Журнал «Агротехника и технологии»
Машинно-тракторные станции (МТС), история создания которых уходит корнями в СССР, похоже, переживают второе рождение. Что, в принципе, было ожидаемо
Несмотря на то, что в прошлом году катастрофы с поставками запчастей для сельхозтехники не случилось (спасибо локальным заводам и параллельному импорту), «доставать» детали в условиях непрекращающихся санкций становится всё труднее. А стало быть, хозяйства рано или поздно начнут испытывать серьёзные проблемы с обслуживанием и ремонтом имеющегося у них парка.
Казалось бы, ситуация искусственно созданного дефицита комплектующих должна была «работать» на развал отечественного АПК. Но в экстремальной ситуации произошла консолидация предпринимателей, которые дали МТС шанс на возрождение. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Но смогут ли машинно-тракторные станции, над которыми во времена Советского Союза постоянно висела угроза закрытия из-за недостаточной неэффективности, быть рентабельными и удобными для аграриев сегодня? Опыт прошлых лет показал две основные проблемы: низкую платёжеспособность земледельцев (что часто выливалось в стремление оплачивать услуги не деньгами, а продукцией) и недостаточный объём услуг (включая их плохое качество), которые оказывались станциями.
Тем не менее, сегодня МТС представляются многим перспективным бизнес-направлением. Одна из веских причин, способная дать станциям толчок к развитию, — это дефицит и старость парка сельхозтехники, которые наша страна не может преодолеть уже многие годы. Помимо этого, всё острее даёт о себе знать нехватка в хозяйствах квалифицированных механизаторов.
Решение этих проблем могли бы взять на себя машинно-тракторные станции, однако развернуть «аграрный каршеринг», да ещё и с ремонтной базой — довольно сложная задача, требующая огромных финансовых вливаний. Возникают резонные вопросы. Отобьются ли вложенные в закупку сельхозтехники средства? Будет ли аграриям по карману стоимость услуг, предоставляемых МТС? Насколько широкое предложение полевых машин смогут обеспечить станции? Кто будет рассчитывать потребность хозяйств в сельхозтехнике? И справятся ли МТС с повышенным спросом на сельхозтехнику во время сезонных работ?
Впрочем, дорогу осилит идущий. Сегодня в России, в основном, получают распространение следующие типы машинно-тракторных станций: собственные МТС агрохолдингов, заточенные под нужды своих хозяйств, небольшие региональные станции, понимающие местную специфику, а также МТС на базе дилеров, которые могут предлагать б/у машины для арендных операций.
Какой из этих форматов окажется успешнее, покажет время. Но в любом случае кооперация сторон, в частности сотрудничество производителей сельхозтехники с дилерами, в сегодняшней ситуации будет только на руку всему агрорынку, говорят эксперты. Главное, чтобы функционал станций не сводился к одной только аренде техники, но включал оказание широкого спектра услуг. В этом случае перспективы развития МТС как бизнес-направления могут быть весьма успешными.