто передавали буклеты (на каком языке — в АСИ не уточняют).
В других регионах проверяющие фиксировали грубость чиновников, отсутствие визиток, невозможность поговорить по телефонам справочных и горячих линий (проще говоря, никто не подходит к аппарату), отказ поделиться данными о площадках. В Вологодской области прямо заявили, что информация о свободных инвестплощадках — «их хлеб» и они на ней зарабатывают. В КБР — регионе, прямо скажем, не избалованном внебюджетными деньгами — «тайного инвестора» даже не допустили в кабинет. В Челябинской области и разговаривать не захотели: «Мы не договаривались о встрече, поэтому у меня нет времени».
Причин несколько. Во-первых, стандарты приняты недавно; нужно время, чтобы их научились применять. Но получится ли? Инерция и пассивный саботаж на местах способны закопать любую здравую инициативу — тем более если она, как эта, не в их формате. Во-вторых, чиновники плохо мотивированы. Я не о коррупции, а о другом: а) не предусмотрена ответственность за несоблюдение стандартов, и б) если человек либо региональное агентство неактивны в привлечении инвестиций, то это никак не отражается на объеме бюджетных трансфертов району/региону, не влияет на зарплату и карьеру сотрудника. Неудивительно, что в его понимании новые стандарты и задачи — еще одна лишняя работа, очередной «галочный» показатель или, того хуже, дополнительная ответственность. Да и кто поручится, что если вы ускорите согласование проекта, то на вас не положат глаз следственные органы, имеющие свои антикоррупционные «таргеты»?
Все это не отменяет того, что стандарты — инструмент современный и правильный. Важно, что он появился после консультаций с бизнесом и экспертами, а не был спущен с федеральных верхов. Теперь АСИ и предпринимателям нужно быть настойчивыми в применении этого инструмента. Тем более у них есть союзники в регионах: к инвестагентствам в Татарстане, Калужской, Пензенской, Ульяновской и Ярославской областях у АСИ не было замечаний. Таких регионов наверняка будет больше. И, конечно, нужна последовательная политическая воля, без которой у нас почти ничего не работает. Ибо не хочется, чтобы достижение двигающей инвестиции понятной цели — 20-я строка в Doing Business — превратилось в такую же выхолощенную формальность, как когда-то удвоение ВВП.