Журнал «Агротехника и технологии»
В последнее десятилетие автомобили, работающие на электричестве, стали мировым трендом. Что неудивительно: крупный бизнес давно находится в поисках альтернативного топлива
Но если автопром весьма преуспел на этом поприще, покорив мир диковинными легковыми и грузовыми электромобилями, то в сельском хозяйстве массовое производство электроагрегатов и, в особенности, электротракторов пока остаётся под большим вопросом. А ведь в СССР такая техника уверенно бороздила просторы отечественных сельхозугодий. Причём в полях работали не только электротракторы, но и электроплуги — на испытании первого из них в 1921 году даже присутствовал Владимир Ленин, который и дал «зелёный свет» этому направлению: поскольку в стране наблюдался дефицит горючего, разработка сельхозтехники, работающей на электричестве, представлялась отличным выходом из положения.
Однако несмотря на внушительные суммы, выделяемые профильным институтам, массового производства электроагрегатов так и не состоялось: трактористы жаловались на неудобства в работе, связанные с тем, что питающий электротракторы кабель быстро выходит из строя, а сами тракторы не способны самостоятельно переезжать с поля на поле — их приходится перетаскивать с помощью тягачей. Но самым большим недостатком оказалась экономическая неэффективность такой техники. Согласно подсчётам специалистов, капиталовложения в электротракторы за счёт стоимости генератора и электрооборудования оказались значительно выше затрат на дизельные аналоги. При этом эксплуатационные расходы также были больше. Это поставило крест на развитии направления: даже при равной производительности дизельных и электротракторов применение последних было экономически нецелесообразно.
Но почему сегодня, несмотря на появление прорывных инновационных решений, электротракторы по-прежнему находятся на второстепенных позициях? Ведь по сравнению с топливными, электромашины не только дешевле в обслуживании, но и более универсальны в технических решениях, что крайне важно для бизнеса. К тому же полевая техника уже настолько «нашпигована» электроникой, что следующий шаг — тотальная электрификация с отказом от «классического» топлива — казалось бы, очевиден. А если ещё вспомнить про критическую зависимость отечественного сельхозмашиностроения от компонентной базы, развитие которой потребует годы и миллиарды инвестиций, то мысль о переходе на принципиально новые перспективные технологии напрашивается сама собой. Тем более, что движение сельхозмашиностроения в сторону электрификации уже идёт.
И всё же, переход на новую технологию не представляется делом ближайшего будущего. Ведь на данный момент применение электротракторов сопряжено с целым рядом технологических проблем, среди которых основные — это неэффективность работы электропривода при постоянно меняющихся нагрузках во время работы машины в поле, а также отсутствие инфраструктуры для такой техники — зарядных станций и предприятий по утилизации аккумуляторных батарей. К слову, утилизацию аккумуляторных батарей невозможно представить без вреда для природы и человека. А это ещё одна серьёзная проблема.
Но тренд на электрические решения не остановить. Единственным стопором на этом пути разве что может стать постоянно растущая стоимость газа и электричества, способная свести целесообразность использования аккумуляторных батарей на нет. Впрочем, в этом случае у конструкторских бюро появится возможность разработать для сельхозтехники технологию, основанную на применении водородного топлива.