Журнал «Агротехника и технологии»
В марте в Государственной думе состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование правового механизма государственного регулирования ценообразования на продовольственные товары первой необходимости». О складывающейся в 2021 году на российском рынке АПК ситуации журналу «Агротехника и технологии» рассказал участник слушаний — заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Хомяков
Сферы государственного регулирования постоянно расширяются. Это, в том числе, отражается на увеличении объёмов сельскохозяйственного производства, переработки продукции и её экспорта. Однако при этом усиление госконтроля даёт искажённые сигналы бизнесу, деформирует рынок, увеличивает риски, снижает инвестиционную привлекательность отрасли, уменьшает её маржинальность и наличие оборотных средств на проведение неотложных работ, и, несомненно, сказывается на мировых и внутренних ценах на продовольствие и сельскохозяйственное сырьё. В этом сошлось во мнениях большинство участников прошедшего слушания в Госдуме.
По итогам 2020 года на фоне высокого урожая зерновых сельское хозяйство стало единственной отраслью экономики, продемонстрировавшей уверенный рост (по данным Росстата валовая продукция агросектора прибавила 1,5%). Доля прибыльных организаций впервые за долгие годы составила более 80%, прибыль увеличилась на 34%, убытки снизились на 60%. Однако в выступлениях не отмечалось, что наряду с вышеупомянутыми факторами именно экспорт позволил сельхозпроизводителям частично компенсировать негативное влияние постоянного диспаритета цен, складывающегося на внутреннем рынке.
Аграриям для приобретения промышленных товаров приходится ежегодно увеличивать объём продаж своей продукции. Например, если в 2016 году для того, чтобы приобрести 1 тонну дизельного топлива, необходимо было продать 3,3 тонны пшеницы, то в 2020 году для покупки 1 тонны солярки уже нужно было продать 4,2 тонны этой культуры.
Цены демонстрируют стремительный рост на все важнейшие для АПК товары промышленного производства — ГСМ, электроэнергию (для села в текущем году расходы на электроэнергию составляют 9 руб. за 1 кВт/ч), минеральные удобрения, пестициды, семена, племенной ма — териал, комбикорма и кормовые добавки, сельскохозяйственную технику
В частности, на парламентских слушаниях было отмечено, что меры госрегулирования стали, помимо прочего, причиной снижения объёмов производства продуктов питания. Так, в феврале 2021 года выпуск рафинированного подсолнечного масла снизился на 26% по сравнению с декабрём 2020 года, производство нерафинированного масла уменьшилось на 12%, а свекловичного сахара — почти на 70%.
Упоминался также опыт плановой экономики со всеобъемлющим государственным регулированием цен. В СССР проблема обеспечения населения качественным продовольствием в необходимых объёмах со свободным доступом к нему так и не была полностью решена.
Сейчас рыночная экономика России открыта и имеет возможность использовать сложившуюся благоприятну ю мировую конъюнктуру. Но в то же время наша экономика зависит от курса национальной валюты (с 2013 года по отношению к резервным валютам рубль девальвирован).
Возникает резонный вопрос: что и как надо регулировать? Ведь в стране необходимо поддерживать баланс продовольствия, а для этого нужно определить его параметры, следить за ситуацией, прогнозировать последствия действий участников рынка и множащихся в числе регуляторов, рыночными способами содействовать расширению производства необходимой продукции без ущерба для других товарных позиций.
Вот простой наглядный пример. 1 кг пшеницы 4 класса сегодня реализуется сельхозпроизводителе м по цене в 14,8 руб. Произведённый из этого сырья 1 кг муки стоит 20,9 руб., а выпеченный из этой муки хлеб — 52,4 руб./кг. В рознице хлеб реализуется уже по цене 84,7 руб./кг. Таким образом, выручка торговли от продажи хлеба сегодня в 2,2 раза выше, чем выручка производителя зерна. Есть мнение, что надо ограничить торговую наценку, однако торговля — тоже важнейший участник рынка. Поэтому задача властей, скорее, заключается в том, чтобы не ограничивать, а обеспечить конкуренцию между различными её формами и структурами, а не вносить хаос и сбои в товаропроводящие цепочки.
Для успешного развития отрасли сельское хозяйство страны должно оставаться многоукладным, но в этих условиях обостряется проблема подавления малых форм хозяйствования крупными игроками. Свободная конкуренция и наличие товаров — основа снижения цен. В связи с этим всё более актуальной становится задача расширения возможностей для малых форм хозяйствования, производящих 55% товарной продукции отрасли. Люди должны иметь возможность самостоятельно реализовывать свой товар там, где им удобно: на рынке, ярмарке, в нестационарном маленьком магазине, в автолавках или другими способами, в том числе, на собственном земельном участке. Решение этих вопросов находится, в первую очередь, в сфере компетенции региональных властей и местного самоуправления.
Прозвучала на парламентских слушаниях и оценка состояния и качества управления почвенными ресурсами, составляющими основу агропроизводства. Мне, как почвоведу и агрохимику, ясно одно: временные отрезки между ухудшением состояния почв (а также окружающей среды в целом) и социально-экономическими последствиями, наступающими вследствие процесса деградации почвенного покрова, не очевидны для большинства людей. Именно поэтому они не осознают серьёзность и актуальность проблемы и не предпринимают шагов к её разрешению.
До сих пор правовое регулирование не давало понятного представления о месте почвенных ресурсов и почвенного покрова в организации землепользования, реализации земельной политики, ведении агропроизводства и формировании устойчивой национальной продовольственной системы. Из-за некорректного совмещения и путаницы понятий «земля» и «почва» терялось понимание того, что плодородие — это свойство именно почв, а не земель.
Однако с 1 мая 2021 года, наконец, был введён в действие порядок формирования планов проведения почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения. Обследования проводятся подведомственными Минсельхозу ФГБУ для государственного учёта показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Мероприятия осуществляются в рамках мониторинга почвенного покрова в целях выявления изменений количественных и качественных показателей состояния плодородия почв, а также загрязнения, развития негативных процессов, распространения вредителей, болезней и сорных растений сельскохозяйственных культур. Периодичность проведения таких обследований — не реже 1 раза в 15 лет, если речь идёт о почвенном и геоботаническом обследовании, не реже 1 раза в 5 лет для агрохимической и эколого-токсикологической проверки и ежегодно в вегетационный период для фитосанитарного контроля.
Интересно, что примерно в то же время, когда в Москве проходили парламентские слушания, на другом конце света проводилось заседание Совета ООН, посвящённое связи между голодом и вопросами безопасности. По сообщению AFP, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш 11 марта 2021 года во время заседания Совета Безопасности предупредил коллег, что без немедленных действий направленных на ликвидацию голода миллионы людей во всём мире рискуют умереть. Климатические потрясения и пандемия COVID19 ещё больше увеличивают риски, заявил он. «Моя идея проста: если вы не кормите людей, вы подпитываете конфликты», — настаивал Антониу Гутерриш, подчёркивая ответственность человека за создание голода. С этим трудно не согласиться….
Что теряем
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС ЭЛЕМЕНТОВ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ
С середины 1990-х годов в пахотных почвах России наблюдается отрицательный баланс гумуса и основных элементов минерального питания сельскохозяйственных культур. В этот период в год при менялось всего 1,4-2,9 млн т действующих веществ (д.в.) минеральных удобрений (NPK). В среднем за прошедшие 20 лет — 1,9 млн т д.в. ежегодно.
ПОТЕРЯ ГУМУСА — ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ
Для предотвращения декарбонизации пахотных почв необходимо вносить в среднем по 4-6 т/га органических удобрений в год или 370-550 млн т. Текущий уровень — 70 млн т, исключая торф, который в качестве удобрения сейчас не используется. В 1990 году в нашей стране насчитывалось 76 млн условных голов скота. Сейчас поголовье составляет 35 млн голов. В результате резкого уменьшения поголовья выход органики сократился до 290-300 млн т физической массы или 210 млн т в пересчёте на подстилочный навоз. Увеличение доступности, снижение стоимости и прекращение неконтролируемого оборота органических ресурсов в сельском хозяйстве России невозможны без корректировки административных требований.
ПОДКИСЛЕНИЕ ПОЧВ И ЛАНДШАФТОВ — АСИДИЗАЦИЯ
На 1 га в среднем необходимо вносить 6-9 т известковых материалов с периодичностью 5-7 лет. В нашей стране их применение за прошедший 20-летний период составляло не более 2,3 млн т физической массы в год или 25 кг/га пашни, находящейся в обороте. Объёмы известкования уменьшились по сравнению с 1985—1990 годами. Тогда объёмы внесения составляли 31 млн т в год или 235 кг/га. Кислые почвы, требующие первоочередного известкования, занимают по стране 35%, а в ЦФО их 61%. Агрохимические обследования свидетельствуют, что процессы подкисления нарастают, повышается доля и площади кислых пахотных почв, а стало быть, ежегодно увеличивается и потребность в известковании.