Стоимость европейского семенного картофеля в этом году, вероятнее всего, будет на 10-15% выше, чем в прошлом. При этом основные компании-импортеры сообщают, что практически весь семенной материал уже законтрактован с российскими покупателями, рассказал «Агроинвестору» исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников. Однако число заявок на зарубежный посадочный материал в этом году чуть меньше, чем в прошлом. Это связано как с развитием локализации производства семян в России, так и с некоторым дефицитом в Европе семенного картофеля необходимого качества.
Президент Плодоовощного союза Анатолий Куценко тоже отмечает, что импорт европейского семенного картофеля под урожай 2019 года будет ниже, чем в 2018-м. «В России достаточно собственного посадочного материала, наши семеноводы уже не первый год занимаются его производством», — подчеркивает он.
По данным ФТС, за январь-октябрь прошлого года в Россию было ввезено 16,2 тыс. т семенного картофеля на $12,3 млн. Около 40% поставок в денежном выражении пришлось на Германию, 39% — на Нидерланды, 9,5% — на Финляндию. За аналогичный период 2017 года импорт составлял 24,1 тыс. т на $13,8 млн.
Поставки семенного картофеля из Евросоюза начнутся не раньше середины февраля, говорит Красильников. Сейчас специалисты Россельхознадзора заканчивают исследования отобранных в декабре образцов из партий, которые планируется завозить в Россию, знает он. Импортный посевной материал в частности используется для выращивания картофеля, который затем идет на переработку — производство чипсов, фри
Согласно утвержденной правительством подпрограмме развития селекции и семеноводства картофеля, до 2025 года в стране в частности должно быть создано минимум 12 новых конкурентоспособных сортов картофеля и разработано не менее 11 технологий для его селекции и семеноводства. На реализацию подпрограммы предполагается направить свыше 11 млрд руб. из федерального бюджета и 8 млрд руб. из внебюджетных источников.
В идеале российский картофель должен быть вкуснее и дешевле импортного, иметь хороший товарный вид, уверен Красильников. «Кроме того, неплохо было бы указывать для покупателей, какие сорта подходят для жарки, какие для варки, для салатов и так далее, — рассуждает он. — Многое зависит от предпочтений потребителя. Рязанский, тульский, воронежский или брянский картофель отличаются по вкусу — на вкусовые характеристики может влиять наличие определенных элементов в почве региона».
Сегодня в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, значится 432 сорта красного и белого картофеля. Все они отличаются по своему технологическому применению. Информация о назначении конкретного сорта была бы выгодна и производителям, и торговым сетям, считает Красильников. Указывая сорт, они бы понимали, какой картофель пользуется наибольшим спросом в том или ином регионе. В том числе это было бы полезно семеноводам.
Если говорить о продовольственном картофеле, то к середине января отгрузок из Египта — крупнейшего поставщика товарного картофеля в Россию — еще не было, продолжает Красильников. Хотя в 2018-м в январе было ввезено примерно 300 т. В 2015 году в этот период было импортировано около 900 т картофеля, в 2016 и 2017 годах поставки товарного картофеля из Египта начались с февраля. Поскольку в этом году в ряде стран Евросоюза наблюдается дефицит товарного картофеля из-за снижения урожая в результате засухи, то часть картофеля из Египта и Белоруссии будет поставляться на европейский рынок, добавляет Красильников. Российский картофель в ЕС не вывозится, хотя формальных ограничений нет. «Европа пока не является нашим рынком сбыта. К тому же мы не производим достаточного объема агрокультуры, чтобы экспортировать ее в этот регион», — говорит Анатолий Куценко.
Тем не менее, за последние годы экспорт российского картофеля увеличился, оценивает Картофельный союз. Если в 2014-м Россия поставила за рубеж 38,1 тыс. т столового картофеля на $7,7 млн, то за десять месяцев 2018-го — 121 тыс. т на $12,7 млн. Основная доля продаж приходится на Украину, большие объемы отгружались в Азербайджан. Последний также традиционно был для России одним из самых больших каналов реализации посадочного материала. Правда, в этом сезоне страна сократила как экспорт, так и импорт картофеля, и есть опасения, что часть столового картофеля там осталась для посадки под урожай 2019 года, говорит Красильников.
По словам Куценко, в этом году Россия традиционно будет поставлять картофель в страны Средней Азии, которые удобны нам с логистической точки зрения. Красильников добавляет, что растут объемы экспорта как столового, так и семенного отечественного картофеля в Узбекистан. В прошлом сезоне туда его было поставлено 7 тыс. т. «Надеемся, этот канал сбыта будет сохраняться и развиваться», — отмечает он. Кроме того, реализуется ряд совместных проектов. В частности, Россия, Узбекистан и Кыргызстан создали совместное предприятие по производству семенного картофеля в высокогорье Кыргызстана с использованием посадочного материала российской и европейской селекции, добавляет Красильников.