Журнал «Агротехника и технологии»
В СССР для капитального ремонта отечественной сельхозтехники была создана федеральная сеть специализированных предприятий, оборудованных цехами для восстановления деталей. Однако по мере появления на рынке импортных машин и увеличения количества дилерских центров, предоставлявших услуги по ремонту и обслуживанию (включая замену деталей и агрегатов), необходимость сохранения и финансирования таких предприятий отпала.
Сегодня, в ситуации дефицита новых оригинальных запасных частей и агрегатов, вновь возникает потребность в организации некой системы для покрытия этого дефицита. Возможно ли воссоздать подобную структуру и каким требованиям она должна отвечать? Своими рассуждениями об этом с журналом «Агротехника и технологии» поделился член правления ассоциации АСХОД, эксперт в области производства, ремонта и обслуживания техники Борис Веледницкий.
В 70-е годы прошлого века за материально-техническое обеспечение советского сельского хозяйства отвечало всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», переформированное впоследствии в «Госкомсельхозтехнику» (этими ведомствами долгие годы руководил Александр Ежевский), далее плавно влившуюся в «Госагропром».
По всей территории СССР была размещена союзная сеть специализированных предприятий капитального ремонта грузовых автомобилей и самоходной сельскохозяйственной техники для нужд сельского хозяйства. На этих предприятиях действовали цеха или участки восстановления деталей. Техническую документацию и специализированное оборудование для их работы создавали лаборатории и ЦОКТБ ГОСНИТИ с филиалами, а также небольшое количество опытных заводов, размещённых в разных уголках страны.
Кроме того, в 80-е годы появилось отдельное ВНПО «Ремдеталь», которое запускало в жизнь технологии и оборудование для восстановления различных деталей двигателей, трансмиссий и шасси машин. На базе этой организации сначала стали экспериментировать с восстановлением и изготовлением быстроизнашиваемых деталей для импортного мясоперерабатывающего оборудования. Детали фотографировали, замеряли, проводили экспертизу применённого материала и прочностных характеристик. Далее определяли уровень требуемого качества поверхностной обработки и допустимые отклонения размеров, после чего готовили рабочую документацию. Реализация этого проекта способствовала созданию на московском мясокомбинате имени А. И. Микояна сначала цеха, а затем завода нестандартного оборудования для нужд отрасли.
На специализированных ремонтных предприятиях применяли метод полнокомплектного (обезличенного) капитального ремонта с полной разборкой и дефектовкой всех деталей и узлов машин. Далее принималось индивидуальное решение по виду ремонта или восстановлению той или иной детали. Некоторые детали с допустимым износом поступали на сборку без ремонта.
Считалось, что причиной необходимости существования такой индустрии была нехватка новой техники для нужд сельского хозяйства страны. Также предполагалось, что в случае войны эти предприятия легко можно будет использовать для ремонта танков и другой самоходной военной техники.
И действительно, вплоть до середины 90-х импортная сельхозтехника в СССР массово не поступала. Впрочем, в рамках СЭВ, некоторое количество машин ввозили из Болгарии и Чехословакии. Кроме того, некоторые виды кормоуборочной и другой техники поступали из ГДР. Для немецких машин Fortshritt даже было создано несколько специализированных ремонтных предприятий в разных регионах СССР.
За всю эту работу отвечали Главное управление ремонта и Управление восстановления деталей («Главремонт» и «Упрремдеталь»). Союзные, республиканские, областные и районные базы снабжения, также входившие в эту систему, подчинялись своему отраслевому главку и обеспечивали ремонтные предприятия ВСЕМ необходимым по ежегодно уточняемой товарной номенклатуре.
Помимо прочего, Главное управление новой техники распоряжалось всеми МИСами.Любая машина сельскохозяйственного назначения проходила испытания в зональной МИС и только после заключения о пригодности шла в серийное производство. Исходя из опыта работы ранее действующей системы и применяемых методов, а также с учётом сегодняшней ситуации, при принятии решений представляются важными следующие аспекты.
1. Изготовление запасных частей, в том числе к импортной технике
Общие требования:
-
Обоснование экономической целесообразности производства с учётом платёжеспособности спроса на изготовленные изделия
-
Наличие рабочей технической документации для изготовления узлов и деталей, выполненной в соответствии с требованиями действующего ГОСТа
-
Технологические карты (применительно к конкретным производственным мощностям) по изготовлению и сборке деталей и узлов (где нужно), в соответствии с рабочей документацией
-
*Оборудование и инструменты, позволяющие выполнять операции и выдерживать параметры технологических карт
-
Мерительные инструменты и приспособления, позволяющие контролировать выполнение требований рабочей документации и технологических карт
-
Наличие сырья (заготовок, ремонтных деталей, комплектующих) по экономически целесообразной цене в соответствии с требованиями рабочей документации
-
Возможность термической, термохимической и других видов обработки изделий (например азотирование, цементация, твёрдое хромирование) в соответствии с требованиями
-
Персонал, способный выполнять всё необходимое для изготовления узлов и деталей
-
Обязательно должны быть рекомендации по нормальной эксплуатации узлов и деталей, соблюдение (несоблюдение) которых будет являться основанием для предъявления претензий за последствия возникших поломок и неисправностей изделий
-
Возможность опытной (лабораторной) эксплуатации и последующей заводской сертификации узла или изделия, для индивидуального/мелкосерийного/серийного/массового производства
-
В случае поломки и/или неисправности при нормальной эксплуатации изделия, изготовленного по конкретной документации, у разработчика и/или производителя может возникнуть ответственность за последствия такой поломки
2. Восстановление деталей, детали с остаточным ресурсом, специализированное производство
Общие требования:
-
Наличие неизношенных (сохранившихся при эксплуатации без изменений) баз для крепления изделия и восстановления первоначальной (или ремонтной) геометрии изделия
-
Обоснование экономической целесообразности производства с учётом возможности сбора ремонтного фонда и платёжеспособного спроса на восстановленные изделия
-
Наличие рабочей технической на восстановление деталей методами наплавки, наварки, термопластической обработки давлением или другими доступными методами
-
Технологические карты (применительно к конкретным производственным мощностям) по восстановлению и сборке деталей и узлов (где нужно) в соответствии с рабочей документацией
-
Отдельное требование: сохранение параметров (или их полное восстановление) твёрдости и структуры металла изделия при частичном восстановлении изношенного слоя с использованием высокой температуры
-
Отдельное требование: использование методов изготовления/восстановления деталей технологией 3D принтеров для изделий, подходящих под такие методы восстановления
-
Далее те же требования, идущие после знака *
3. Ремонт узлов и деталей методом изменения геометрии
Общие требования:
-
Наличие неизношенных (сохранившихся при эксплуатации без изменений) баз для крепления и ремонта изделия
-
Обоснование экономической целесообразности производства с учётом возможности сбора ремонтного фонда и платёжеспособного спроса на отремонтированные изделия
-
Наличие комплекта рабочей технической документации на ремонт изделия методом изменения размеров рабочей поверхности с использованием ремонтных деталей. Например, ремонт отверстий и валов под комплектующие ремонтных размеров (гильза-поршень, шейки коленвала-вкладыши, любые сочленения типа отверстие-вал)
-
Наличие достаточного количества и номенклатуры ремонтных узлов и деталей (по экономически целесообразной цене)
-
Технологические карты (применительно к конкретным производственным мощностям) по ремонту и сборке деталей и узлов (где нужно) в соответствии с рабочей документацией
-
Далее те же требования, идущие после знака *
Для системного решения проблемы восстановления и изготовления запасных частей (деталей, узлов и агрегатов) в данном случае для сельскохозяйственной техники представляется необходимым по каждой позиции обеспечить доступность рабочей конструкторской документации на её изготовление (восстановление) и ремонт. А стало быть, потребуется сбор и дефектовка ремонтного фонда, определение его остаточного ресурса и ремонтопригодности.
Очевидно, что в случае с иностранной техникой из недружественных стран получение оригинальной конструкторской документации маловероятно. Поэтому, возможно, потребуется создание специализированных конструкторских организаций с экспериментальным производством, а также широкой номенклатурой тестового оборудования и инструментов, которые смогут оперативно выдавать рабочую документацию для использования на различных предприятиях с целью изготовления и/или восстановления остродефицитных (в первую очередь) изношенных деталей.
Далее, уже на конкретном производстве, будут пользоваться технологическими картами, подготовленными в соответствии с рабочей документацией и имеющимся станочным парком. Возможно объединение площадок изготовления и восстановления деталей, так как финишные операции буду идентичны для этих изделий.
Помимо прочего обязательно должны быть разработаны рекомендации по нормальной эксплуатации изготовленных (восстановленных и отремонтированных) узлов и деталей, соблюдение (несоблюдение) которых будет являться основанием для предъявления претензий за последствия (возникшие поломки и неисправность изделий). Также, возможно, потребуется заводская сертификация.
Таким образом, воссоздание сети специализированных предприятий потребует:
-
Систематизировать информацию об уже действующих предприятиях, занимающихся ремонтом агрегатов, машин, изготовлением и восстановлением деталей
-
Выбрать изделия массового спроса и создать рабочую документацию на их изготовление, восстановление и ремонт с помощью 3D сканирования и лабораторных исследований критически важных параметров
-
Определить производственные площадки для запуска производства, ремонта и восстановления изделий массового/крупносерийного производства
-
Возможно, объединить площадки по изготовлению и восстановлению деталей, так как финишные операции будут идентичны для этих изделий
-
Организовать сбор заказов и сбыт изделий с участием актуальной дилерской сети (возможно при участии ассоциации АСХОД)
-
Постепенно расширять продуктовую линейку
Безусловно, копировать прежнюю структуру будет нецелесообразно. Новое время ставит новые задачи, и решать их нужно по-новому. Однако нельзя забывать, что требования экономической целесообразности, технических возможностей, наличия источников финансирования, а также специалистов для реализации проектов всегда остаются неизменными.
Не менее важна и государственная поддержка такой отрасли: на мой взгляд, она может значительно ускорить её развитие.