Журнал «Агротехника и технологии»
Эксперты дают неутешительный прогноз: китайская сельхозтехника стремительно завоёвывает российский рынок. Воспользовавшись ситуацией в прошлом году, производители тракторов из Поднебесной буквально ворвались в нашу страну, начав проводить довольно активную маркетинговую политику, направленную на укрепление своих позиций и увеличение доли на рынке
Поскольку их деятельность уже приносит плоды, опасения отечественных производителей сельхозмашин небеспочвенны. При сохранении нынешнего темпа наращивания своего присутствия китайские компании в ближайшие годы будут способны составить довольно серьёзную конкуренцию российским производителям техники.
У них для этого есть все шансы. Достаточно вспомнить, что за довольно короткий период Китай из страны-копировальщика чужих технологий превратился в мощную индустриальную державу, став лидером мирового производства практически любых товаров. Не осталось в стороне и сельхозмашиностроение: пусть сегодня Поднебесная ещё не является флагманом этого направления, но модели, производимые в Китае, с каждым годом становятся всё более конкурентоспособными. Китайские производители старательно модернизируют технику, учитывая пожелания клиентов, благодаря чему она ежегодно совершенствуется.
И это немало тревожит представителей российской машиностроительной отрасли, которые опасаются, что работающие в нашей стране бренды с Востока, будут «доводить до ума» свою технику при помощи российских дилеров и технических специалистов.
Получается, что мы своими же руками создаём технологичных производителей, которые в ближайшем будущем могут составить ощутимую конкуренцию отечественному сельхозмашиностроению. С другой стороны, угроза надвигающейся новой импортозависимости, возможно, заставит российских производителей сельхозтехники развиваться более активно.
Впрочем, пока гиганты отечественного сельхозмашиностроения чувствуют себя довольно уверенно, полагая, что большинство представленных на нашем рынке китайских моделей не представляют для них конкуренции из-за слабого уровня комплектации, сборки и функционала. К тому же, по ориентировочным подсчётам экспертов, на долю китайских тракторов до 300 л.с. (более мощные модели ими не производятся) может прийтись около 10% продаж, а это всего пара тысяч единиц на десяток брендов. Добиться больших объёмов можно лишь вытеснив с рынка МТЗ, что весьма маловероятно.
Тем не менее, китайские компании продолжают штурмовать российский рынок. Причина тому — намечающиеся проблемы со сбытом в самой Поднебесной. Не исключено также, что китайский бизнес, в силу особых отношений России и Китая, вполне мог получить инструкции от своих руководящих органов обратить внимание на нашу страну и сложившуюся в ней ситуацию, предполагают эксперты.
Так это или нет, но китайские производители сельхозтехники в любом случае будут всеми силами модернизировать машины, устранять проблемы, связанные с качеством сервиса, менять подход к развитию дилерской сети. Вывод бизнес-процессов на должный уровень — лишь дело времени. Единственное, что может помешать — это сверхконкуренция: если китайские поставщики, не учтя потребностей российского рынка, завезут слишком много техники и запчастей, это станет причиной значительного снижения продаж, что может сподвигнуть их к принятию решения об уходе из нашей страны. Или же они устроят демпинг, который приведёт к плачевным (в первую очередь для МТЗ) последствиям. Ну а пока дальнейшее присутствие китайской техники во многом будет определяться политической ситуацией (стр. 18, «Китайский профиль»).