В поисках компонентов

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

В конце апреля президент Владимир Путин поручил отменить ввозные таможенные пошлины на некоторые виды сельхозтехники, которые не имеют аналогов в России, а также запчастей к ней. Речь, прежде всего, идёт о свеклоуборочных и картофелеуборочных комбайнах, свеклосеющей технике и машинах для садоводства

Это, безусловно, правильная мера, которая работает на обеспечение продовольственной безопасности нашей страны, говорят эксперты, однако основной вопрос состоит в том, реально ли будет осуществить доставку вышеупомянутой продукции из ЕС в Россию. Попытки ввезти сельхозтехнику и комплектующие могут провалиться, поскольку со стороны целого ряда западных стран в отношении нашего государства продолжают действовать жёсткие ограничения экспорта.

Предположить, сколько может продлиться этот бойкот, не берётся никто. Но большинство участников рынка склоняются к тому, что блокада поставок вводится надолго, потому что причина этого явления носит политический характер. Известно, что крупным зарубежным компаниям-производителям сельхозтехники были даны недвусмысленные инструкции воздержаться от экспорта машин и запчастей в нашу страну (в духе «решайте, на чьей вы стороне»). И это только первая половина проблемы. Основная же сложность заключается в издержках толкования санкционных документов. Например, ввозить болты для плуга запрещено, а запчасти для сельхозтехники — это пожалуйста (или наоборот). А если снять двигатель с трактора — это уже не будет трактор? И смогут ли в таком случае его пропустить?

Эксперты отмечают, что некоторые компании уже столкнулись с таможенным беспределом: так, одного из поставщиков запчастей «развернули» на польской границе, придравшись к таможенному коду товара.

Исходя из этого большинство компаний предпочитают сидеть тихо и ничего не делать. Ведь даже если артикулы не подпадают под «запрещёнку», нет гарантии, что внезапно не появится новый пакет санкций или что на польской таможне не продемонстрируют «своё прочтение» кодов и не «завернут» поставку. Иными словами, любое действие — это потенциально поле для ошибки. 

Впрочем, некоторые зарубежные производители техники, сильно дорожащие российским рынком, на свой страх и риск каким-то непостижимым образом умудряются ввозить запчасти, а дилеры пытаются протащить оригинальную продукцию через дружественные нашему государству страны в обход санкций. Это, конечно, радует, говорят эксперты, однако качество таких комплектующих может вызывать вопросы. Причина в том, что сейчас предпринимаются попытки собрать по всему миру разнообразные дженерики, но надёжность некоторых из них вызывает сомнение.

В целом же, появление альтернативных логистических цепочек указывает на то, что в России уже почти сформировалось такое явление, как «параллельный импорт». По мнению аналитиков, он не несёт иностранным компаниям ничего хорошего. Поскольку продолжение поставок окольными путями неизбежно, зарубежным производителям ничего не остаётся, как закрывать на это глаза. У них просто нет другого варианта: в ситуации, когда уже появились призывы применить санкции к компаниям, ограничившим в Россию поставки техники и комплектующих, лучше не будить лиха. Например, в качестве мер побуждения обсуждается подача коллективных судебных исков против приостановивших поставки компаний, а также исключение их из списка поставщиков с защищённой торговой маркой. 

Как ситуация будет складываться дальше, не очень понятно. Но говорят, что определённые компании пообещали Минсельхозу, что привезут «всё, что нужно». По крайней мере, уже собрал артикулы по наиболее важным запчастям. 

Насколько выполнима эта задача, покажет время. Но в любом случае везти придётся немало. Вот только несколько цифр. По экспертным оценкам, за последние 20 лет в России ведущими западными брендами было продано около 59 тыс. единиц самоходной техники. Из этого объёма примерно 25% составляют комбайны, 70% — тракторы и 5% — иные самоходные машины.

Оценить потребность дилеров в запчастях, необходимых для проведения сезонных полевых работ, довольно трудно, говорят аналитики, однако для понимания масштаба проблемы достаточно сказать, что каталоги запчастей многих известных брендов содержат десятки тысяч позиций.

По оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе поиски альтернатив оригинальным запчастям, в том числе попытки их локального производства, могут заместить не более 15-20% необходимой номенклатуры (в среднесрочной перспективе — до 25%). Поэтому наиболее очевидный путь — коммуникация с производителями по восстановлению поставок оригинальных запасных частей в Россию, в том числе по альтернативным логистическим каналам. При отказе же производителей идти на контакт, вероятно, ничего не остаётся, как искать каналы поставок оригинальных запчастей из дружественных стран, минуя российские представительства западных производителей. И, конечно, параллельно с этим активно развивать отечественное производство.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»