Журнал «Агротехника и технологии»
С 2020 года отрасль сельхозмашиностроения ожидает ряд серьёзных изменений, связанных с государственной политикой в области субсидирования, требований к локализации, развития компонентной базы и стимулирования спроса
Повлияют ли эти изменения на планы мировых производителей сельхозтехники по размещению производств в России? Как трансформация господдержки скажется на доступности современной сельхозтехники для российских аграриев? Каким мировые производители сельхозтехники видят будущее российского рынка? Ответы на эти вопросы специально для журнала «Агротехника и технологии» подготовил официальный представитель ассоциации VDMA Agricultural Machinery в России Михаил Мизин.
Последние годы российский рынок сельхозтехники развивается относительно стабильно с циклическими перепадами, свойственными развитой рыночной экономике, и с поправкой на зависимость от ситуации в сельском хозяйстве — текущих цен, урожая
В 2019 году рынок сельхозтехники в целом сохраняет положительную динамику в сегменте тракторов, техники для почвообработки и посева, демонстрирует стагнацию по зелёной линейке и небольшой минус в сегменте зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Учитывая хороший урожай зерновых в текущем году и благоприятную ситуацию с ценами, перспективы рынка в 2020 году также вызывают сдержанный оптимизм у производителей сельхозтехники. Однако в российских реалиях традиционно присутствует фактор непредсказуемости в виде меняющихся условий игры в области регулирования и господдержки, зависимость от которых является слабым местом российского рынка сельхозтехники.
Основное стратегическое изменение в области господдержки — постепенная замена прямой субсидии производителям сельхозтехники по Программе 1432 на механизм единой лизинговой субсидии, что означает смещение фокуса c поддержки производителей техники на формирование платёжеспособного спроса. По задумке Минсельхоза, механизм льготного лизинга представляет собой более современную и эффективную форму поддержки, которая позволит значительно ускорить темпы обновления парка сельхозтехники и обеспечить более сбалансированное распределение государственных денег. При этом для снижения адаптационных издержек, связанных с переходом с прямой субсидии по Программе 1432 на механизм единой лизинговой субсидии, было принято решение о сохранении Программы 1432 на 2020-2022 годы в объёме 8 млрд руб. в год. Однако эти деньги ещё не выделены.
С точки зрения решения поставленной президентом задачи повышения аграрного экспорта до $45 млрд к 2024 году, механизм единой лизинговой субсидии представляется адекватным инструментом, но его реальная эффективность будет зависеть от того, как он будет реализован на практике. В условиях сильной закредитованности аграриев и специфического технологического цикла сельского хозяйства, развитие финансовых инструментов в целом и льготного лизинга в частности — объективная необходимость, и государство это отчётливо понимает.
Другой вопрос — насколько предлагаемые меры позволят удовлетворить существующий спрос на рынке. С одной стороны, Минсельхоз взял курс на удовлетворение запросов аграриев по номенклатуре, качеству и объёмам сельхозтехники. С другой стороны, правила локализации разных видов техники постоянно ужесточаются, а для получения господдержки техника должна соответствовать жёстким критериям и иметь статус «Сделано в России». В некоторых сегментах это может стать тормозом на пути обновления парка техники. Например, сегодня в России практически отсутствуют производства тракторов малой и средней мощности. И это значит, что аграрии не смогут приобретать такие тракторы по программам поддержки, во всяком случае до тех пор, пока такие производства не появятся в России, а на это могут уйти годы.
Краеугольным камнем требований к локализации остаётся Постановление Правительства РФ № 719, которое определяет условия присвоения промышленной продукции статуса отечественной и к которому в будущем, по словам чиновников, будут привязаны все отраслевые субсидии. Эти правила тоже подверглись концептуальному пересмотру и начиная с 2020 года будут планомерно изменены. Основное нововведение — создание единой оценки уровня локализации, основанной на применяемых технологиях, — так называемая балльная система, в рамках которой каждому используемому компоненту и выполняемой технологической операции присваивается определённое количество баллов, сумма которых при достижении установленного порога будет давать возможность присвоения продукции статуса отечественной. Анализируя пилотный проект изменений по тракторам, принятый в октябре, из положительных изменений можно отметить тот факт, что наиболее сложные операции были декомпозированы на подоперации, каждая из которых даёт возможность получения баллов, а также предусмотрено начисление баллов за НИОКР. Однако конечной целью проекта является достижение к 1 января 2025 года 80 % баллов от максимально возможного количества для каждой конкретной модели трактора, что, на наш взгляд, является трудновыполнимым условием, учитывая отсутствие эффекта масштаба в тракторном производстве и слабое состояние компонентной базы в России.
По заявлениям Минпромторга, уже разработаны и готовятся к принятию аналогичные проекты изменений по прицепам и полуприцепам, а также зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам. На стадии разработки находятся проекты по почвообрабатывающей и посевной технике. Одна из заявленных целей изменений — стимулирование развития компонентной базы в России через требования по использованию отечественных компонентов. При этом даже отечественные производители сельхозтехники отмечают, что слабое место многих отечественных компонентов — высокая цена при низком качестве. Поэтому важно, чтобы задача развития компонентной базы не привела к тому, что производителей техники просто обяжут покупать дорогие компоненты, уступающие по качеству импортным аналогам. Избежать этого поможет реальный диалог с привлечением ведущих мировых производителей сельхозтехники, ведь существует распространённая практика, когда крупный производитель, локализующий производство в стране, приводит за собой глобальных поставщиков компонентов, которые, в свою очередь, также локализуют производства.
У мировых игроков отрасли сельхозмашиностроения накоплен колоссальный опыт локализации производств в разных странах мира, и было бы логично привлекать зарубежных производителей сельхозтехники, планирующих локализацию в России, к участию в разработке нормативной базы по локализации уже на этапе экспертного обсуждения. Однако на практике это не всегда происходит, и зарубежные производители зачастую узнают о новых требованиях, когда правила уже разработаны.