Журнал «Агротехника и технологии»
В нашей стране планируется ввести регулирование российского бренда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками. Первые национальные стандарты для такой продукции уже утверждены. Своим мнением о процессах, происходящих на рынке «зелёной» продукции и рынке органики с журналом «Агротехника и технологии» поделился заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова Дмитрий Хомяков
Законодательная основа для продукции с улучшенными характеристиками начала формироваться три года назад, когда
По продукции с улучшенными характеристиками в Госдуме приняты в первом чтении два внесённых правительством законопроекта: «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в связи с принятием ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками».
Это означает, что планируется ввести регулирование российского бренда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками. Для этого создаются единые подходы к оценке соответствия, маркировке и требованиям к такой продукции. Так, удостоверение о соответствии продукции документам по стандартизации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками предлагается осуществлять в форме добровольной сертификации в порядке, установленном Федеральным законом от
Основным отличием «зелёной» продукции от органики является то, что при её производстве можно использовать только те удобрения, которые соответствуют особым критериям — с пониженным негативным воздействием на почву и урожай. Правда, что конкретно стоит за этим термином, пока не совсем ясно. Предполагается, что в производстве сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками смогут применяться синтетические минеральные удобрения с особыми показателями по содержанию в них токсичных примесей, химические средства защиты растений с низким уровнем воздействия на окружающую среду, любые семена, за исключением ГМО-семян. При этом возможна обработка посевов препаратами для защиты растений. Кроме того, предполагается сертификация именно сельскохозяйственной продукции, а не самого производства, как в случае с органической продукцией.
Для информирования потребителей о производителях сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками и видах производимой ими продукции предусматривается создание единого государственного реестра таких производителей.
Вторым законопроектом предлагается расширить перечень направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, а также перечень информации, включённый в систему государственного информационного обеспечения в этой сфере в связи с введением в законодательство новых категорий продукции.
Возникает вопрос: как обеспечить должную правоприменительную практику? Ведь предполагается, что в результате принятия рассматриваемых законодательных решений отечественным сельхозпроизводителям будет легче пользоваться инновациями и технологиями для повышения качества конечной продукции.
Впрочем, потребители этой продукции получат возможность увидеть и выбрать товары с улучшенными характеристиками. Для этого на товарах будет размещена специальная маркировка.
Первые национальные стандарты новой серии — «продукция сельскохозяйственная, сырьё и продовольствие с улучшенными экологическими характеристиками» - уже утверждены. Принятие же новых ГОСТов в этой области позволит отечественным производителям обеспечить узнаваемость и защиту российских брендов «экологически чистой» продукции. Во всяком случае, так заявляется.
Однако всегда огромное значение имеет правоприменительная практика. Сейчас закон об органической продукции не реализуется целиком, выполняются лишь отдельные его направления (положения). На сегодняшний день имеется не более 8-9 сертификаторов (фирм, уполномоченных проводить сертификацию и выдавать соответствующий документ). Количество сертифицированных или занесённых в реестр профильных компаний тоже не слишком велико — 63 (причём, 41 из них является субъектом МСП).
Безусловно, работа в сложный период пандемии не останавливалась, и органы по сертификации делали, по возможности, всё необходимое для того, чтобы производитель был в дальнейшем включён в реестр, который ведётся Минсельхозом. Тем не менее, новых заявок практически нет. Чем будут заниматься созданные коммерческие структуры-сертификаторы дальше?
В европейских странах основными производителями органической продукции являются фермеры. Причина в том, что в рамках крупного хозяйства сложнее наладить органическое земледелие и работать при запрете СЗР и агрохимикатов, ведь это значительно снижает продуктивность посевов, к тому же возрастают риски полной потери урожая. (Именно поэтому, кстати, в крупных хозяйствах практически не обсуждается вопрос о воспроизводстве плодородия почв на используемых участках.)
В связи с этим возникает вопрос об агростраховании с государственной поддержкой и без таковой. При наличии определённой помощи фермеры могли бы занять свободную нишу в формирующемся сегменте органической продукции на рынке России. Но каков его реальный объём? На мой взгляд, заявленные перспективные объёмы слишком оптимистичные. Тем более, что на торговых полках отечественная продукция представлена незначительно, а импортная уже заняла определённую позицию. А ведь помимо этого есть ещё и «гринвошинг» - «зелёный» образ в упаковке, порой не соответствующий реалиям. Бизнес и маркетологи сумели оперативно откликнуться на запросы рынка и определённой части потребителей.
Сейчас рассматривается вопрос о взаимном признании национальных и международных стандартов и сертификатов. Но одна и та же продукция, производимая в разных странах по одинаковым требованиям, может иметь различное обозначение. Например, в Европе (во Франции, в Германии) это «био», «эко», в Америке и России — «органик». В процессе взаимного согласования все три понятия должны стать юридически равнозначными.
Большое количество неурегулированных вопросов приводит к тому, что создание государственной программы «Развитие органического сельского хозяйства» откладывается. Безусловно, производители органики надеются увидеть государственную поддержку. Однако есть мнение, что это должен быть единый документ, в котором должны быть чётко разделены «зелёная» продукция и органическая. Это потребность и требование отечественных агропроизводителей. Они хотят ясности и понимания. Производство «зелёной» продукции им более доступно, выращивание же органической — сложный процесс осознания подхода к этому типу земледелия, не говоря уже о прохождении бюрократических процедур.
Завоёвывать международный рынок, не создав условий для прихода на него новых российских предприятий, невозможно. Но как тогда быть с широко обсуждаемыми планами и миллиардной потенциальной валютной выручкой? Да, существует подробное описание маркировки органической продукции, которая одновременно включает в себя надпись и графическое изображение — знак органической продукции единого образца. Однако нет ясности со структурами, учреждениями и кадрами, которые должны реализовать это направление, готовить специалистов, проводить повышение квалификации
Помимо этого, хотелось бы выделить и другие существенные проблемы, о которых говорилось при рассмотрении закона об органической продукции. Звучат эти опасения и сейчас, в рамках рассмотрения закона о продукции с улучшенными свойствами. Прежде всего, это отсутствие основополагающих требований к определению понятия «органическая продукция», позволяющих создать целостную систему контроля. Референтные значения показателей и сами показатели должны определяться и проверяться лабораторным способом. Упомянутые выше стандарты, безусловно, могут являться основой для изготовления продукции. Быть же обязательными требованиями, которые подлежат контролю со стороны надзорных органов, они не могут. И это далеко не исчерпывающий перечень возникающих вопросов.