Журнал «Агроинвестор»
Главный редактор журнала «Агроинвестор» Николай Лычев о том, почему зерно — самая очевидная инвестиционная идея
Меня часто спрашивают, куда сейчас лучше всего инвестировать в нашей агросфере. В ответ излагаю разные варианты в зависимости от того, кто собеседник (журналист, инвестор или предприниматель), какова его цель, какие есть ресурсы
Зерно — единственный в России большой агрорынок с полноценной экспортной альтернативой, участники которого фактически зарабатывают в валюте: либо продают продукцию на экспорт, либо здесь, где цены тоже больше коррелируются с мировыми, нежели зависят от рублевых затрат. Я имею в виду зерно в широком смысле, включая не только пшеницу, но и кукурузу, и рис, и первые переделы зерновых — такие, как мука и отчасти — крупы. Для сравнения, на таких рынках, как рынки свинины и мяса птицы, нет экспортной альтернативы. Производители данной продукции, насытив внутренний спрос, уже не первый год упираются в потолок этого спроса, а на экспорт не проходят по себестоимости. Два этих фактора уничтожили сверхмаржу в обоих сегментах, которая уже никогда не будет двузначной. При этом у птице- и свиноводов тяжелые, многолетние капитальные вложения. Но большие прибыли на мясных рынках закончились, когда многие производители еще не прошли инвестиционную фазу. Похожий сценарий ждет рынок тепличного овощеводства. Ответственности больше, риски — выше, деньги — дороже, маржа — пусть стабильнее, но заведомо ниже, чем в сфере commodities.
А пшеница, плюс ко всему, — бизнес, не требующий тяжелых капвложений. В отличие от производства свинины, глютена или, скажем картофеля фри, для того, чтобы делать пшеницу, не нужно покупать земли и строить здания. Сельхозземли можно арендовать, семена, СЗР и прочие расходники — купить. И технику можно не покупать, если получится, а взять в лизинг или арендовать либо приобрести подержанную. Но даже если вы ее приобретаете, все ваши вложения — движимое имущество. С такой конъюнктурой цен и курсом мировых резервных валют к рублю, как в последние сезоны, и при наличии ликвидного сбыта инвестиции могут окупиться за один-два года. Бизнес получится крайне мобильным. Его можно при необходимости как быстро свернуть, так и развить, обрастая недвижимыми активами: зерносушилками, элеватором, собственной МТС. Той же землей, наконец.
Я не агитирую исключительно за пшеницу, не поймите превратно. Я излагаю одну из простых и, на мой взгляд, очевидных инвестиционных идей для желающих попробовать себя в сельском хозяйстве. Если вы понимаете этот рынок, чувствуете его и не совершите очевидных ошибок в производственном, агротехническом и финансовом менеджменте, то у вас наверняка получится. Ведь как предпринимательская идея пшеница будет работать еще не один год. А если получится, то можно посмотреть и на более сложные рыночные ниши в АПК, о потенциале которых мы пишем в статье «Куда идти агроинвестору».