
Журнал «Агротехника и технологии»
Один из крупнейших российских производителей сельхозтехники — Ростсельмаш — вдвое сократит инвестиции в производство в 2025 году. О планах компании сообщил совладелец предприятия Константин Бабкин. Причиной сокращения инвестиционной программы стал сниженный спрос на сельскохозяйственную технику на внутреннем рынке, связанный с увеличением издержек аграриев, падением цен на продукцию АПК и ростом ставок по льготным кредитам
Ещё одним серьёзным вызовом для отрасли станет повышение утилизационного сбора. С одной стороны, эта мера направлена на развитие отечественного машиностроения и снижение зависимости от импорта. С другой, она способна привести к росту цен на технику, что может усложнить работу не только малых и средних хозяйств, но сказаться на себестоимости продукции крупных агропроизводителей. Для смягчения последствий власти обещают контролировать цены и расширять программы господдержки.
Своим мнением о том, какие меры необходимо предпринять для выхода из сложившейся ситуации, с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Дмитрий Хомяков.
Комитет Государственной думы по аграрным вопросам 27 ноября 2024 года провёл парламентские слушания на тему «Сбережение, целевое и эффективное использование сельскохозяйственных угодий». В рекомендациях, размещённых на официальном сайте комитета, было отмечено, что повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения невозможно без обеспечения отрасли необходимой сельскохозяйственной техникой:
«В связи с низкой доходностью ведения сельского хозяйства у значительной части сельскохозяйственных организаций страны медленными темпами происходит обновление сельскохозяйственной техники, стоимость которой неуклонно возрастает.
Благодаря широким мерам поддержки, разработанным правительством Российской Федерации, за период с 2013 по 2023 годы отечественная сельскохозяйственная техника стала конкурентоспособной.
Объём производства российской сельскохозяйственной техники вырос в стоимостном выражении в 8 раз с 33,7 млрд рублей до 271,1 млрд рублей, но такой рост обусловлен, в первую очередь, ростом цен, тогда как в количественном выражении объём производства вырос менее чем в два раза с 25812 единиц до 45986 единиц. При этом на протяжении ряда лет энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций сохраняется на уровне 155 лошадиных сил на 100 гектаров, что негативно сказывается на эффективности сельского хозяйства (для сравнения в Белоруссии этот показатель 700 лошадиных сил на 100 гектаров).
В 2023 году коэффициенты обновления по тракторам, зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам в сельскохозяйственных организациях составили чуть более 3%, а рентабельность без учёта субсидий — 15,2% (против 16,3% в 2022 году). Нельзя не отметить существенное влияние повышения ЦБ РФ ключевой ставки, а также рост курса валют. Так, в 2024 году ставки по коммерческим кредитам для сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники составляют от 21 до 26% годовых, а ставки по льготным инвестиционным кредитам программы Минсельхоза России — порядка 11% годовых, что в 2 раза выше, чем в 2023 году».
Эти негативные тенденции привели к тому, что в 2025 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила проводить мониторинг цен, устанавливаемых дилерами на сельскохозяйственную технику. Напомним, что с 2023 года ФАС уже отслеживает цены производителей на сельскохозяйственные тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны. В ведомстве считают, что расширение контроля на уровне дилеров поможет снизить риски необоснованного роста цен на сельхозтехнику отечественного производства.
Однако при этом с 1 января 2025 года утилизационный сбор на сельхозтехнику вырос в пять раз. Минпромторг объясняет повышение сборов необходимостью стимулировать развитие российского сельхозмашиностроения и замещать иностранную технику отечественной. Впрочем, индексируемый сбор коснётся только техники, серийное производство которой налажено в России или Белоруссии и может полностью удовлетворить внутренний спрос. К этой категории относятся колёсные и гусеничные тракторы, зерноуборочные и силосоуборочные комбайны, самоходные опрыскиватели и косилки. Для компенсации нехватки отечественной техники будут вводиться квоты на импорт. На машины, ввезённые в рамках квоты, утильсбор сохранится на уровне 2024 года.
В связи с этим мне вспоминаются пророческие слова моего деда — тульского крестьянина Иллариона Григорьевича Хомякова, который любил повторять, что чиненая вещь служит дольше, чем новая. При сложившейся конъюнктуре, в условиях диспаритета цен, наличии парка импортной техники (в среднем по отрасли достигающего 50-60%, а по отдельным позициям превышающего 90%), в условиях санкций, проблем с логистикой и платежами так называемый реинжиниринг и/или реновация техники становится устойчивым трендом и символом времени.
В рамках выставки «Золотая осень — 2024» на форуме «Научное обеспечение продовольственной безопасности в условиях глобальных вызовов» с обширным докладом выступила министр сельского хозяйства Оксана Лут. Она рассказала о федеральных проектах, касающихся техники и оборудования, уделив особое внимание вопросам реинжиниринга иностранного оборудования в нашей стране.
По словам министра, оборудование для пищевой промышленности, а также российскую сельхозтехнику, создаваемую на базе импортной, необходимо дорабатывать с учётом потребностей российских предприятий и при участии отечественных специалистов и учёных.
«У нас есть группа по реинжинирингу иностранного оборудования, и мы уже планируем научные разработки. Научные исследования в этой сфере имеют огромное значение, поскольку позволяют нам не просто копировать чужое оборудование, а создавать более эффективные решения для наших сельскохозяйственных производителей и перерабатывающей промышленности».
Министр сельского хозяйства России также подчеркнула, что аграрное ведомство особенно обеспокоено ситуацией с оборудованием для пищевой промышленности. С её слов, в этой нише зависимость от импорта превышает 50%, а значит работы в этом секторе ещё много.
Но давайте начнём с простых и хорошо известных агроинженерам фактах. Сельскохозяйственная техника рассчитана на интенсивную работу в сложных и неблагоприятных условиях, поэтому каждый элемент конструкции имеет определённый запас прочности и разработан с расчётом на длительную эксплуатацию. Своевременная замена вышедшего из строя узла обеспечивает бесперебойное выполнение технологических операций и исключает недопустимые в сельском хозяйстве простои.
Подшипники используются во всех вращающихся механизмах, в которых необходимо обеспечить поворот или вращение одного элемента относительно другого. В сельскохозяйственных машинах число таких сборочных узлов достаточно велико. Каждый из них в той или иной мере оказывает влияние на их функциональность и безопасность, поскольку подшипники выполняют роль опоры, воспринимают разнонаправленные нагрузки и крутящий момент, а также служат защитой от перегрузки основных механизмов. Но несмотря на усиленную конструкцию и повышенную герметичность они имеют определённый ресурс. После его выработки требуется замена.
Причиной ускоренного износа подшипников могут стать несколько факторов: разгерметизация узла вследствие воздействия на него ударных нагрузок, что приводит к утечке смазки и резкому ухудшению условий трения; смешение воды и пыли со смазочным материалом, что изменяет его эксплуатационные характеристики; отклонение положения элементов сборочного узла вследствие нарушения технологии сборки или эксплуатации техники в экстремальных условиях.
Сельскохозяйственные машины комплектуются различными подшипниками: шариковыми, роликовыми (и их модификациями), а также рядом других. Ступичные подшипники пользуются большим спросом, так как работа колёсной техники без них невозможна.
Каждая деталь сельскохозяйственной техники рассчитана на определённые условия эксплуатации, поэтому к установке допускаются оригинальные запчасти или качественные аналоги, разрешённые производителем. Вся номенклатура подшипниковой продукции унифицирована и классифицируется по типу и размерам, что упрощает выбор и делает их взаимозаменяемыми. Это в идеале.
Производство подшипников является уникальной, специфической отраслью. Потребность в подшипниковых опорах в машиностроении постоянно растёт. СССР в основном полностью обеспечивал народнохозяйственный комплекс всей широкой номенклатурой этой продукции соответствующего качества. Однако, начиная с конца 90-х годов прошлого века, когда зарубежные производители, войдя на российский рынок, начали демпинговать, многие отечественные подшипниковые заводы вынуждены были сократить, а то и вовсе прекратить выпуск своей продукции. Это, естественно, сказалось на себестоимости изделий и их цене. И хотя некоторые предприятия после акционирования и смены собственников продолжили работу, к качеству их продукции периодически стали возникать вопросы.
Впрочем, сегодня у производителей открываются новые возможности.
В 2001 году в нашей стране была организована ЕПК (Европейская Подшипниковая Корпорация). В её состав входят следующие предприятия:
«ЕПК — Новые Технологии», «ЕПК Волжский», «ЕПК Самара», «ЕПК Саратов», «ЕПК-Бренко Подшипниковая компания», «Торговый дом ЕПК», Центральное специальное конструкторское бюро. Во главе корпорации находится «Управляющая компания ЕПК». Предприятия корпорации выпускают подшипники качения всех конструктивных групп с наружным диаметром от 20 до 2200 мм. Собственная конструкторская служба позволяет разрабатывать и запускать в производство новые типы подшипников, включая аналоги подшипников иностранного производства. Вот здесь и начинается тот самый реинжиниринг.
Надо заметить, что сегодня на рынке присутствует немало организаций, представляющих подшипниковую продукцию, однако собственных производственных мощностей они не имеют. Чаще всего это российские компании-ритейлеры, которые заказывают китайскую продукцию со своим брендом. По этой причине ещё в 2013 году Евразийской экономической комиссией было принято решение об антидемпинговых мерах в отношении подшипников, поступающих из Китая. Оно продлялось вплоть до 1 апреля 2024 года, а в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от
«Применить антидемпинговую меру посредством введения сроком по 31 марта 2029 года включительно антидемпинговой пошлины в размерах согласно приложению в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, происходящих из КНР и классифицируемых кодами 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0 и 8482 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Размер ставки антидемпинговой пошлины составляет 31,3% и 41,5% от таможенной стоимости».
В этой связи уместно напомнить недавнюю очень показательную историю из области железнодорожного транспорта. Да, сейчас принудительный переход вагонного парка России на подшипники кассетного типа отменён, но, тем не менее, вопрос перехода на более современный тип оборудования для подвижного состава остаётся актуальным. Фактически роликовый и кассетный подшипник — это одна и та же конструкция. Разница лишь в том, что в кассете ролики расположены в конусном корпусе, а в обычном (роликовом) — в круглом. Главное же преимущество кассетного подшипника в том, что он заранее герметизирован и в него вложена высококачественная смазка. Впрочем, то же самое можно сделать и с обычными подшипниками: они точно так же герметизируются в так называемом сдвоенном подшипнике. Уже в начале кампании по переходу на «инновационные вагоны» специалисты отмечали, что если традиционный цилиндрический подшипник загерметизировать, положить качественную смазку и поставить под вагон, его ресурс резко увеличится.
Однако возникла непредвиденная проблема: выяснилось, что в России нет современной качественной смазки для подшипников. Безусловно, в стране остались бывшие сотрудники профильных предприятий, которые умеют делать отличные смазки, но к ним никто не обращается. Проще использовать готовую немецкую смазку Kluber. Тем более, что это зарекомендовавший себя бренд.
Но вернёмся к самим подшипникам. Поскольку в России не было производства собственных моделей кассетных подшипников, их стали делать на совместных предприятиях с иностранным участием. Это были SKF в Твери, Brenko в Саратове и Timken в Тихвине. На эти производства привозили готовые кольца, сепараторы, ролики, делали финишную обработку и собирали сами подшипники. Судите сами, это российское производство или нет?
Очевидно, что подшипники сегодня являются самым лёгким способом оказать санкционное давление на любое государство. Хотите, чтобы самолёты не летали? Запретите ввоз и лицензионное производство подшипников для авиации. Ведь даже до 2022 года для российских станкостроителей были запрещены поставки подшипников точнее четвёртого класса.
Поэтому для РЖД переход на новый тип подшипников должен был сопровождаться локализацией их производства в России. А есть ли они у нас? Даже более 90% обычных вагонных подшипников до последнего времени поставлялись из Казахстана, который, в свою очередь, для собственных нужд закупал вагоны в Китае, конечно, вместе с готовыми подшипниками. Но что произойдёт, если производство подшипников у наших ближайших соседей — Казахстана — прекратится? Единственная надежда будет на Китай. Производители из КНР имеют готовые мощности и могут обеспечить своими подшипниками весь мир.
Как известно, в 2022 году после изменения геополитической ситуации американские и шведские компании приостановили в России свою деятельность. Потребность же в кассетных подшипниках не только осталась, но даже возросла. Впрочем, решение по замещению европейских и американских поставщиков нашли. В КНР существует семь заводов по производству подшипников, из которых пять — с американским капиталом. Ещё один завод работает в Индии. (Напомню, что на тот момент в России действовала существенная пошлина на ввоз подшипников из других стран, за исключением членов ЕАЭС).
Но в отсутствие кассетных подшипников операторы вынуждены отправлять инновационные (кстати, большегрузные) вагоны в отстой. Тем самым увеличивается количество парка, необходимого для вывоза груза на восток, что с учётом узких мест на Восточном полигоне, который и так страдает от дефицита пропускной способности, сказалось на замедлении движения поездов.
Такая же картина характерна и для сельскохозяйственной техники. Ещё в конце 2023 года президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин предупреждал, что в стране практически нет производства гидравлики, а подшипников и электрики производится всего лишь 20-25% от необходимого объёма. Причина в том, что большинство необходимых комплектующих поставляется из КНР, но для производства гидравлики их поставки превышают 90% от потребности в секторе сельхозмашиностроения.
На итоговом форуме «Развитие малого агробизнеса в России», состоявшемся 24 января 2025 года, министр сельского хозяйства Оксана Лут сказала: «Мы движемся к тому, чтобы эту меру поддержки [программа из постановления правительства РФ № 1432] уменьшать и перераспределять её в меры поддержки спроса». Иными словами, Минсельхоз договорился с Минпромторгом о перераспределении части средств — 4,5 млрд руб. — с программы №1432 (субсидирование производителей сельхозтехники, которые продают её аграриям со скидкой) в пользу лизинга сельхозтехники. Это позволит увеличить объём финансирования лизинга до 11,9 млрд рублей в 2025 году.
В связи с этим важно добавить следующее. Из-за удорожания техники и запасных частей к ней и резкого снижения покупательной способности сельхозтоваропроизводителей, восстановление изношенных деталей пока является самым доступным способом поддержания парка машин в работоспособном состоянии. И здесь уже появились действенные алгоритмы оценки, выбора стратегии и спектр различных технологий восстановления и ремонта. Напомню, что безотказность и безопасность работы машин определяется стабильностью ресурсов восстановленных деталей.
Среди наиболее востребованных отметим качественные режущие элементы, крупные корпусные запчасти для жаток, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, дисковых косилок, измельчителей грубых кормов, кормосмесителей и кормораздатчиков, пресс-подборщиков, самовыгружающихся прицепов, почвообрабатывающей и посевной техники. Среди узлов — это барабаны измельчителей, роторы, шнеки, молотильные барабаны и барабаны ускорители.
Для механических частей применяется широкий набор методов модификации поверхности: газотермического напыления, лазерной наплавки, лазерной закалки, термообработки. Это позволяет модифицировать свойства поверхности деталей и запасных частей — повысить её твердость, стойкость к коррозии и износу, изменить коэффициент трения, электро- и теплопроводность и так далее.
Существуют также оригинальные технологии напыления, наплавки и термообработки для восстановления геометрии поверхности и увеличения рабочего ресурса изношенных деталей. Это, в ряде случаев, является целесообразным и экономически выгодным, а иногда — единственно возможным решением.
В случае необходимости замены изношенной детали, которая не подлежит восстановлению, после 3D-лазерного сканирования получают чертежи и изготовляют по ним новую деталь с повышенным ресурсом. Оригинальную деталь приходится извлекать (снимать) и доставлять в лабораторию.
Отдельный блок работ связан с восстановлением и ремонтом электронных плат. Так же решаются и проблемы с прекратившим обновляться программным обеспечением и устранением сбоев в его работе.
Великий русский писатель Николай Семенович Лесков (1831-1895) в своей повести «Левша» поведал об истории с золотой блохой, произведённой в Англии. Русские мастера, 19 века, конечно, её подковали, но «нимфозория всё-таки ни дансе не танцует и ни одной верояции, как прежде, не выкидывает». Сейчас настало время нового поколения Левшей 2.0, которые включатся в процессы реинжиниринга, а плоды их труда по своим функциональным характеристикам и возможностям должны превзойти все имеющиеся зарубежные образцы.