На горизонте трех-пяти лет Россия может попасть в десятку крупнейших в мире экспортеров мороженого, по итогам прошлого года наша страна вошла в топ-13 поставщиков, рассказал «Агроинвестору» гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев. В 2020-м в натуральном выражении российские компании увеличили вывоз мороженого на 17% относительно 2019 года, до 26,2 тыс. т. За первое полугодие 2021-го отгрузки увеличились на 22% до 22,4 тыс. т. «Полагаю, что по итогам текущего года экспорт вырастет на 25-30% по сравнению с 2020-м. К слову, за первое полугодие этого года мы уже превзошли объемы вывоза за весь 2019-й», — сравнил Груздев. За пределы Таможенного союза сейчас отгружается более 50% вывозимого мороженого, в топ-5 импортеров российского мороженого входят, в частности США (3,8 тыс. т), Канада (1,7 тыс. т), Китай (1 тыс. т).
На территорию постсоветского пространства экспортируется в основном традиционная для России продукция — пломбир. Ключевым поставщиком в дальнее зарубежье — например, США и Канаду — является компания Unilever, которая отгружает туда свой стандартный глобальный ассортимент продукции, и отличие от тех позиций, что продаются на российском рынке, небольшое, говорит Груздев. «Конечно, на каждом рынке есть своя специфика потребления мороженого: где-то наибольшей популярностью пользуется фруктовый лед, доля продаж которого в России относительно невелика, где-то высокий спрос на мягкое мороженое.Кто-то в восторге от ярких цветов и нестандартных вкусов, — продолжает он. — А вот с пломбиром, который у нас является ключевым сортом мороженого, в странах дальнего зарубежья почти незнакомы. И если отечественные производители мороженого хотят экспортировать пломбир, то продвижением этой категории на внешних рынках необходимо заниматься целенаправленно и силами всей индустрией».
По словам Груздева, сейчас значительный потенциал для развития экспорта скрыт в адаптации ассортимента под требования зарубежных рынков. «Нужно внимательно изучать специфику потребления мороженого в разных странах и отгружать туда не то, что мы умеем производить, а то, что будет востребовано в каждой отдельной стране, — подчеркивает эксперт. — Безусловно, при небольших объемах поставок это проблематично, но с технической точки зрения у наших мороженщиков для этого все есть. Все российские фабрики достаточно современные, оснащены передовым зарубежным оборудованием. Дело только в рецептурах и форм-факторах».
У российских производителей мороженого есть перспективы существенного расширения географии поставок, уверен он: на сегодня охвачены далеко не все перспективные рынки, а те страны, где мы уже присутствуем, могут покупать больше продукции. «Например, в Китае мы стабильно входим в топ-10 ведущих поставщиков, но поставляем туда около тысячи тонн мороженого на протяжении последних трех лет — для одного их крупнейших в мире рынков это очень незначительный объем, его можно нарастить в разы, — подчеркивает Груздев. — Однако для того, чтобы это сделать, необходима консолидация наших поставщиков, так как в одиночку каждому предприятию очень сложно выстраивать дистрибуцию и продвижение на огромном и высококонкурентном рынке. Но вопрос в том, готовы ли к такой кооперации наши производители».
Перспективным рынком сбыта мороженого может стать Африка, однако сегодня туда поставляет мороженое только «Айсберри», а на рынках Ближнего Востока и Северной Африки, а также Персидского Залива российское мороженое вовсе не представлено. Также наша страна не поставляет продукцию на крупнейший в мире рынок — страны Юго-Восточную Азию за пределами Китая. В итоге несмотря на то, что российское мороженое формально поставляется более чем в 35 стран, если посмотреть список крупнейших мировых импортеров мороженого, то окажется, что многие из них не охвачены российскими производителями, обращает внимание Груздев.
«Однако я полагаю, что в ближайшие два-три года российские мороженщики сделают рывок в плане как объемов, так и географии экспорта. В последние годы компании готовили для этого почву: приобретали компетенции в работе на экспортных рынках, оттачивали логистику, проходили сертификации, — знает Груздев. — Дальше будет проще, а логистические проблемы могут возникнуть только с некоторыми развивающимися странами, где есть сложности с холодной цепью поставок. Других трудностей быть не должно, хотя процедуры сертификации в разных странах имеют свои особенности».
Кроме экспорта для индустрии замороженных десертов есть и другие точки роста. В первую очередь, это потребление внутри страны. Сейчас среднедушевое потребление мороженого составляет 3 кг в год. С ростом доходов населения и увеличением его благосостояния этот показатель может увеличиться в 1,5-2 раза, и даже при этом мы будем в два-три раза отставать от развитых рынков Европы и США, оценивает эксперт.
Рынок мороженого является высококонкурентным, требования к игрокам с точки зрения эффективности производства, дистрибьюции, маркетинга, управления ассортиментом постоянно растут. Поэтому в секторе будет продолжаться консолидация. «Хотя уже сейчас десять крупнейших игроков занимают почти 60% рынка, но глобально рынок еще достаточно фрагментирован, и в перспективе доля топ-20 лидеров продолжит увеличиваться, — говорит Груздев. — Во-первых, лидеры рынка продолжают наращивать мощности, соответственно, они будут увеличивать объемы производства, расширять дистрибуцию и сильнее давить на региональных игроков, которые будут постепенно уходить с рынка. Во-вторых, не исключено, что в ближайшие два-три года в секторе пройдет очередная волна сделок M&A». Например, недавно была закрыта сделка между «Айсберри» и «Петрохолодом». Кроме того, возможен приход новых иностранных игроков на российский рынок мороженого. «Так, недавно крупнейший азиатский игрок Lotte купил активы в Европе и точно придет и на российский рынок, ведь он уже представлен здесь сильными брендами в кондитерке. Правда, остается вопрос, когда именно и насколько агрессивно это произойдет», — добавляет Груздев.
Согласно рейтингу крупнейших производителей мороженого, составленному Национальным союзом производителей молока («Союзмолоко»), Streda Consulting, Milknews и Союзом мороженщиков России по итогам 2020 года, топ-20 игроков произвели 328,8 тыс. т мороженого. Первое место занял Unilever (бренды «Магнат», «Золотой стандарт» и др.) с 44,6 тыс. т, на втором месте — «Ренна» («Коровка из Кореновки») с 45 тыс. т, на третьем — «Айсберри» («Пломбир Вологодский», «Филевское» и др.) с 36,8 тыс. т. Общий объем рынка Streda Consulting оценивает примерно в 441 тыс. т — на 8% больше, чем годом ранее.