Журнал «Агротехника и технологии»
Некоторое время назад ЮНЕП выдвинула концепцию «безопасного рабочего пространства» (БРП), согласно которой к 2030 году предлагается использовать для нужд потребления не более 0,2 га пахотных почв на человека. Превышение данного показателя, по мнению учёных, приведёт к необратимому ущербу: сокращению биоразнообразия, высвобождению двуокиси углерода, нарушению круговорота воды и питательных веществ, вовлечению в сельхозоборот новых участков и сокращению площадей почв в естественных биогеоценозах
Но несмотря на то, что резервы пахотных почв крайне ограничены, по всему миру уверенными темпами продолжается распашка ещё не освоенных территорий, что по мнению ряда экспертов, не только приблизит время наступления экологических рисков, но и поставит под угрозу продовольственную безопасность. То, как быстро это произойдёт, зависит от того, в каком состоянии окажутся введённые в оборот участки. Однако с уверенностью можно предположить, что проблема наступит довольно скоро.
В нашей стране помимо прочего проблему усугубляет объём применения агрохимических средств. Как отмечают эксперты, на протяжении уже как минимум 30 лет ежегодный отрицательный баланс основных элементов минерального питания (азота, фосфора и калия) на пахотных почвах превышает 100 кг д.в./га, что красноречиво говорит о том, что объёмы внесения минеральных удобрений не способны не то что повысить, но даже обеспечить воспроизводство плодородия почв.
В такой ситуации давно пора бить тревогу. Тем не менее, в аграрной среде сильна уверенность в том, что почвы — неиссякаемый источник плодородия, способный сколь угодно долго обеспечивать получение высоких урожаев. В погоне за прибылью большинство аграриев даже не задумываются о необходимости поддержания здоровья почвенного покрова или не имеют для этого финансовых возможностей.
Несмотря на то, что деградация почв с каждым годом усиливается, на проблему закрывают глаза: когда на кону миллиарды, цель оправдывает средства. Но, как известно, всему есть предел, и в один прекрасный момент деградация станет необратимой. Вот только платить по счетам придётся ни в чём не виновным будущим поколениям.
Безусловно, в России на государственном уровне принято множество документов, предусматривающих меры борьбы с деградацией почвы, кроме того, проводится мониторинг, в ходе которого поступают данные о концентрации в почвах химических веществ, пестицидов и тяжёлых металлов. Но эта работа не отличается системностью, признают эксперты, так как исследования требуют значительных финансовых и временных затрат.
По мнению аналитиков, для решения проблемы необходимо создание частногосударственного партнёрства таких ведомств, как Департамент растениеводства Минсельхоза, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Минпромторг. При этом за основу можно взять опыт стран ЕЭС, где независимые частные компании осуществляют комплексный контроль за параметрами окружающей среды, а государство выполняет функции регулятора. Совместная работа вышеупомянутых организаций, полагают эксперты, могла бы, наконец, сдвинуть ситуацию с мёртвой точки.