Группа «Эфко» планирует выпускать растительные альтернативы молоку. На первом этапе компания будет производить «молоко» под брендом Hi только на основе соевого белка, но также рассматривается возможность в дальнейшем в качестве сырья использовать подсолнечник, овес, гречку и лен, сообщила компания. «Эфко» уже делает и продает небольшие тестовые партии, массовое производство начнется осенью. Оно будет вестись на основной площадке в Белгородской области, объем производства составит 1 тыс. т в месяц, инвестиции — около 600 млн руб.
По словам гендиректора «Эфко» Сергея Иванова, компания является крупнейшим переработчиком отечественной сои в стране. Так что соевое молоко — естественный шаг в развитии глубокой переработки этой агрокультуры. «Сейчас строим завод по производству собственного концентрата. Уже производим растительное мясо, — говорит он. — Наши технологи активно работают и с другими видами сырья <...>. Помимо задачи сделать этот продукт бескомпромиссно вкусным, мы решаем задачу усовершенствования используемых технологий с точки зрения уменьшения нагрузки на окружающую среду».
Растительные напитки от «Эфко» планируется продавать по цене обычного молока,
т. е. не дороже 70 руб./л в рознице, что ниже средней цены. Для сравнения, стоимость Nemoloko («Сады Придонья») в среднем составляет около 100 руб./л, Alpro — 250 руб./л. Средняя цена подобной продукции в «Перекрестке» — 147 руб., пишут «Ведомости».
«Учитывая большую сырьевую базу сои, а также производственные мощности "Эфко", можно ожидать, что компания составит конкуренцию крупнейшим производителям в ближайшие годы. Пример с растительным “мясом” Hi показал, что у "Эфко" есть все ресурсы, чтобы создавать вкусные растительные продукты по невысокой цене, а также делать их доступными в ритейле и маркетплейсах», — прокомментировал «Агроинвестору» координатор проекта «Едим лучше» Алексей Иванов. Также одним из преимуществ «Эфко» может стать совмещение производства растительных напитков с исследованиями компании в области сладких белков, считает он. В данный момент многие производители в своей продукции используют добавочный сахар, если же «Эфко» удастся создавать напитки с инновационными подсластителями, это поможет завоевать растущую аудиторию покупателей, стремящихся ограничивать употребление сахара.
Растительные напитки уже заняли свою нишу, и прямой конкуренции в розничной торговле между ними и молоком нет, говорит управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев. Однако она есть в сегменте кофеен — в этом направлении растительные напитки «отняли приличную долю» у производителей традиционного молока, но в масштабах отрасли эти потери нельзя назвать значительными, прокомментировал он «Агроинвестору». «В той же сети Starbucks объемы продаж напитков с молоком ниже, чем с его растительными альтернативами», — добавляет гендиректор «Эссен Продакшн» Леонид Барышев.
Барышев также отмечает, что у рынка есть интерес к сегменту альтернативных продуктов питания из растительного сырья. «Появляется много стартапов, в том числе наши прямые конкуренты активно инвестируют в такие проекты», — рассказал он. Однако, по наблюдениям собственника «Эссен Продакшн», в США, где направление растительных альтернатив начало развиваться намного раньше, чем в России, интерес к нему понемногу пропадает.
При этом рынок альтернатив молочным продуктам в России на данный момент наиболее развит среди всех растительных альтернатив, говорит Алексей Иванов. На рынке представлена продукция более 20 компаний, среди которых значительно выделяются бренды «Садов Придонья», Danone и «Союзпищепрома». По его словам, доля растительных напитков от всего молочного рынка составляет примерно 1%. Поэтому потенциал в этой сфере, безусловно, большой, считает он.
Общий объем растительных альтернатив молоку на мировом рынке оценивается в 15%, при этом в США он составляет $3 млрд, в Евросоюзе — $2 млрд, в России — $50 млн.
Эксперт рынка FoodNet Национальной технологической инициативы Андрей Зюзин говорит, что на рынке растительных альтернатив молоку в последнее время появилось много новых компаний, которые делают напитки из овса (наиболее популярный вид сырья для России), сои, бананов и др., но не все сырье удачно с точки зрения экологии. Например, для производства миндального «молока» требуется много воды.
«На полках российских магазинов начали появляться невиданные раньше напитки из фундука, кешью и др., но все-таки популярным в стране будет "молоко", которое выгодно производить внутри страны», — прокомментировал «Агроинвестору» Зюзин. Поэтому, продолжает он, в России в качестве сырья популярен овес, в какой-то мере — соя и горох, но эта агрокультура еще не активно используется для производства растительных альтернатив молоку. «Экзотики — миндального, бананового, кокосового молока — у нас меньше, но и они будут завоевывать свои места на полках», — добавляет он.
В Швеции бренд веганских молочных продуктов Dug представил первое в мире растительное молоко на основе картофеля. Кроме картофеля «молоко» содержит гороховый белок, мальтодекстрин, волокна цикория, рапсовое масло и натуральные ароматизаторы. Также оно обогащено витаминами, включая D, B12 и фолиевую кислоту.
Растительное «молоко» — это не очень наукоемкий продукт, и оно известно уже сотни лет. Но и его ждет эволюция — это ферментированное молоко, разработками которого уже занимаются некоторые производители. Оно будет повторять коровье молоко даже по аминокислотному составу, сможет сохранить лактозу и другие признаки традиционного молока, но их можно будет менять в зависимости от предпочтений потребителей. «Мне кажется, что растительные аналоги — это только переходный формат, но именно их разнообразие — соя, овес, миндаль в качестве сырья и др. — движут людьми, когда они выбирают растительные напитки. И, конечно, желание вести здоровый образ жизни», — заключил Зюзин.
«Эфко» — одна из крупнейших продуктовых компаний страны, которая уже почти 30 лет производит подсолнечное масло, майонезы и соусы, маргарины и жиры для промышленных переработчиков, кормовые белки. В прошлом году группа начала выпускать растительное «мясо» на основе соевого белка — тоже под брендом Hi, инвестиции в этот проект она оценивала в 4 млрд руб. По данным Infoline, в 2020 году «Эфко» стала самой быстрорастущей пищевой компанией в России: ее выручка за этот период увеличилась на 20,4% до 146,9 млрд руб.