Производители молочной продукции рассказали о первом месяце обязательной маркировки

Для мороженого и сыра уже получено более 2,59 млрд кодов

Многие типографии оказались не готовы к работе с маркировкой
Многие типографии оказались не готовы к работе с маркировкой

С 1 июня в России действует обязательная маркировка сыров и мороженого. За этот месяц к системе «Честный знак» подключились почти 19 тыс. производителей молочной продукции, которые получили 2,59 млрд кодов, сообщает оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). По данным на конец прошлой недели, производители мороженого и сыров уже ввели в оборот более 150 млн кодов этих товаров, а это означает, что продукция уже поступила на полки магазинов или поступит в ближайшее время.

По информации ЦРПТ, в топ-5 компаний, активно работающих в системе, входят «Челны холод», «Чистая линия», «Фабрика настоящего мороженого», «Валио», «Хохланд рус». «Валио» уточняет, что сейчас весь объем плавленых и желтых сыров выпускается в соответствии с требованиями законодательства, за первую неделю июня нанесено более 1 млн кодов. 

Директор по информационным технологиям компании «Узловский молочный комбинат» Евгений Булычев рассказал ЦРПТ, что все оборудование для маркировки было поставлено в срок, поэтому все прошло в штатном режиме. По средним подсчетам, на заводе будет маркироваться около 100 тыс. единиц продукции разных видов. Также в тестовом режиме компания уже маркирует сливочное масло для второго этапа. Представитель рассказал «», что трудностей с маркировкой сыра у компании не возникло, и сейчас она также готовится ко второму этапу маркировки.

Совладелец и гендиректор компании «. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин говорит, что их продукция имеет короткий срок годности, поэтому для нее маркировка станет обязательной только с января 2022 года. «На днях компания заключила договор на поставку оборудования для маркировки стоимостью около 10-12 млн руб.», — прокомментировал он «», уточняя, что Data Matrix код будет наноситься на стикер.

С 1 сентября в России начнется второй этап маркировки для молочной продукции сроком годности более 40 дней, а с 1 декабря — для товаров со сроком менее 40 дней. Вывод из оборота молочной продукции сроком годности менее 40 суток наступит в январе 2022 года, сроком годности более 40 суток — летом 2022 года. С 1 сентября 2022 года вводится объемно-сортовой учет. Для фермеров, которые будут продавать продукцию напрямую или через розницу, маркировка станет обязательной с 1 декабря 2022 года. Поэкземплярный учет молочной продукции вводится с 1 декабря 2023 года.


Заместитель гендиректора им. Н. И. Ткачева по пищевым производствам Юрий Ейбоженко говорит, что для их компании следующий этап маркировки молочной продукции начинается с 1 декабря текущего года. «Мы без срывов прошли первый этап, сейчас процесс отлажен, и мы продолжаем его техническое совершенствование. При этом 100% нашей продукции первого этапа, в том числе сыры и мороженое, уже выходит с новым штрих-кодом», — рассказал он «».

В «Агрокомплексе» работает один из лучших операторов по нанесению маркировки в стране, и с этим же подрядчиком идет подготовка ко второму этапу, комплектуются линии, уточняет Ейбоженко, добавляя, что объем маркированной продукции второго этапа будет больше первого примерно в пять раз. «Конечно, сейчас основные вопросы остаются у наших контрагентов: и по себестоимости этого процесса, и по оснащению типографий оборудованием, которое выдаст нам Data Matrix код, соответствующий классу точности А и B. В любом случае мы будем готовы ко второму этапу маркировки в срок. Для исключения срывов мы, как и ранее, готовим резервные варианты маркировки», — заключил он.

В группе «Молвест» подготовка к следующему этапу маркировки, который должен начаться с 1 сентября, идет в штатном режиме, говорит гендиректор компании Анатолий Лосев. По его словам, «Молвест» заранее, как и для первого этапа маркировки, начала подготовку и тестирование всех необходимых процессов и оборудования. «В целом мы к маркировке стали готовиться еще осенью 2019 года», — добавляет Лосев, уточняя, что сложностей с маркировкой сыра на данный момент нет — компания поставляет продукцию без сбоев, процесс полностью отлажен. Качество продукции и нанесения кодов Data Matriх устраивает всех партнеров — от мелкой розницы до крупных федеральных сетей.

Однако при тестировании системы были нюансы: на некоторых высокоскоростных линиях производительность замедляли в два раза, чтобы получить качественное нанесение и верификацию кодов, говорит Лосев. Кроме того, маркировка привела к необходимости дополнительного контроля как на этапе производства, так и при приемке на склад. «Нам пришлось увеличить штат на некоторых линиях на 15%, в итоге уменьшилась производительность на одного сотрудника компании», — отмечает он. Также, по словам Лосева, в первые дни обязательной маркировки сыров в компании заметили сложности работы системы «Честный знак»: отклик стал дольше, заказы проходили медленно, а иногда не проходили, как и отчеты в систему. На сегодня все функции отрабатываются несколько медленнее, чем было до начала обязательной маркировки, но в целом не критично, заключил он.

«Вопросы по маркировке всегда возникают. Есть определенные сложности с готовностью типографий — эта проблема возникала и на первом этапе маркировки, и при подготовке ко второму», — говорит гендиректор ») Артем Белов. Он напоминает, что по итогам встречи министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева и руководителя Министерства промышленности и торговли Дениса Мантурова в декабре прошлого года было принято решение, согласно которому в приоритете будет нанесение Data Matrix кода в типографии, и 70% упаковок должны поступать на производство уже с нанесенным кодом. Однако этот показатель сейчас ниже 70%, так как многие типографии оказались не готовы к работе с маркировкой. «Сейчас сбои в работе есть, и мы стараемся их оперативно отрабатывать», — сказал он «».

«Коммерсантъ» ранее сообщал, что на совещании у замдиректора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Владимира Скворцова представитель крупного производителя молочных продуктов ГК сообщил, что крупнейший поставщик упаковки для молочной отрасли TetraPak может не успеть обеспечить необходимые объемы производства к 1 сентября — началу второго этапа маркировки молочной продукции со сроком годности более 40 дней.

ЦРПТ отмечает, что TetraPak обеспечит производителей упаковкой с уже нанесенной маркировкой к сентябрю. Сейчас компания уже печатает необходимую упаковочную продукцию с Data Matrix кодами и поставляет тестовые партии на предприятия своих клиентов, говорится в сообщении ЦРПТ. «Думаю, TetraPak приложит все усилия для обеспечения российских производителей упаковкой с нанесенным Data Matrix кодом, но пока есть определенные вопросы», — говорит Белов.

Загрузка...