Журнал «Агротехника и технологии»
Распоряжением правительства РФ от 29.12.2021 № 3971-р, утвержден ы стратегические направления в об — ласти цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года
Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:
высокий уровень дефицита на рынке труда специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, способных эффективно работать с инновационными цифровыми технологиями;
-
отсутствие учебных программ по подготовке специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в области использования современных инновационных технологий для сбора и обработки информации о состоянии и использовании земель в агропромышленном комплексе;
-
неразвитость прогнозирования и планирования в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в цифровой среде;
-
недостаточное развитие цифровой инфраструктуры;
-
недостаточная доступность информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
-
отсутствие единой цифровой площадки получения отраслевых данных;
-
неразвитость сбыта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов через цифровые каналы;
-
недостаточная точность данных в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;
-
высокая капиталоёмкость мероприятий цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Среди наиболее существенных вызовов (задач) цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ можно выделить следующие:
-
обеспечение агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов квалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями;
-
снижение потерь в цепочке производства продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
-
наращивание доли необходимой для деятельности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов информации в открытом доступе, а также повышение уровня её достоверности;
-
оптимизация контрольно-надзорной деятельности;
-
повышение эффективности расходования бюджетных средств;
-
снижение импортозависимости от программно-аппаратных средств и программного обеспечения и увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
-
зависимость от импортных технологий и цифровых решений для разработки цифровых сервисов и платформ;
-
недостаточность объёмов финансирования;
-
нехватка управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации;
-
высокий уровень различий в развитии инфраструктуры субъектов РФ и их кадрового потенциала.
Однако для использования новых технологий и техники требуется подготовить высококвалифицированные трудовые ресурсы в должном объёме. В быстро меняющейся цифровой экономике это должны быть, преимущественно, молодые образованные работники. Таким образом, роль и значение человеческого капитала принципиально возрастает. Очевидно, что именно кадры и социальные аспекты жизни на селе в ближайшее время станут главным лимитирующим условием развития АПК страны, внедрения инноваций в производство и инвестиционной активности.
Сейчас опять возобновилась дискуссия о смене образовательных траекторий и возврате, преимущественно, к пятилетней практике высшего образования. Как известно, в 1998 году министры образования группы стран на юбилее Болонского университета приняли заявление о необходимости создания единого европейского пространства высшего образования, суть которого — создание многоуровневой структуры высшего образования «бакалавр- магистр-доктор». Сегодня практически все страны мира реализуют данный принцип.
Причина, по которой была выбрана эта структура, заключалась в следующем. В 1988 году Бюро просвещения ЮНЕСКО сделало заявление о невозможности признания пятилетних дипломов выпускников советских вузов на уровне магистров на основании того, что степени магистра должна предшествовать степень бакалавра. В качестве примера было прямое указание: «Нельзя признавать дипломы иностранных выпускников Университета дружбы народов (УДН имени Патриса Лумумбы) на уровне магистров». (Ныне это РУДН). В результате министр высшего и среднего специального образования СССР издал приказ, разрешающий в порядке эксперимента обучение в УДН по системе «4+2».
Таким образом, ещё в 1996 году (до Болонского процесса, ведь Россия официально присоединилась к нему в сентябре 2003 года) система «бакалавр-магистр» была принята в федеральном законе от
Но так ли важна структура как таковая? Ведь в рамках любой системы высшего образования можно учить всех по одному централизованному, спущенному сверху учебному плану. Или, напротив, давать возможность использовать гибкие образовательные траектории. Кому-то важнее фундаментальные знания, а кто-то выбирает для себя практику и работу по специальности — ему необходимо получить практические навыки в процессе обучения. Однако содержание определяют наши собственные российские образовательные стандарты и конкретные университеты, академии и ВУЗы, которые, имея степень свободы, могут и должны оперативно отвечать на запросы рынка труда, сотрудничая с работодателями.
Недавно было принято решение об упразднении подкомиссии по развитию искусственного интеллекта Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утверждённое постановлением правительства РФ от
На подкомиссию были возложены, в том числе, функции по рассмотрению и утверждению документов, подготовленных в целях достижения результатов федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в случаях, когда такая необходимость предусмотрена соответствующими паспортами федеральных проектов.
Наверное, искусственный интеллект — это очень хорошо и в современном тренде, но при этом надо не забывать и о «естественном».