Коронавирус мешает экспортировать мясо птицы в Китай

Порты в КНР затоварены, товаропроводящие цепочки почти не работают, перевозчики и поставщики несут большие убытки

Производство мяса птицы в Китае сократится
Производство мяса птицы в Китае сократится

Ситуация с распространением коронавируса осложнила работу товаропроводящей сети в Китае. В частности, отмечены случаи серьезных перебоев в работе крупнейших портов, что стало причиной значительных задержек отгрузок. Об этом «» рассказал руководитель управления экспорта ТД «» Андрей Терехин. «Кроме того, возникший из-за фактического закрытия отдельных портов дефицит рефрижераторных контейнеров привел к повышению тарифных ставок на перевозку в направлении Китая, — говорит он. — В такой ситуации мы не можем исключать корректировки наших планов по отгрузкам в КНР. Надеемся, что перебои в работе транспортной инфраструктуры будут носить кратковременный характер».

При этом, по словам Терехина, компания не видит оснований для снижения спроса на свою продукцию в Китае. Наоборот, вспышка гриппа птиц в одной из крупнейших провинций КНР на фоне сохраняющегося в стране дефицита животного белка, связанного с сокращением производства свинины из-за африканской чумы свиней (АЧС) будет способствовать увеличению спроса на импортную птицеводческую продукцию, в том числе из России, рассчитывает он.

По итогам 2019 года группа «» отправила в Китай 14 тыс. т курицы — это более 40% от общего объема продукции птицеводства, который компания отгрузила на внешние рынки. В этом году холдинг намерен увеличить вывоз в КНР за счет расширения ассортимента и появление новых каналов сбыта. «», крупнейший в России производитель индейки, тоже планирует увеличить поставки в Китай: интерес и заказы со стороны импортеров, которые готовы наращивать объемы закупок, есть, говорит представитель компании. «Китай — одно из главных экспортных направлений для компании. Из 1,4 тыс. т экспортированной в 2019 году продукции 50% пришлось именно на этот регион», — уточняет она.

Спрос на мясо птицы в Китае есть, и он огромный, подтверждает президент Альберт Давлеев, однако почти все порты в КНР полностью забиты. Продукция птицеводства приходит в замороженном виде в рефрижераторах, которые нужно подключать к розеткам в портах, но свободных розеток нет, поскольку грузы, доставленные ранее, не двигаются по сети дистрибуции, и новые контейнеры отправляются в порты соседних стран — Сингапур и Вьетнам, знает он. «И перевозчики, и отправители несут большие убытки, — подчеркивает Давлеев. — И хотя Китай заявил, что частично компенсирует ущерб, насколько быстро пойдет этот процесс, и не отобьет ли такая ситуация желание у нынешних экспортеров работать с Китаем — пока неизвестно». По его словам, ряд крупнейших российских экспортеров приостановили поставки в Китай именно из-за того, что в случае простоя контейнеров в портах они будут нести убытки, исчисляемые несколькими тысячами долларов ежедневно.

Распространение коронавируса совпало с празднованием китайского Нового года, правительство было вынуждено продлить каникулы, официально — до 10 февраля, однако до сих пор не все в Китае вернулись к работе. Как результат — произошла значительная дестабилизация как внешней, так и внутренней логистической цепочки, говорит гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. «Мы рискуем столкнуться с нехваткой рефрижераторов для продолжения поставок: из-за того, что их не могут своевременно разгрузить в китайских портах, они не возвращаются в оборот, — отмечает он. — К тому же кроме логистической инфраструктуры долго не работал банковский сектор, и наши контрагенты не могли вовремя провести оплату за поставки». Кроме того, основная продукция, которая идет из России в Китай — лапки и крылья — поставляется преимущественно в сегмент HoReCa, продолжает Лахтюхов. «Поскольку восстановление работы данного сектора в полном объеме в ближайшее время маловероятно, мы рискуем столкнуться со значительным падением спроса. Китайцы уже приостанавливают закупку новых партий из России», — сожалеет он.

В карантинных зонах ограничено перемещение людей на улицу, а значит, и в магазины, продукцию в основном приобретают через службы доставки. В итоге стоимость мяса за последнее время сильно выросла, не все готовы покупать его по высокой цене, комментирует исполнительный директор Константин Корнеев. При этом он напоминает, что в целом импорт мяса птицы в Китай в прошлом году составил лишь около 700 тыс. т, тогда как внутреннее производство превысило 20 млн т. «Стоит понимать, что кроме проблемы коронавируса в Китае существует и другой аспект, негативно влияющий на мировой баланс мяса — напряженный ветеринарный фон носит мировой характер: вспышки АЧС и гриппа птиц уже есть в Европе, могут случиться и в Латинской Америке. Проблема может оказаться более глобальной, и вопрос будет не только в ценах потребления, но и в доступности продукции в принципе», — предупреждает он.   

На фоне распространения коронавируса и гриппа птиц производство в Китае сократится. На прошлой неделе официальный представитель агроведомства Китая Ян Чжэньхай на брифинге в Госсовете сообщил, что поставки китайской птицы и яиц на внутренний рынок уменьшатся во втором и третьем кварталах, писал Reuters. После вспышки коронавируса рынки живой птицы были закрыты, транспортировка молодняка и живой птицы сокращена, пояснял Ян Чжэньхай. По его словам, потери для птицеводческой отрасли страны будут очень серьезными.

В связи с эпидемией коронавируса власти Китая ввели ограничения на перемещения внутри страны. В стране наблюдается разрыв инфраструктуры на всех уровнях производства и поставок, что, безусловно, сказалось на птицеводческом секторе, где важен каждый день, подтверждает Давлеев. «Поставка суточных цыплят на выращивание, забой птицы, содержание родительского стада, поставка кормов — эта длинная технологическая цепочка была в один момент остановлена, — говорит он. — В Интернете уже появились фото огромного количества инкубированного яйца, которое выбрасывается, так как птицеводы не могут обеспечить цыплят кормом, и птичники остаются пустыми». Нарушена поставка не только самого корма, но и его компонентов — зерна и сои. Поэтому прогнозы, что в течение двух кварталов птицеводческая промышленность в Китае будет приостановлена, слишком оптимистичны, считает он. «Полагаю, что это продлится год-полтора — именно столько времени потребуется на восстановление родительских стад, которые страдают в первую очередь, до момента, когда яйцо можно инкубировать, — оценивает эксперт. — Мы ожидаем серьезного провала птицеводческой отрасли в Китае. Даже ту птицу, которую производят сейчас, нужно реализовывать, однако с этим будут сложности из-за инфраструктурных ограничений, закрытия оптовых и открытых рынков, на которых продается до 70% всего объема мяса птицы в стране. Мини-маркеты в городах тоже закрыты, продажа мяса птицы на предприятиях общественного питания также почти сведена к нулю».

Из-за невозможности доставить корма в центральную часть страны и вспышек гриппа птиц фермеры вынуждены забивать птицу: за последнее время было уничтожено более 100 млн цыплят, и проблема будет нарастать до тех пор, пока ограничения не будут сняты, уверен Лахтюхов. «Думаю, что эта ситуация продлится еще в течение нескольких месяцев», — добавляет он.

«Как правило, восстановление птицеводческого предприятия с момента принятия решения до выхода на полноценный объем занимает около года при условии, что работает вся необходимая инфраструктура, — рассказывает Корнеев. — Возможно, в Китае изменится структура производства: расширится сектор промышленного птицеводства и уменьшится объем выпуска в фермерских хозяйствах. Однако это связано не только с коронавирусом, но и с общим стремлением правительства Китая повысить биологическую безопасность.

Недавно Китай открыл свой рынок для поставок мяса птицы из США, обнулив антидемпинговую пошлину в 30%, и на сегодняшний день цена американской продукции птицеводства может сравниться по стоимости с бразильской и составить конкуренцию всем поставщикам, которые работают с Китаем. Кроме того, были открыты поставки живой птицы — суточных цыплят родительского стада. Однако стоит учитывать, что в силу ограничения транспортного сообщения наладить поставки будет проблематично, отмечает Давлеев. По его мнению, скорее всего, пройдет еще два-три месяца прежде, чем все поставщики восстановят полноценную работу с Китаем.

Сейчас КНР гораздо проще разморозить стратегические запасы свинины и импортировать ее, чем заниматься птицей, даже несмотря на то, что она более дешевая, добавляет Давлеев. В структуре потребления мяса в Китае преобладает свинина, поэтому в приоритете будет восстановление отрасли свиноводства после АЧС, а не птицеводства, предполагает Корнеев, уточняя, что информации о принятии какой-либо конкретной программы действий со стороны китайских властей пока нет.

Россия, как и любая другая страна, не может выгодно воспользоваться сложившейся в Китае ситуацией из-за затоваривания в портах. На прошлой неделе Maersk (специализируется на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов) заявила, что объем оборота в Китае у нее значительно упал: на эту страну приходится около 30% всего логистического оборота компании. «Это, скорее всего, приведет к снижению стоимости фрахта, в том числе и на другие рынки, особенно Юго-Восточной Азии, однако другие страны не смогут вобрать в себя тот объем экспорта, а главное, те виды продукции — в основном, субпродукты, куриные лапы и крылья, — которые шли на Китай, — рассуждает Давлеев. — Эта продукция может быть популярна во Вьетнаме и Гонконге, однако порты этих стран тоже забиты под завязку». Лахтюхов предполагает, что до июня в Китае будет наблюдаться снижение потребления мяса птицы, а за ним последует отскок, который, возможно, позволит России не только восстановить, но и увеличить поставки.

Загрузка...