В прошлом году Россия импортировала 546 тыс. т картофеля, что на 72,7% больше, чем в 2020-м, когда прирост ввоза по сравнению с 2019-м составлял 5,1%. Вместе с тем импорт других овощей «борщевого набора» в прошлом году снизился: лука — на 26% (214 тыс. т), капусты — на 20% (83 тыс. т), сообщил Росстат со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы (ФТС). Увеличение импорта картофеля было ожидаемо: это связано с невысоким урожаем в России из-за погодных условий, говорит директор Плодоовощного союза Михаил Глушков. По его словам, в этом году, скорее всего, высокий объем ввоза сохранится из-за также относительно невысоких сборов.
«Российский фонд картофеля с учетом переработки и семян в России, по нашим оценкам, ежегодно составляет 15-20 млн т, соответственно, импорт в 546 тыс. т на рынке большой роли не играет», — говорит исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников. По его словам, в этом году импорт может вырасти до 700-800 тыс. т из-за нехватки отечественного отборного картофеля из прошлогоднего урожая.
«Однако подобные прогнозы — дело неблагодарное. Так, были отдельные годы, когда торговые сети активно контрактовались на импорт (им интересно с ним работать, так как можно сделать хорошую наценку), и чтобы обеспечить сбыт закупленного зарубежного картофеля, они закрывали так называемые торговые карточки на закупки отечественного картофеля. То есть действовали в ущерб нашему сельхозпроизводителю, и мы считаем, что это неправильная торговая политика», — прокомментировал «Агроинвестору» Красильников.
В этом году первые партии картофеля из Египта начали импортироваться в конце января, хотя, судя по практике последних лет, массовые поставки приходятся на апрель-май, говорит он. По словам Красильникова, Россия для этой страны — интересный рынок: около половины всего производимого в Египте картофеля отправляется в Россию. «До сегодняшнего дня цены на картофель из Египта падали и составляют у оптовиков на текущий момент порядка 50 руб./кг», — добавляет он. В этом сезоне Египет значительно увеличил посадки картофеля, и это, вероятно, может быть связано в том числе с ожиданием повышенного спроса со стороны России, говорит Красильников.
Последние 15 лет Россия выращивает больше картофеля, чем импортирует, а его ввоз — это замещение недостаточного внутреннего производства в весеннее время до получения нового урожая, говорит гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. Прошлогодний рост импорта связан с невысокими сборами из-за погодных условий, добавляет она. «Объемы импорта могут расти из-за неурожая или нехватки мощностей для хранения. У нас действительно есть проблема с хранением, поэтому мы ежегодно закупаем от 200 тыс. т до 600 тыс. т картофеля в странах, которые собирают урожай в зимнее время. Например, у Египта, где картофель собирают дважды в год, и необходимости в мощностях для хранения нет», — говорит она.
По мнению Решетниковой, для снижения зависимости от импорта нужно строить современные круглогодичные хранилища, но для этого нужны серьезные инвестиции. «Большая часть картофеля (примерно 50%, в зависимости от региона доля может быть выше) в России выращивается в хозяйствах населения, но у населения нет и не может быть подходящих хранилищ», — отмечает она. Так, если бы в стране было массовое товарное производство картофеля, то проблемы с хранением, и, следовательно, высоким импортом не было бы.
В то время как доля импортного картофеля в потреблении, по словам Красильникова, не так велика, на зарубежную селекцию приходится около 70% посадочного материала. Россельхознадзор сейчас по заявкам российских производителей прорабатывает поставки семенного картофеля из Евросоюза, потому что отечественного производства пока не хватает, говорит он. В частности, переработчики (производителей картофеля-фри, чипсов и др.) полностью зависят зарубежной селекции, говорит Красильников. «Но если в предыдущие годы мы завозили 5-10 тыс. т, то в сезоне 2021 года, по данным таможенной службы, импорт посадочного материала составил около 14 тыс. т», — добавляет он. В этом году, предварительно, он будет порядка 15 тыс. т, в том числе под нужды новых мощностей по переработке картофеля.
«В товарном секторе ежегодно высаживается около 850 тыс. т семян, и в таком масштабе импорт в 10-15 тыс. т теряется. Вместе с тем, необходимо признать, что на зарубежную селекцию, уже локализованную на территории России, в целом приходится порядка 70% посадочного материала. Для снижения зависимости от заграничных поставок в России до 2030 года действует подпрограмма “Развитие селекции и семеноводства картофеля”, но пока она находится в промежуточной стадии реализации. За время ее работы с 2018 года было зарегистрировано более 30 новых сортов, и сейчас надо оценить их преимущества перед "западной" селекцией и приложить усилия для их популяризации и внедрения в массовое использование», — говорит Красильников. Глушков также отмечает, что порядка 70% семян картофеля — импорт, но благодаря подпрограмме обеспеченность отечественным материалом должна расти. При этом по овощам зависимость по семенам пока высокая, заключает он.