Экспорт молочной продукции вырос на 4%

За первые 10 месяцев 2019 года Россия поставила за рубеж 541 тысячу тонн молочной продукции

Продажи за рубеж продолжат расти, но прорывов в следующем году ждать не стоит
Продажи за рубеж продолжат расти, но прорывов в следующем году ждать не стоит

Объем экспорта молочной продукции за первые 10 месяцев этого года превысил результаты 2018-го на 4% и составил 541 тыс. т на $263 млн, подсчитал аналитический центр Milknews. Около 90% поставок пришлось на страны СНГ. Также потребителями молочной продукции из России являются Монголия, Абхазия, Грузия и Китай.

В том числе за январь-октябрь на 17% увеличились отгрузки сыров, их основными покупателями стали Казахстан, Украина и Узбекистан, на 22% выросли поставки сырных продуктов преимущественно в Узбекистан, Таджикистан и Украину. Экспорт мороженого прибавил 8%, внешние продажи кисломолочной продукции стали на 3% больше, сухого обезжиренного молока — на 1%. При этом экспорт питьевых молока и сливок упал на 25%, молочной сыворотки — на 16%, сливочного масла — на 19%, сухого цельного молока — на 3%, творога — на 9%, следует из отчета.

Основной экспортный рынок российской молочной продукции — это страны СНГ, подтвердил «» управляющий партнер консалтинговой фирмы «Стреда консалтинг» Алексей Груздев.  «Отрицательная динамика в вывозе молока и сливок, сыворотки, масла и творога связана с усилением конкуренции со стороны Украины и Белоруссии, — пояснил он. — Если посмотреть, на сколько увеличился экспорт белорусских молочных продуктов, то можно увидеть, что он вырос примерно на столько же, сколько потерял российский».

Тенденция снижения экспортных поставок молока, сливок и творога объясняется тем, что Россия не может предложить партнерам сочетание высокого качества, средней цены и продуманной системы продвижения, считает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. «Очевидно, что ориентированные на конечного потребителя линейки молочных продуктов должны быть адаптированы к особенностям локальных рынков и с точки зрения дизайна, и позиционирования по отношению к ключевым конкурентами, — говорит она. — Многие российские производители выходят на новые рынки без предварительной подготовки и учета особенностей локального рынка, поэтому часто терпят фиаско». Мороженое же стоит «особняком» - российские производители выдерживают высокие стандарты качества и активно конкурируют с локальными производителями. Кроме того, российское мороженое имеет статус «вкусного» еще с советских времен, добавляет Петрова. «А рост экспорта сыра и сырных продуктов связан с увеличением поставок в Украину и Узбекистан, а также Таджикистан. Это страны, которые помнят и любят сыры, произведенные на территории России. Но нужно учитывать, что ключевые объемы в экспортных поставках сыров приходятся на плавленые сыры», — уточняет она. 

В следующем году сохранится примерно аналогичная ситуация: молочная продукция будет поставляться на те же рынки, на которых она уже представлена, считает он. «Правда, растет экспорт в Китай, рынок которого открылся для России в прошлом году, но дальше все будет зависеть от государственной организации с точки зрения получения доступов на новые рынки, — говорит Груздев. — Но даже если откроются новые направления, сначала будут пробные поставки, поэтому в следующем году прорывов ждать не стоит». Однако прирост поставок в любом случае будет, потому что конкурентоспособность российской молочной продукции увеличивается, добавил он.

«Если говорить о планах на следующий год, то конкурентоспособность отечественных производителей будет зависеть, в том числе, и от введения цифровой маркировки, — полагает Петрова. — Если она будет введена в обозначенные сроки в середине 2020 года, то экспортные поставки молока, цельно- и кисломолочных продуктов продолжат снижаться, потому что не смогут конкурировать по цене с белорусской продукцией. Поставки же сыра, сырных продуктов и мороженого могут вырасти на 5-7%».

В ходе конференции «Агроинвестора» «Агрохолдинги России» гендиректор ») Артем Белов прогнозировал, что по итогам года экспорт молочной продукции увеличится на 3-5%, что, по его словам, является очень неплохой динамикой.

Заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, президент «» Айрат Хайруллин считает, что когда-нибудь Россия будет кормить всеми видами продовольствия 1,3 млрд человек. «Чтобы это произошло быстрее, нужно очень обдуманно развивать каждое направление сельского хозяйства, — говорит он. — По зерну мы уже самые конкурентноспособные в мире, и в дальнейшем, я думаю, с этим проблем не будет, а с животноводством всегда сложнее». По его словам, развитие экспорта молочной продукции зависит от помощи государства, от инвестиций и грамотно созданных конкурентных условий. «Наша главная задача — научиться производить огромное количество качественного молока с низкой себестоимостью, а без поддержки государства это невозможно. У нас очень хорошие перспективы по молочному животноводству, но нужны значительные инвестиции со стороны бизнеса и государства», — отметил Хайруллин. Также он считает, что у российского рынка молочной продукции высокая конкурентоспособность. «В Китае, например, нашу молочную продукцию считают экологически чистой, потому что, по их представлению, у бедного российского фермера нет денег на пестициды», — комментирует он.

Ранее портал Milknews сообщал, что за первые 10 месяцев этого года импорт молочной продукции вырос на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го за счет роста поставок из стран дальнего зарубежья и Белоруссии. В основном Россия закупает за рубежом сыры, на которые пришлось около 40% импорта в стоимостном выражении, сливочное масло (22%), сухие и сгущенные молоко и сливки (16%). В общей сложности за январь-октябрь было ввезено 5,5 млн т продукции почти на $2,3 млрд. То есть экспорт оказался более чем в 10 раз меньше импорта в натуральном выражении и в 8,7 раза — в стоимостном.

Хайруллин подтверждает, что пока Россия все же зависит от импорта по молоку и говядине, но стратегия развития сейчас заключается в том, чтобы стать крупнейшим поставщиком этих продуктов. «Если мы сможем снизить себестоимость своей продукции, то никакой импорт нам не будет страшен. Но пока мы не можем полностью обеспечить себя, хотя каждый год наращиваем производство молока, — сетует он. — Главное — чтобы не прекращали действовать существующие сейчас меры поддержки, и тогда через пять-шесть лет мы не только сможем обеспечить себя, но и появятся какие-то излишки».

В ходе заседания Госсовета по вопросам аграрной политики, которое состоялось 26 декабря, глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев сообщил, что экспорт сельхозсырья и продовольствия в 2019 году составит около $25 млрд против $25,8 млрд в 2018-м и плановом уровне в $24 млрд. Также он обратил внимание, что при стабильном снижении импорта объем вывоза продукции АПК за пять лет увеличился на 30%.

Загрузка...