Запчасть до востребования. Об особенностях агарного рынка и способах адаптации к ним

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Своим видением ситуации, сложившейся сегодня на аграрном рынке, с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Хомяков

Основной дискурс в осенний период всегда имеет одну и ту же повестку — соберём или не соберём, а если да, то сколько? Вопрос «чем соберём» уходит на второй план или вообще не обсуждается. Это и понятно — некогда, ведь идёт уборка урожая.

5 августа текущего года глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев на выездном заседании оперштаба министерства в Республике Башкортостан рассказал, что сейчас объём собранных зерновых в стране заметно меньше, чем год назад. Судя по его словам, погодные условия и определённые сложности с сельхозтехникой, особенно с поставкой запчастей и комплектующих для импортных образцов, создают «риски в части достижения показателя по урожаю зерна в 130 млн т». «Конечно, свой рынок мы полностью обеспечим, — сказал министр. — Однако если не будут достигнуты запланированные объёмы, экспортные планы в 50 млн т нам придётся пересмотреть». 

Как выходят из положения с импортными самолётами, мы представление имеем. Может быть, аналогично придётся поступать и с сельскохозяйственными машинами , и т. д., парк которых по ряду позиций оценивается в 40% от общего в РФ? 

Однако тут необходимо сделать небольшое отступление. С 7 августа вступил в действие приказ министерства промышленности и торговли от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».

Иными словами, в марте правительство разрешило параллельный импорт из-за введённых против нашей страны санкций. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что министерство готово оперативно менять список брендов, попадающих под параллельный импорт в зависимости от их решения остаться работать в стране.

Под параллельным импортом понимается ввоз в страну оригинальных товаров лицами без согласия правообладателя на ввоз этих товаров. Продукция поступает альтернативными способами, а не через дистрибутора.

Что же попало в список товаров для параллельного импорта? 

• автомобили и запчасти для них 

• двигатели и их части 

• оборудование для различных отраслей, включая железнодорожный и судоходный транспорт, сельское хозяйство;

• устройства и оборудование для железных дорог, лодки, живые деревья, саженцы и цветы;

• моторное топливо, нефтепродукты и смазочные материалы, изотопы, редкоземельные металлы, продукты химического производства, красители;

• резина и резиновые изделия, пластмассы и т. д.

Помимо этого, председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление от 29.07.2022 № 1351 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1956 и признании утратившими силу отдельных положений акта Правительства Российской Федерации», которое приравнивает маркетплейсы к другим участникам оборота в отношении правил обязательной маркировки продукции. Из документа следует, что с 1 марта 2023 года онлайн-платформы будут нести ответственность за непередачу сведений в систему «Честный знак» и продажу контрафакта.


Это означает, что любой агрегатор теперь обязан маркировать реализуемый товар, даже если он не хранит эти товары на складе. Таким образом, маркировать продукцию должны владельцы онлайн-площадок — именно они понесут ответственность за продажу контрафакта и немаркированных товаров. Сейчас маркировке подлежат обувь, одежда, шины, парфюмерная продукция, велосипеды, питьевая вода, молочная продукция, табачная продукция и некоторые другие товары. Часть из них может быть контрафактной.

Но вернёмся к прогнозам урожая. Надо заметить, что резкое различие значений в прогнозах экспертов нельзя объяснить только погодой. Что же касается запчастей, то их агропроизводители, исходя из специфики хозяйственной деятельности, запасают заранее. Поэтому нехватка деталей и логистические проблемы могут, скорее, проявиться в следующем году. Тогда в чём же причина снижения урожайности?

«Отставание в 7-8 млн т реально и только на погоду его не спишешь, — сказал в интервью «Независимой газете» вице-президент Александр Корбут. — Причин несколько. Во-первых, изначально заявлялось о 19 млн га засеянных площадей, а подкормку весной проводили, судя по отчётам, только на 16,4 млн. И эта разница толком так и не была объяснена. Разобраться мешает и ограничение на публикацию статистических данных, которое ввёл ещё в прошлом году. Во-вторых, при высокой урожайности возросла нагрузка на технику, простой из-за поломки в течение 10 дней обходится в 5% урожая. Санкционные ограничения здесь не главный фактор, проблема носит внутренний характер. Из-за высокой экспортной пошлины рентабельность хозяйств снизилась (из-за пошлины фермеры недополучили при продажах почти 450 млрд руб.), финансовые запасы, сформированные в прошлые годы, закончились, поэтому значительно подорожавшую технику (один комбайн стоит 20 млн руб.) и запчасти приходится закупать на кредитные средства».

Помимо этого, даёт о себе знать и другая проблема. Согласно данным уже не первый год наблюдается отчётливая тенденция существенного уменьшения энерговооружённости отечественного сельского хозяйства (л.с. на 100 га посевов) с 330 в 2000-м году до 200 в 2022-м. (Для справки: в США этот показатель составляет 850 л.с., в ЕС — 450, а в Белоруссии — 250 л.с., соответственно). «Наверху» это понимают и бьют тревогу.

Председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин на совместном заседании с Минсельхозом, состоявшемся 05.07.2022 года, отметил, что «снятие по природно-климатическим зонам лимитирующих факторов раскрытия генетического потенциала сортов — архиважная задача». Ведь именно текущий уровень энергетической вооружённости отвечает за потери урожая. Так, от биологической зрелости до момента уборки не должно проходить больше 10 дней. Если убираем за 20 дней — теряем четверть урожая. 

«В России в 2021 году насчитывалось 52,6 тыс. зерноуборочных комбайнов, а посевная площадь составляла 47 млн га. Получается, что на 1 тыс. га приходится всего один комбайн, а ведь многие из них изношены. Конечно, по регионам картина отличается, но в целом ситуация везде похожа. На этом фоне выгодно отличаются другие страны, которые обеспечены сельскохозяйственной техникой гораздо лучше», — обратил внимание Кашин.


Энерговооружённость АПК. Из доклада председателя комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на заседании 05.07.2022

На взгляд депутатов, обеспечение технологического суверенитета РФ в АПК и успехи импортозамещения напрямую зависят от оперативного межведомственного взаимодействия: Минпромторга, Минсельхоза, Росагролизинга, производственных компаний, представителей научного сообщества и самих сельхозпроизводителей. Несомненно, стране необходим чёткий план действий в условиях новой экономической политики.

Можно лишь добавить, что хотя перечисленные проблемы возникли не вчера, их решение многие годы откладывалось. Так что маркетплейсы — это, несомненно, хорошо, но лошадь обычно ставят впереди телеги.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»