Журнал «Агротехника и технологии»
Вступление в силу с 1 марта 2023 года федерального закона от 14 июля 2022 года № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон о побочных продуктах животноводства) внесёт серьёзные коррективы в работу аграриев. Закон поддержало всё отраслевое сообщество, боровшееся за право использовать навоз и помёт в сельскохозяйственном производстве. Однако вопросы всё же остаются. Своим мнением о ситуации с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Хомяков
Принятие закона о побочных продуктах животноводства имеет важное стратегическое значение, а именно закрепляет за побочными продуктами животноводства статус ценного ресурса для приготовления и использования органических удобрений.
Ещё в 2015 году российские сельхозтоваропроизводители столкнулись с проблемой неоднозначного толкования законодательства об отходах производства и потребления применительно к продуктам животноводства (навоза и помёта), а также с проблемой реализации и использования продуктов животноводства.
Использование навоза и помёта одновременно регулировалось санитарным и ветеринарным законодательствами, законодательством об обращении с отходами производства и потребления, а также законодательством, устанавливающим требования к обращению с пестицидами и агрохимикатами, что создавало правовую неопределённость статуса навоза и помёта в требованиях по обращению с ними.
Указанная ситуация приводила к формированию неоднозначной правоприменительной и судебной практики, что в свою очередь затрудняло эффективное ведение сельского хозяйства и создавало административные и финансовые риски для сельхозпроизводителей. Отсутствие чётких правил игры могло даже в некоторых случаях стать причиной банкротства хозяйств.
Между тем, продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных являются ценнейшим ресурсом для поддержания плодородия почвы и получения высоких урожаев сельхозкультур. Технология использования навоза и помёта для целей улучшения плодородия почв на землях сельхозназначения является неотделимым, исторически сложившимся и экономически обоснованным элементом в неразрывном цикле ведения сельского хозяйства.
По имеющимся данным сегодня уже более 60% предприятий свиноводства и птицеводства полностью перерабатывают продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных в органические удобрения. И такая положительная динамика будет проявляться всё ярче. Однако со стороны законодательства пока не всё идеально.
Закон о побочных продуктах животноводства вступил в силу с 1 марта 2023 года, однако формирование целостной системы нормативно-правового регулирования обращения хозяйств с побочными продуктами животноводства всё ещё не завершено.
В рамках реализации норм федерального закона №248 принят следующий ряд нормативных правовых актов:
-
Постановление правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года №1542 «О внесении изменения в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»;
-
Приказ Минсельхоза России от 7 октября 2022 года №671 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства»;
-
Постановление правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 года №1925 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) и Положение о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)»;
-
Постановление правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года №1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства»;
-
Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года №3256-р «Об утверждении перечня нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами».
В целях выработки консолидированной позиции в отношении реализации положений закона о побочных продуктах животноводства, на различных площадках была проведена серия совещаний и обсуждений с представителями всех заинтересованных сторон. В итоге в рамках реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», входящего в состав инициатив социально-экономического развития РФ на период до 2030 года и в целях формирования комплексного подхода к обращению с отходами в сфере сельского хозяйства Минсельхозом была разработана отраслевая программа «Применение вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в сфере сельского хозяйства на 2022-2030 годы» (утверждена заместителем председателя правительства РФ В.В. Абрамченко от 29 декабря 2022 г. №16133п-П11).
Целевыми индикаторами реализации данной программы установлены: «доля отходов сельского хозяйства, утилизированных в общем объёме образованных отходов сельского хозяйства» и «доля побочных продуктов животноводства в общем объёме образованных отходов животноводства и побочной продукции животноводства».
Согласно распоряжению правительства от 10 июня 2022 г. №1537-р в 2023 году Минсельхозом РФ предусмотрена актуализация информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям: ИТС НДТ 41-2017 «Интенсивное разведение свиней», ИТС НДТ 42-2017 «Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы», что позволит учесть и реализовать на практике современные технологии переработки побочных продуктов животноводства, а также вовлечь в хозяйственный оборот образующиеся данные побочные продукты животноводства.
Письмом Минсельхоза России от 27 января 2023 года №24/198 «О направлении пояснений на вопросы и предложения в отношении реализации положений Федерального закона от
Однако важно понимать, что помимо этого для обеспечения достижения цели закона о побочных продуктах животноводства и для развития экологически ориентированного сельскохозяйственного производства необходимо обратить внимание на скорейшее решение следующих задач:
-
Создание системы мониторинга, оценки и координации использования органических удобрений на основе современных цифровых технологий;
-
Внедрение современных технологий и технических средств подготовки и использования органических удобрений (НДТ);
-
Разработка и принятие целевой программы и финансовых инструментов поддержки освоения эффективных, экологически безопасных технологий и технических средств подготовки и использования органических удобрений;
-
Актуализация нормативно-технической базы для проектирования и внедрения современных, экологически безопасных технологий и технических средств переработки побочных продуктов и их использования в качестве органических удобрений;
-
Внедрение отраслевых стандартов для организации производственного и экологического контроля на уровне предприятий.
Стоит также напомнить, что органическое вещество (гумус) почвы является системообразующим фактором её функционирования, определяет свойства, режимы и плодородие. Более 62% площадей в нашей стране занимают пахотные почвы, относящиеся к слабогумусированным или содержащим гумус ниже нормы. Для предотвращения декарбонизации на имеющуюся площадь посевов и паров — 92 млн га, необходимо вносить в среднем по 4-6 т/га органических удобрений в год, или 370-550 млн т. Согласно Росстату, текущий уровень составляет 70 млн т. При этом торф в качестве удобрения сейчас не используется.
Реализация принципов ESG предполагает «климатически нейтральное», «регенеративное», «циклическое» сельское хозяйство, где: 1) обязательно обеспечивается воспроизводство плодородия почв, желательно расширенное, достигающееся за счёт технологий, включающих оценку и корректировку расходных и приходных статей баланса элементов минерального питания растений в агроценозах; 2) максимально используются ресурсы органического вещества, включая отходы животноводства (вернее, вторичные ресурсы); 3) не происходит снижения запасов гумуса в пахотных почвах (декарбонизация); 4) полностью исключена их деградация и все виды эрозии; 5) не допускается неконтролируемое обращение и поступление углерод-, фосфор- и азотсодержащих соединений в окружающую среду; 6) полученная агропродукция обладает минимальным из возможных значений «карбонового следа».
Пока аграрный сектор выведен из полномасштабного прослеживания «углеродного следа» продукции. Но со временем это может измениться. Поэтому связывание и аккумуляция углерода и иных «парниковых» азотсодержащих агентов в почве несёт как прямой эффект — восстановление плодородия и замыкание баланса биофильных элементов в агроэкосистемах, так и косвенный — получение «углеродных единиц» с которыми можно выходить на биржи и рынки.