Активность экспортеров зерна в начале апреля резко выросла, хотя при этом вступила в действие квота на экспорт из России пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы, пишет «Интерфакс» со ссылкой на председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина. По его словам, экспортеры сейчас активно оформляют таможенные декларации для ранее закупленного зерна. «То есть речь идет не о повышенной активности трейдинга, а о повышенной активности в исполнении ранее заключенных экспортных сделок», — пояснил он (цитата по «Интерфаксу»).
Сославшись на данные «Центра агроаналитики» Минсельхоза, Зернин уточнил, что объем зерновых, предъявленных к декларированию на первой неделе нового квартала, составил 896,6 тыс. т, что на 11,7% больше показателя предыдущей недели и на 14,6% превышает средний показатель за предыдущие четыре недели. По словам Зернина, рост активности связан не с квотой, а с довольно серьезными стоками, заранее сформированными крупнейшими экспортерами, которые приступили к исполнению контрактов после прохождения квартальной отчетной даты.
При этом он считает, что до конца сезона не будет вывезено 7 млн т зерна. «Шансы полной выборки квоты крайне малы», — говорит Зернин. Более вероятно, что экспорт достигнет примерно 6,5 млн т, сказал Зернин, подчеркнув, что целью введения квоты было не ограничить вывоз, а задать пороговое значение экспорта, безопасное с точки зрения потребностей внутреннего рынка.
Гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко считает, что экспортная квота в размере 7 млн т слишком маленькая для России. «В реальной жизни без ущерба зерновому балансу можно вывезти более 8 млн т пшеницы, ячменя и кукурузы», — прокомментировал он «Агроинвестору». «Смогут или не смогут экспортеры вывезти объем квоты — это вопрос риторический, — говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Я думаю, что больше 7 млн т никто вывозить и не захочет, так как сейчас не тот рынок». По его словам, ситуация может измениться только в том случае, если появятся новости, например, о плохом состоянии озимых в мире, но таких сообщений пока нет.
Притормозить экспорт способно существенное укрепление рубля, которое уже началось на фоне сделки по нефти в рамках ОПЕК+, продолжает Павенский. Это может снизить доходность экспортеров и оказать давление на внутренние цены. «В то же время новости о запрете на вывоз зерна, в том числе пшеницы из Румынии за пределы ЕС как минимум до середины мая, и планов Египта импортировать до 800 тыс. т пшеницы, несмотря на то, что в апреле там начинается уборка нового урожая, могут способствовать некоторому росту экспортных цен, что, наоборот, окажет поддержку отгрузкам из России», — говорит он.
По словам Петриченко, на прошлой неделе тонна пшеницы с 12,5% протеина (FOB, Черное море) составляла $223, сейчас — $225. По информации Telegram-канала Refinitiv Agricultere на 8 апреля, в среднем пшеница стоит $222,5/т (FOB Новороссийск). По информации «Русагротранса», сейчас российская пшеница стоит около $223-224. Корбут считает, что цены достигли пика и далее будут уменьшаться. «Вопрос в том, насколько активно они будут снижаться. Не думаю, что это будет происходить очень интенсивно», — говорит он.