Производители продуктов питания из технической конопли расширяют ассортимент продукции, начав выпускать кондитерские изделия из ее семян — батончики, конфеты, шоколадные пасты и даже сгущенку. По данным Ассоциации развития конопляной отрасли, в этом году посевы промышленной конопли в России достигли 20 тыс. га (в 2021-м было 13,3 тыс. га), что говорит об интересе инвесторов к этому виду бизнеса.
«Конопляная отрасль в России имеет очень перспективный рынок сбыта, это “голубой океан” - новый незанятый рынок с большими возможностями для развития бизнеса, — рассказала «Агроинвестору» президент Ассоциации развития конопляной отрасли Юлия Дивнич. — Серьезные инвестпроекты в отрасли у нас в стране только начинают масштабироваться. Для сравнения, в Канаде рынок продукции из технической конопли сегодня насчитывает порядка 30 тыс. SKU. В российском растениеводстве это все-таки пока новый тренд, который культивирует здоровый образ жизни, здоровое питание, вегетарианство».
В этом году компания «Медал» (Челябинская область, торговые марки Konkom и Konoplektika) расширила линейку продукции из конопляных семечек за счет производства кондитерских изделий — конфет, шоколадной пасты, сгущенки. В ассортименте предприятия 11 наименований продукции, которая широко востребована за рубежом.
«Наша продукция является диетической и диабетической, мы используем натуральные сахарозаменители. Производим муку, которую покупают предприятия переработки, — говорит замдиректора компании Дмитрий Ильков. — Так, например, в Кыштыме пекут пряники с нашей мукой и конопляными семечками. Наша мечта — заменить оливковое масло конопляным. Сейчас многие зарубежные компании уходят с российского рынка, мы вполне могли бы заместить определенные позиции».
Продукция «Медал» востребована за рубежом. В 2021 году компания победила в федеральном конкурсе «Экспортер года», завоевав первое место в окружном этапе в номинации «Малый и средний бизнес».
«Мы экспортируем продукцию с 2019 года. Начинали поставки в ближайшие страны: Казахстан и Белоруссию, сейчас отгружаем в Армению, Таджикистан, Узбекистан, — продолжает Ильков. — Ведем переговоры с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, получили разрешительные документы на отправку первой партии. Есть опыт поставки продукции в США».
По его словам, для развития бизнеса нужно постоянно искать новые рынки сбыта, особые перспективы он видит в организации онлайн-продаж. Однако с 2021 года ведущие маркетплейсы ограничили ассортимент товаров из промышленной конопли на своих платформах: так, Wildberries блокирует карточки с продажей семян и ядер конопли после их промышленной обработки, Ozon не допускает к продаже семена, ядра и конопляное масло, делятся производители конопляной продукции на условиях анонимности. В случае размещения на торговой площадке «неугодного» товара, юрлицо будет заблокировано.
«Больше года ведущие маркетплейсы бойкотируют продукцию из технической конопли и массово отказывают производителям в сотрудничестве, несмотря на то что обвинения, предъявленные в суде в 2021 году производителю травяного чая, были сняты из-за отсутствия состава преступления, — подтверждает Юлия Дивнич. — Однако негативный фон остался, сегодня он многим мешает работать».
В ноябре 2021-го Вологодский городской суд оштрафовал на 1 млн руб. сельскохозяйственный кооператив «Посконь» за объявления о продаже конопляного чая на площадках Avito и Wildberries. Суд посчитал, что изображения листа конопли в рекламном объявлении было скрытой рекламой конопли, что подпадает под статью о пропаганде наркотических средств.
По словам Дивнич, «двойных стандартов» в конопляной отрасли нет и быть не может, поскольку в нормативно-правовых актах четко прописана терминология отрасли, определены ее границы. В России промышленную коноплю можно выращивать на законных основаниях с 2007 года. Сорта такой конопли отличаются низким содержанием тетрагидроканнабинола (ТГК) — не более 0,1%.
«Сегодня мы закупаем сырье в Пензенской и Курской областях, но планируем начать выращивать промышленную коноплю в Челябинской области, чтобы снизить себестоимость. Несмотря на стереотипы по суровый уральский климат, погодные условия для этой культуры здесь подходящие», — делится Ильков.
В Свердловской области в этом году «Рустехкон» засеял первые 15 га полей технической конопли. Осенью уральская компания панирует собрать урожай в размере 13-14 т семечек, весной — порядка 6 т соломы. В планах инвестировать в проект 2,5 млрд руб. в течение пяти лет. «Первые два года работы посвятим выпуску пищевой продукции. Из семян конопли будем производить муку, масло, клетчатку, ядра. С третьего года в планах начать развивать текстильную промышленность. Ткани из конопли обладают уникальными свойствами, не вызывают аллергии», — говорит директор «Рустехкон» Никита Соловьев.
В течение пяти лет компания рассчитывает довести объем урожая до более 10 тыс. т семечек и свыше 5 тыс. т тресты. Пищевую продукцию предприятие планируется реализовывать в магазинах здорового и спортивного питания, а также через сетевой ритейл, тресту и волокно в первое время поставлять в Китай.