Журнал «Агротехника и технологии»
Недостаточный уровень механизации российского сельского хозяйства ещё недавно был на руку европейским производителям сельхозмашин. А сегодня отсечение санкционными барьерами производителей из Европы, Америки и Австралии оказалось крайне выгодно Китаю. Стратегический партнёр России получил практически неограниченный выход на русские просторы, в связи с чем чётко обозначилась серьёзная угроза перспективам местных производителей техники. Своим мнением о том, как обеспечить равные условия для всех участников рынка, с журналом «Агротехника и технологии» поделился Андрей Никонов, руководитель комитета Союза промышленников «Прогресс»
Продовольственная безопасность любой страны обеспечивается доступностью, достаточностью и качеством продуктов питания. Выполнение этих условий, как правило, зависит от уровня развития сельского хозяйства и торгово-коммерческих отношений на внутреннем и внешнем рынках потребления. В аграрном секторе российской экономики по объективным причинам сегодня ситуация складывается неоднозначная. Пока на селе сохраняется дефицит современной, мощной, качественной техники, значительного увеличения посевных площадей в отечественном земледелии не произойдёт (хотя заброшенных с советских времен житниц предостаточно). ХХI век уже подтвердил полную несостоятельность стратегий, основанных на правилах типа: «В свободных рыночных отношениях всё само регулируется» или «Дёшево купить чужое выгоднее, чем сделать своё». Очевидно, что в долгосрочных и масштабных проектах эти постулаты положительных результатов дать не могут. Разоряются производства, растёт уровень безработицы, в конечном итоге просто утрачивается независимость на государственном уровне.
Возьмём, для примера, пока ещё живую отрасль — тракторостроение. Почему на российском рынке продаётся и покупается китайская техника, которая уступает современным мировым стандартам качества, потребительским характеристикам и требованиям безопасности? Ответ простой: она гораздо дешевле. Когда пахать надо много, а денег мало, начинает доминировать разрушительный принцип: «Лучше купить похуже, но побольше».
При таком подходе китайская (как и индийская) техника вполне сгодится. Её низкая себестоимость — залог капитуляции конкурентов. И дело не только в изначально дешёвой рабочей силе и гигантских объёмах производства, но и в низкосортных базовых элементах, некачественном сырье, ширпотребовских комплектующих, а также экономии на испытательных циклах, технических усовершенствованиях, контроле технологических процессов. С точки зрения торговца затраты на улучшение потребительских характеристик вторичны, то есть необязательны. Зачем вкладываться в технические доработки для адаптации к изменяющимся условиям эксплуатации в конкретном регионе? Ведь ремонт за счёт покупателя только увеличивает продажи запчастей и буквально формирует зависимость от конкретного бренда тех, кто в него изначально вложился.
Однако для развития современных высокотехнологических производств подобный подход смертельно опасен. В государствах, которые принято называть экономически состоявшимися, мощными державами, на всех подобных «опасных направлениях» уже выстроены крепкие законодательные заслоны. Для тех же, кто опаздывает с профилактикой подобных эпидемий потребительского рынка, его дальнейшее лечение оборачивается гораздо большими тратами ресурсов и времени. И никаких гарантий от летального исхода.
При этом есть несколько очевидных и неконфликтных способов ограничить китайскую экспансию на тракторный рынок России.
-
Проведение антидемпингового расследования. Если эксперты подтвердят намеренное занижение стоимости товара к границам себестоимости, необходимо ввести максимально высокие таможенные пошлины.
-
Введение повышенных таможенных сборов для товаров, не находящихся в реестре сельхозтехники «Системы машин». Это уравняет конкуренцию тракторных заводов в России.
-
Развитие сотрудничества путём стимулирования китайских компаний к инвестированию в отрасли российского производства.
-
Ужесточение правил происхождения комплектующих (правила происхождения используются с целью определения страны, в которой была произведена импортируемая продукция). Это защитит отечественных производителей техники от псевдороссийских «отвёрточных» сборок.
-
Разработка более жёстких правил сертификации, стандартов качества и безопасности тракторов, чем в Китае.
-
Развитие собственной отрасли производства тракторов, чтобы снизить зависимость от импорта.
-
Сотрудничество с дружественными странами (например, входящими в ЕАЭК). Создание совместных предприятий или кооперация для разработки и производства новых видов сельхозтехники.
-
Дополнительные меры по стимулированию конечных потребителей к покупке отечественной или союзной техники. Например, путём предоставления дополнительных налоговых вычетов или вообще снижения нагрузки до нуля, применения пониженных процентных ставок по кредиту и других льгот для сельхозпроизводителей. Применение указанных мер поддержки способствует уменьшению расходов конечного потребителя, что, в свою очередь, повышает доступность союзной сельскохозяйственной техники и способствует усилению конкурентоспособности на российском рынке.
В связи с вышеизложенным возникают следующие предложения:
1. Поэтапно сделать обязательным условием для начала продаж сельхозтехники на территории России получение «сертификата типа техники».
2. Получение «сертификата типа техники» возможно только в случае, если техника находится в реестре «Системы машин».
3. Необходимо разработать основополагающий документ «Система машин» и принципы его наполнения, а также утвердить эти принципы на уровне правительства.
4. Необходимым условием для включения техники в «Систему машин» должно быть проведение испытаний техники на МИС по следующим параметрам:
-
испытания на предмет назначения техники;
-
испытания на предмет потребительских характеристик (тягово-сцепные характеристики, характеристики пропускной способности для уборочной техники
и т. д. );
-
проведение испытаний на предмет качества исполнения техники.
К слову, российские и белорусские производители техники уже давно проводят испытания на МИСах. Причиной служит желание улучшить потребительские свойства продукта и подтвердить уже имеющиеся характеристики качества. Многие провели подобную работу в рамках 740 Постановления, благодаря чему упрочили своё финансовое положение за счёт участия в государственных программах. Ведь наши индо-китайские коллеги не сталкиваются с такими финансовыми ограничениями, и их ценовая политика это подтверждает.
Вообще, вопрос испытаний техники на МИС требует дополнительного анализа и раскрытия темы. Например, я не видел ни одного отчёта об испытаниях на российских МИС с чётко сформулированными отрицательными отзывами о технике. А вот, например, официальные отчёты об испытаниях тракторов John Deere Университета Линкольна в Небраске имеют местами однозначные выводы о несоответствии некоторых моделей заявленным характеристикам производителя.
5. Сделать вышеописанный процесс поэтапным. Он должен быть основан на принципе: «нет сертификата типа техники — нет продаж на рынках ЕАЭС».
6. Развитие кооперации: объединение производителей сельхозтехники в области закупок комплектующих и продаж техники снизит издержки на производство и сопровождение, увеличит масштаб производства и повысит конкурентоспособность продукции.
Мы не стремимся к вытеснению с рынка наших конкурентов, а предлагаем целенаправленно двигаться к созданию равных возможностей для всех. Мы понимаем, что производители из Индии и Китая могут продолжать использовать демпинг сколь угодно долго, и только установление честных правил игры может привести к достижению справедливых рыночных условий.
Наша цель заключается не в том, чтобы ограничивать возможности здоровой конкуренции на рынке сельхозтехники или запрещать её продажу из определённых регионов мира. Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить равные условия для всех участников рынка сельхозтехники в России и странах Евразийского экономического союза без ущерба для продовольственной безопасности стран.