Журнал «Агротехника и технологии»
В начале лета на сайтах по подбору персонала стали появляться вакансии с довольно приличными зарплатами для сезонных рабочих. Например, оплата услуг оператора комбайна нередко доходила до 150 тыс. руб. Но встречались и ещё более щедрые предложения. В частности, в соцсетях активно обсуждалась вакансия для механизатора-комбайнёра с оплатой от 600 до 800 тыс. руб. за сезон. Подорожали и другие специалисты
Рост зарплат — естественное следствие острого дефицита кадров, который переживает наш агропром. Нехватка специалистов в сельском хозяйстве уже давно носит общероссийский характер. Но сейчас наша страна, пожалуй, бьёт исторический рекорд: согласно данным, собранным НИУ ВШЭ, к концу 2022 года на одного зарегистрированного безработного в России приходилось уже свыше трёх вакансий. А за последние два месяца количество вакансий в базе «Работа России» выросло на 12,5% (причём максимально быстро растёт спрос на работников промышленно-производственного сектора).
Представители агробизнеса отмечают, что самыми востребованными специалистами сейчас являются механизаторы, комбайнёры, инженеры, специалисты технических служб, агрономы, ветеринары, кладовщики, слесари КИПиА, грузчики и водители. То есть нехватка кадров ощущается «по всем фронтам». Кроме того, в ближайшем будущем резко возрастёт спрос на сотрудников, работающих на стыке специальностей: агробиотехнологов, агроинформатиков, агрономов с углублённым знанием молекулярной генетики, фитопатологии, бактериологии, систем No-Till, IT-механизаторов автоматизированной сельхозтехники, операторов-зоотехников, специалистов по лимнологии, операторов органического производства, земледелия и охраны окружающей среды.
По мнению представителей бизнеса, корень проблемы — в отсутствии системы подготовки узкопрофильных кадров и отсутствии инфраструктуры городского уровня в сельской местности. Эксперты же указывают на такие факторы, как тяжёлый труд (при невысокой по сравнению с другими секторами экономики зарплате), и продолжающееся обезлюдение деревень. Поэтому даже достойные зарплаты и соцпакеты, которые предоставляют некоторые работодатели, не являются гарантом решения кадровой проблемы на селе.
И всё же основная причина происходящего, по мнению экспертов, кроется в важном, но часто не берущемся во внимание нюансе, а именно в непонимании управленцами агрокомпаний ценности человеческого капитала. Существующая с 1960-х годов концепция человеческого капитала предполагает взгляд на сотрудников как на актив компании, схожий с такими активами, как здания и оборудование. А стало быть, заработная плата, выплачиваемая персоналу, не может рассматриваться как статья расхода.
Многие агропредприятия, конечно же, не учитывают таких тонкостей. Они до сих пор живут «зарплатными» представлениями, предлагая работникам заниженную оплату (средняя заработная плата в АПК составляет 60% от средней по всей экономике страны) и рассматривают сотрудников именно как статью расхода. Более того, большинство предприятий отрасли попросту не считают работу с кадрами первоочередной задачей. У руководителей нет понимания, что главное богатство агропредприятий — люди, а чтобы их сберечь, нужны соответствующие инструменты. Однако всё более усугубляющаяся кадровая проблема постепенно заставит их пересмотреть свой подход к работе с персоналом. Уже в ближайшее время кадровым службам придётся не только заниматься поиском перспективных претендентов, но и активно помогать их дальнейшему карьерному росту.
При этом руководителям придётся научиться понимать мировоззрение сельчан, чтобы выстроить подходящую для них мотивацию. Социологические исследования показывают, что деревенские жители, как правило, являются носителями общинного сознания, а это значит, что у них преобладает диаметрально противоположный, нежели у горожан, стимул к работе. «Капиталистические» приёмы, пробуждающие дух соперничества и направленные на выделение человека из его коллектива (повышение по карьерной лестнице, премирование
Понимание этих, по сути, несложных вещей позволит многим компаниям наладить работу с персоналом. По крайней мере, те, кто осознают, что сотрудники — это команда и капитальный актив компании, растущий в цене (а только при таком подходе работник становится лояльным участником общего дела), останутся в плюсе и не сойдут с дистанции.