Журнал «Агротехника и технологии»
По оценкам экспертов, сельскохозяйственные дроны занимают около 5% российского рынка гражданских беспилотников, что составляет 1,5-2 млрд руб. в год. Однако в ближайшее время эти цифры вряд ли смогут продемонстрировать существенный рост
После введённого в не менее чем 40 регионах нашей страны в середине 2023 года запрета на полёты беспилотных летательных аппаратов, включая агродроны, спрос на это оборудование упал в 3-4 раза, констатируют производители БПЛА. И хотя осенью в ряде субъектов России ввели экспериментально-правовой режим, разрешающий работу дронов для обработки посевов, в целом сложившаяся ситуация не могла не сказаться на динамике развития рынка.
Производители БПЛА рассчитывают на появление в 2024 году единых для всех регионов регламентов использования беспилотников, которые могут дать, в том числе, возможность применять дроны для обследования и оцифровки полей. Однако снятие ограничения на полёты вряд ли кардинально повлияет на развитие рынка БПЛА, ведь причиной стагнации этого направления являются гораздо более серьёзные проблемы.
Прежде всего, надо признать, что российского рынка агродронов практически не существует — он находится в зачаточном состоянии. Представленные в нашей стране беспилотники в подавляющем большинстве произведены китайскими компаниями: согласно данным экспертов, БПЛА из Поднебесной занимают от 90 до 99% российского рынка, причём немногочисленные отечественные разработки также собираются из китайской компонентной базы. Положение осложняется тем, что с 1 сентября 2023 года Китай ограничил экспорт дронов, а также комплектующих к ним, что стало причиной дефицита определённых компонентов на российском рынке.
При таком раскладе перспективы развития рынка БПЛА в России выглядят довольно туманно. Можно ли в этом случае вообще говорить о развитии российского рынка беспилотников? Ведь дефицит запчастей не только способен привести к резкому повышению цен на оборудование и услуги, но и вызвать полное прекращение деятельности многих отечественных производителей дронов, особенно тех, кто «завязан» на ПО, применяемое на зарубежных аппаратных комплексах.
С другой стороны, ограничение на ввоз дронов и комплектующих может стать единственным шансом для развития российского рынка БПЛА. Однако тут возникает вопрос рациональности инвестиций в это направление. Важно понимать, что компонентная база в нашей стране практически полностью отсутствует, напоминают эксперты, а, стало быть, придётся вкладываться буквально во всё: в производство двигателей, батарей, микроэлектроники, лазеров, высоковольтную управляющую электронику и многое другое. Это потребует колоссальных вливаний. Найдутся ли у государства средства на подъём стратегически важного направления?
Впрочем, судя по тому, что недавно правительство утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года, на российском рынке БПЛА ещё рано ставить крест. К слову, уже сегодня для производителей дронов существует несколько видов поддержки. Кроме того, планируется субсидирование сельхозпроизводителей, использующих в своей работе беспилотники. Тем не менее, заявленный срок — 2030 год — говорит о том, что индустрия сможет заработать ещё очень нескоро. Тогда как для формирования отечественного рынка БПЛА крайне важна оперативность в принятии решений, направленных на развитие необходимых для этого направления технологий. А пока стагнация на рынке агродронов способна лишь вызвать индустриальное отставание этого направления.