Журнал «Агротехника и технологии»
Как известно, НИИ и селекционные центры уже много лет заняты выживанием. С тех пор как многие научные учреждения потеряли значительную часть своих земель и опытных хозяйств, учёные лишились возможности заниматься коммерческим семеноводством: для этого у них нет ни посевных площадей, ни достаточного количества сотрудников, ни должного финансирования. Неудивительно, что в сложившейся ситуации несмотря на то, что российская селекция далеко не всегда уступает зарубежной, в хозяйствах стали преобладать заморские сорта. К тому же ситуацию усугубляет то, что аграрии плохо осведомлены об отечественных разработках
В частности, недавно проведённое аналитическим агентством «Агростат» исследование о том, какие кормовые культуры сегодня выращивают сельхозпроизводители, показало, что в хозяйствах практически ничего не знают об успехах российских селекционеров и вместо зарегистрированных сортов в большинстве случаев используют сортосмеси неизвестного происхождения. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны мы ограничиваем ввоз в страну иностранных семян, а с другой ничего не делаем для популяризации своих достижений?
О том, что в России крайне слабая взаимосвязь аграрной науки и бизнеса, известно давно. Однако в сегодняшней ситуации необходимо от слов переходить к делу: нужны радикальные преобразования, которые помогут выстроить разрушенную связь между учёными и хозяйствами и реанимировать отрасль селекции и семеноводства.
Схема, которую предлагают эксперты, достаточно проста. Утраченные и переданные в пользование коммерческим структурам огромные земельные активы, конечно, уже не вернуть. Тем не менее, оставшиеся гектары должны быть отданы под элитное семеноводство. При этом учёных нельзя заставлять заниматься коммерческой деятельностью. Для осуществления этого процесса селекционным научным организациям нужно работать в связке с семеноводческими компаниями, которые организуют размножение и продажу семян. Причём, на семеноводческие компании следует возложить и коммерческое размножение, и уплату роялти, которая из-за отсутствия в нашей стране культуры взаимоотношений бизнеса и науки до сих пор воспринимается многими как излишняя трата.
От того, заработает ли схема выплаты роялти научным учреждениям, во многом зависит будущее российской селекции. Ведь пока учёные довольствуются мизерными отчислениями на содержание лабораторий, стимула для развития науки у них нет. Но как бы хорошо ни была развита научная часть селекционного процесса, без коммерческой составляющей она не будет иметь силы, и, если не уделить этому должного внимания, аграрий продолжит голосовать рублём за иностранные семена. Для выстраивания эффективной системы специалисты советуют обратиться к опыту зарубежных семеноводческих компаний: у иностранцев уже давно в этой сфере работают специализированные отделы маркетинга, и нам лишь следует перенять их подход.
Казалось бы, всё просто, но насколько эффективно будет работать такая схема государственно-частного партнёрства? Недаром мировые семеноводческие гиганты не только занимаются селекцией, но и сами реализуют семена. И неспроста крупные отечественные компании начали примерять на себя такую же схему работы.
По какому сценарию будет развиваться отечественная отрасль селекции и семеноводства, покажет время. Но в любом случае, не сомневаются учёные, выводить отвечающие всё возрастающим требованиям производства гибриды и сорта будет под силу лишь большим коллективам учёных, имеющим надлежащее материально-техническое обеспечение, располагающим обширными коллекциями источников и доноров хозяйственно-ценных признаков и свойств и применяющим самые передовые методы работы. А для выхода на столь высокий уровень необходимо взаимодействие российских научно-исследовательских организаций с иностранными селекционными компаниями. Однако такой практики в нашей стране практически нет.