Журнал «Агроинвестор»
В прошедшем году низкие мировые цены на пшеницу и подсолнечное масло — ключевые позиции российского агроэкспорта — сдержали его рост в стоимостном выражении, хотя в натуральном поставки предварительно оценивались выше, чем в 2023-м. При этом, учитывая существующие сложности с проведением платежей и логистикой, а также высокую ключевую ставку ЦБ, участники рынка считают большим достижением даже сохранение объемов вывоза
В 2024 году цены на мировом продовольственном рынке были крайне волатильными и показывали разнонаправленное движение, что серьезно повлияло на экспортную выручку. В результате стоимостной объем поставок снизился примерно на 1%: к 8 декабря, по данным центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе, он был на уровне $38,47 млрд против $38,94 млрд год назад. Однако руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов оценивал, что к концу года отставание удастся преодолеть и по итогам 2024-го экспорт продукции АПК будет на уровне 2023 года, когда он достиг $43,5 млрд. При этом в физическом выражении отгрузки к 8 декабря увеличились на 10%. 90% экспорта приходится на дружественные страны.
В 2024 году, несмотря на неблагоприятную ценовую конъюнктуру мирового рынка и очередные санкционные ограничения, нам удалось выполнить все цели, поставленные в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК», оценил в декабре в ходе стратегической сессии «Агроэкспорта» заместитель министра сельского хозяйства Сергей Левин. «Это говорит о том, что российский АПК имеет устойчивую экспортную базу и готов к дальнейшему развитию», — уверен он.
Зерновые традиционно лидируют
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько считает, что по итогам года экспорт в стоимостном выражении, скорее всего, сократится, потому что уменьшился экспортный ресурс, прежде всего по зерновым, которые являются важнейшей частью поставок на международные рынки, а мировые цены не выросли. «Еще в феврале 2024 года мы давали нейтральный прогноз по динамике экспорта: его увеличения не ожидалось, напротив, были основания полагать, что будет небольшое снижение, — напоминает он. — Уже тогда было понятно, что в сезоне 2024/25 не будет такого большого ресурса по экспорту зерновых, как в предыдущие годы. Позже стало понятно, что и урожай масличных будет ниже рекорда 2023-го. И эти ожидания оправдались».
Зерновые традиционно преобладают в структуре российского вывоза продукции АПК: их к 8 декабря, по данным «Агроэкспорта», было отгружено на $15 млрд ($14,76 млрд годом ранее). В 2024 календарном году Россия экспортирует около 71,3 млн т зерновых, из которых 57,2 млн т — пшеница, 7,4 млн т — ячмень, 6 млн т — кукуруза. «За весь 2023 год из России было вывезено 68,6 млн т зерновых, в том числе 52,6 млн т пшеницы, 7,4 млн т ячменя и 7,8 млн т кукурузы», — сравнивает руководитель направления анализа аграрных рынков «Русагротранса» Игорь Павенский.
По его словам, в 2024 году, несмотря на общее снижение урожая, существенно выросли поставки пшеницы за счет высоких валовых сборов в Краснодарском и Ставропольском краях и экспортных излишков в Центре и на Волге, которые образовались после рекордных урожаев последних двух лет. «Несколько увеличилась доля в экспорте пшеницы с протеином 11,5% и 10,5% по отношению к традиционной экспортной позиции — пшенице 12,5%, — рассказывает он. — В то же время из-за резкого сокращения валового сбора кукурузы под влиянием засухи ее поставки за рубеж сократились. Производство ячменя также снизилось, но за счет хорошего урожая на Юге в 2024 календарном году экспорт будет на схожем уровне».
По предварительным итогам 2024 года, в топ-5 стран — импортеров основной экспортной позиции, пшеницы, вошли Египет, который закупил в России 10,8 млн т, Турция (5,2 млн т), Бангладеш (3,7 млн т), Алжир (2,6 млн т), Кения (2,4 млн т). В 2023 году в пятерке лидеров были Турция (9 млн т), Египет (7,3 млн т), Бангладеш (2,9 млн т), Алжир (2,5 млн т) и Пакистан с Саудовской Аравией (по 2,1 млн т), приводит данные Павенский. Топ импортеров несколько поменялся: из-за введения ограничений на импорт со стороны Турции в лидеры по закупкам вышел Египет, также был рекордный рост поставок в Кению, запрет на ввоз пшеницы со стороны Пакистана, поясняет он.
Главными достижениями для российского экспорта зерновых в 2024 году Павенский называет рост отгрузок на рынки стран, куда мы недавно начали поставки (Алжир, Саудовская Аравия); возобновление экспорта в Нигерию, Марокко и Индонезию с достижением рекордных и близких к рекордным объемов; увеличение поставок в такие страны, как Бангладеш, Кения и Тунис; сохранение высоких уровней вывоза в Бразилию и Мексику.
Холдинг-экспортер «Доставка морем» в прошедшем календарном году увеличил отгрузки пшеницы из крупных портов. Итоги к третьей декаде декабря еще не были подведены, но, по словам регионального представителя компании по югу Дениса Сушкова, особенностью прошедшего года стало закрытие импорта пшеницы со стороны Турции. «Получилось, что по ряду основных культур с малой воды пришлось сработать ограниченно, а именно по этой логистической схеме маржинальность поставок выше», — отмечает он. При этом «Доставка морем» открывала для себя новые направления, например, начала отгрузки в Африку и Ирак. В целом количество партнеров у холдинга увеличилось, также расширилась их география, добавляет Сушков.
«Среди сложностей, повлиявших на рынок, стало значительное снижение экспортных цен на фоне роста себестоимости производства, что сделало вывоз российского зерна менее выгодным для экспортеров и производителей, — говорит Павенский. — Однако мы ожидаем восстановления экспортных цен в первой половине 2025 года, их рост начался уже в декабре 2024-го».
По словам Сушкова, большим вызовом в 2024 году стала адаптация к многозадачной пошлине, которая, с одной стороны, ограничена рыночной стоимостью и курсом валют, а с другой — желаниями и ожиданиями аграриев. «Не удивлюсь, если многие экспортеры торговали местами в ноль или минус, так как было заключено много контрактов в июне-июле, а потом началась нестандартная ситуация с волатильностью показателей, — комментирует он. — Обычно к Новому году все пытаются закрыть свои контракты, а в конце 2024-го получилось так, что все практически остановились, потому что внешняя цена не бьется с внутренней, как бы ты ни считал, все равно маржинальность не складывается при высоких ставках кредитов и других факторах». Тренд 2024 года — борьба внутренних цен на сельхозпродукцию с внешними. Это обусловлено тем, что основная цель для рынка сегодня — контроль уровня цен и продовольственная безопасность страны, резюмирует он.
Кроме того, в прошедшем году предложение со стороны производителей было очень нестабильным, продолжает Сушков. «Вроде бы и цена на ряд культур была более или менее нормальной, но только для южных аграриев, а в Центральной части России и Поволжье, например, логистика вкупе с высокими затратами, по их словам, дала работу на грани себестоимости, — знает он. — Ожидаемое экономистами позитивное явление от снижения стоимости рубля к некоторым валютам также не сложилось, так как эффект “съели” пошлины».
Экспорт масла обновит рекорд
Второе место в структуре агроэкспорта занимает продукция масложировой отрасли. По оценке Масложирового союза, экспорт масложировой продукции по итогам года составит почти 11,7 млн т, прибавив к результатам 2023-го 5%, или 570 тыс. т. В стоимостном выражении результаты будут ниже на 4%, что связано со снижением мировых цен на растительные масла и шроты, особенно значительным оно было по рапсовому комплексу, поясняет исполнительный директор союза Михаил Мальцев.
«В сезоне 2024/25 произошел рост котировок на растительные масла, что позитивно отразилось на результатах экспорта в стоимостном выражении, которые изначально прогнозировались на меньшем уровне, — отмечает он. — В частности, Индия нарастила закупки подсолнечного масла в начале сезона 2024/25 на фоне ожидания сокращения производства подсолнечника в Черноморском регионе, что оказало поддержку экспортным ценам. Также конфликт между Канадой и Китаем поддержал спрос и цены на отечественное рапсовое масло и шрот. Плюс введение экспортной пошлины на рапс вместо запрета вывоза с пропускных пунктов в Забайкалье положительно сказалось на отгрузках продуктов переработки рапса».
Отказ европейского рынка от российской продукции со второй половины 2024 года заставил искать новые дружественные рынки сбыта, в первую очередь для растительных шротов. «Это значительные объемы, почти треть всей произведенной продукции, — подчеркивает Мальцев. — Общие объемы экспорта остались на сопоставимом уровне с 2023 годом, так что можно сказать, что ограничения не оказали существенного влияния, хотя вначале были трудности в определенные моменты».
По оценке агентства OleoScope, за 11 месяцев 2024 года экспорт растительных масел составил 6,68 млн т, что на 8% больше, чем за аналогичный период 2023-го. В том числе объемы вывоза подсолнечного масла увеличились на 24%, до 4,99 млн т, его доля в структуре поставок растительных масел превысила 70%. Основные покупатели — Индия (1,96 млн т), Турция (720 тыс. т) и Китай (551 тыс. т). Экспорт соевого масла прибавил 1% и достиг 635 тыс. т. Лидерами по его закупкам являются Индия (253 тыс. т) и Алжир (208 тыс. т). Вывоз рапсового масла составил 1,05 млн т, снизившись на 29% к аналогичному периоду 2023 года. Более 90% было отправлено в Китай. Общий экспорт растительного шрота составил 3,67 млн т, что на 0,17% выше, чем за 11 месяцев 2023 года. Вывоз масличных культур, по оценке аналитиков OleoScope, снизился на 39%, до 2,51 млн т. По данным на 8 декабря, «Агроэкспорт» оценивал вывоз продукция масложировой отрасли на $7,77 млрд против $7,76 млрд годом ранее.
Среди экспортных достижений масложировой отрасли в прошедшем году Мальцев называет обновление рекорда по вывоза подсолнечного масла: он оценивается минимум в 5,4 млн т, на 1 млн т больше, чем в 2023-м. «Мы увеличили долю отечественных растительных масел на индийском рынке более чем в два раза. По итогам 2024 года первое место по объемам вывоза российских растительных масел, и подсолнечного в частности, достанется Индии, которая потеснила на пьедестале Китай (лидер 2023 года), а по закупкам соевого масла обогнала многолетнего лидера — Алжир, — продолжает он. — По рапсу и продуктам переработки из него Китай, можно сказать, монополист как импортер, туда вывозится 90% произведенного рапсового масла». Кроме того, количество направлений экспорта масложировой продукции увеличилось до 131 страны — на 16 к прошлому году.
«Четыре года назад одним из главных достижений в экспорте мы называли то, что преодолели планку в 1 млн т поставок за рубеж. По итогам 2024-го мы приближаемся к 2 млн т экспорта и планируем улучшить результат 2023 года примерно на 15%, — говорит исполнительный директор «Эфко» Сергей Иванов. — В первую очередь это удалось за счет увеличения поставок на перспективные азиатские рынки: в Китай, Индию и Турцию. На них приходится примерно 80% общего объема нашего вывоза. В том числе поставки в Индию за год выросли практически в два раза».
Сахар вернулся на внешние рынки
В последние годы «Чишминский сахарный завод» нарастил мощности и объемы производства, а вместе с этим увеличил и экспорт сахара. Сейчас по объемам предприятие входит в первую тройку российских поставщиков за рубеж, рассказывает коммерческий директор завода Ирина Маркеева. «Кроме того, хорошим спросом пользуется наш гранулированный жом, и мы наращиваем его продажи как на внутреннем, так и на внешних рынках. Например, в ноябре 2024 года сделали первые отгрузки свекловичного жома в Узбекистан. Мы работаем по этому проекту совместно с Союзроссахаром, который помогает популяризировать передовые подходы к кормлению животных с включением свекловичного жома в их рационы, — комментирует она. — В декабре мы сделали первые поставки в Республику Корея, отправили сразу поезд жома. В обеих странах “Чишминский сахарный завод” — один из первых российских поставщиков». Всего продукция завода отгружается в девять стран ближнего и дальнего зарубежья, в ближайшее время их станет десять. «За неполный год мы увеличили поставки сахара примерно на 5 тыс. т, а экспортная выручка достигла почти 4,5 млрд руб.», — уточняет Маркеева.
Среди факторов, влияющих на экспорт сахара, она называет временные ограничения на вывоз продукции. «Но, несмотря на то что экспорт сахара был закрыт с мая по сентябрь 2024 года, мы сохранили клиентов: как прямой экспортер мы получили квоту на 25 тыс. т и смогли продолжить отгрузки, — добавляет она. — Кроме того, высокая загруженность транспортных путей влияет на скорость доставки. К тому же логистика дорожает несколько раз в год. Тем не менее мы решаем эти вопросы, и товар едет».
Что касается новых направлений поставок «Эфко», то в экспорте брендовой продукции ими стали Индонезия и Сенегал, где теперь представлено масло Altero и «Слобода» соответственно. «На более традиционных и близких нам рынках, таких как Грузия и Армения, мы увеличили присутствие не только в масле, но и в соусной группе, а также начали поставки маргарина “Пышка”. Существенно выросли отгрузки бутилированного масла во Вьетнам и Китай. В КНР по сравнению с 2023 годом ожидаем выйти на результат плюс 40%», — добавляет Иванов.
«Доставка морем» в 2024 году начала экспорт высокоолеинового масла. «Мы долго пытались наладить работу в этом направлении, в планах на 2025 год — развивать поставки, — делится Денис Сушков. — Экспортный рынок масел насыщен сильными и крупными игроками, в том числе компаниями- переработчиками. С ними сложно конкурировать».
Поставки мяса прибавили 20%
По словам Дмитрия Краснова, в феврале — марте 2023 года были достигнуты минимумы по ценам на пшеницу и подсолнечное масло, и преодолеть сильное стоимостное отставание агроэкспорта удалось за счет мясной, молочной и готовой продукции. «Мы видим серьезный потенциал в развитии экспорта мясной, молочной продукции, который в 2024 году показал неординарную динамику, — отметил Краснов. — Поставки мяса в стоимостном выражении выросли на 20%, до $1,5 млрд, в том числе птицы и говядины — на 12-13%, а свинины — почти на 40%». Такой показатель в свиноводстве — во многом результат открытия рынка Китая, куда, по словам Краснова, было поставлено около 40 тыс. т продукции. «Мы мало верили, что в первый год удастся достичь таких показателей», — признал он. В физическом выражении вывоз мяса к 8 декабря увеличился на 23%, до 658 тыс. т.
ИМИТ оценивает объем поставок свинины на внешние рынки в прошлом году на уровне 254 тыс. т (223 тыс. т в 2023-м). Основными покупателями свинины и субпродуктов в 2024 году были Беларусь и Вьетнам, на которые суммарно пришлось более 60% вывоза свиноводческой продукции. Поставки в Беларусь увеличились примерно на 10%, тогда как во Вьетнам — снизились на 10%, сравнивает гендиректор агентства ИМИТ Любовь Савкина. Заметно выросли объемы экспорта в Китай (в 27 раз) — Поднебесная заняла третье место в экспортном рейтинге с долей 15%. Также увеличились отгрузки в Сербию (+70%), Республику Корея (+170%), Гонконг (+90%).
По оценке ИМИТ, экспорт мяса птицы в 2024 году составил 387 тыс. т против 341 тыс. т в 2023-м. В топ-10 импортеров российского куриного мяса и субпродуктов в 2024 году вошли Китай, Саудовская Аравия, Казахстан, Киргизия, Вьетнам, Армения, Азербайджан, Беларусь, ОАЭ и Узбекистан. На эти страны в сумме пришлось около 94% всех внешних продаж курицы. «В Китай экспорт вырос на 6%, его доля составила 36% в общем экспорте курицы из России. Поставки в Казахстан увеличились на 15-16%, его доля составила 17%. На Саудовскую Аравию пришлось 19% экспорта. Рост отгрузок в эту страну за год составил 35%, — приводит данные Савкина. — Продолжают расти поставки куриного мяса из России во Вьетнам (+16%), Конго (+352%), ОАЭ (132%), Грузию (+184%) и Туркмению (+650%)».
Основными покупателями российской индейки в прошлом году были Китай с долей 60%, Конго (13%), ОАЭ (7%), Бенин (6%) и др. «За год экспорт индейки вырос на 10-15%, бо́льшую часть в ассортиментной линейке составляют части тушек на кости, крылья и голени. На филе приходится около 16% всего экспорта», — уточняет Савкина.
Экспорт говядины из России за год вырос оценочно на 10-15%, до 40 тыс. т. Основной объем идет в Китай (52%). На Беларусь приходится порядка 10-12% поставок, как и на Саудовскую Аравию. Последняя за год увеличила закупки на 46%. Также отмечается увеличение поставок в Сербию, Узбекистан, Вьетнам, ОАЭ и Кувейт, перечисляет Савкина.
По итогам 2024 года объемы экспорта мясной продукции группы «Черкизово», как ожидается, увеличатся примерно на 20% как в натуральном, так и стоимостном выражении. Драйвером роста вывоза с точки зрения объемов стала продукция из курицы (прирост более чем на 25%), при этом темпы увеличения экспортной выручки в этой категории отставали от темпов роста поставок в натуральном выражении, обращает внимание пресс-служба компании. Мясо индейки и готовая продукция (колбасные изделия и копчености), наоборот, показали опережающий рост экспортной выручки относительно темпов повышения объемов отгрузок. «Основным экспортным продуктом компании по-прежнему остается мясо курицы — на его долю приходится более 75% объемов вывоза», — уточняет пресс-служба группы. Драйвером увеличения экспорта мяса курицы в 2024 году стало расширение объема поставок в страны СНГ и ЕАЭС — в натуральном выражении они выросли более чем на 50%.
Большим достижением прошлого года компания считает сам факт увеличения объемов поставок на внешние рынки на фоне проблем с прохождением валютных платежей (даже при том что расчетов в долларах компания не ведет, каждый платеж требует ювелирной точечной настройки, в некоторых случаях прохождение платежей занимает месяцы) и растущих затрат на логистику из-за продолжающегося дефицита предложений по морским контейнерным перевозкам. «Также из достижений можно отметить значительное увеличение поставок халяльного мяса птицы на рынок Саудовской Аравии по сравнении с 2023 годом», — добавляет пресс-служба «Черкизово». Самыми крупными странами — импортерами продукции группы в 2024 году были Китай и Казахстан.
Экспорт — относительно новое направление для группы «Продо», сейчас «Мясокомбинат Клинский» и «Омский бекон» поставляют продукцию в страны ЕАЭС: Казахстан, Армению и Азербайджан. Основным рынком для мясоперерабатывающих предприятий группы является Казахстан, говорит начальник отдела экспортных продаж «Продо» Алексей Сотсков. Структура экспортных поставок включает два направления: куриную разделку и продукцию глубокой переработки, ассортимент разрабатывается совместно с партнерами. В 2025 году компания рассчитывает увеличить вывоз колбасной продукции и мясных деликатесов. Планируется нарастить объем отгрузок в натуральном выражении в три раза за счет развития поставок и выхода на новые рынки.
«В 2025 году планируем увеличить экспорт и открыть новые направления, например такие страны, как Вьетнам, Монголия, Киргизия, Узбекистан, Грузия и Абхазия. Также планируется выход на рынок Китая, однако это требует более сложных и многоуровневых согласований, — рассказывает Сотсков. — Китай — интересный рынок, особенно для поставок товаров глубокой переработки». Если говорить о проблемах в экспортных поставках, то, по его словам, многое определяется особенностями ведения бизнеса и менталитетом стран-импортеров. «Например, для ускорения развития на рынке Казахстана мы изменили стратегию продаж: если раньше работа там велась исключительно через дистрибьюторов, то в 2024 году переговоры проводились напрямую с розничными сетями, что позволило охватить больше регионов этой страны. Кроме того, мы активно участвуем в региональных выставках», — добавляет он.
Отгрузки молочной продукции тоже в плюсе
По данным «Агроэкспорта», вывоз молочной продукции в прошлом году вырос на 20% в деньгах, до $374 млн. В натуральном выражении поставки увеличились на 9%, до 186 тыс. т. В том числе отгрузки сыров и творога в денежном выражении прибавили 25%, молока и сливок — 40%, сухого молока — 32%. Значительно увеличился экспорт молочной продукции в Китай (+$6 млн), Алжир (+$8 млн), Египет (+$3 млн).
В связи с ростом потребления на фоне повышения доходов населения для российских молочников приоритетным в 2024 году стало обеспечение внутреннего спроса, отмечает представитель Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Тем не менее ряд предприятий, уже начавших работу на внешних рынках, продолжили развитие в этом направлении. По оценкам союза, прирост внешней торговли, главным образом за счет поставок в страны дальнего зарубежья, в 2024 году составит около 15-20% в денежном выражении, или 10-15% — в натуральном. «И это на фоне достаточно высоких объемов экспорта в 2023 году», — обращает внимание представитель союза, уточняя, что в целом отгрузки молочной продукции на мировой рынок по итогам 2024 года превысят 1 млн т в молочном эквиваленте.
Так, «ЭкоНива», крупнейший молочный холдинг России, по состоянию на середину декабря экспортировала более 8 тыс. т готовой молочной продукции — в три раза больше, чем за весь 2023 год (2,6 тыс. т). Значительный рост обусловлен укреплением бренда «ЭкоНива» в странах ближнего зарубежья, а также запуском регулярных железнодорожных поставок в Китай, комментирует представитель компании.
В целом в вывозе молочной продукции наиболее позитивная динамика наблюдалась в части поставок сухого обезжиренного молока (СОМ). По оценкам Союзмолока, экспорт СОМ за январь — октябрь 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023-го вырос почти на 10%. Поставки сухого цельного молока за этот же период увеличились в полтора раза, мороженого — на 10%, сыров — на 25-30%. Основными товарами, отправляемыми на рынки третьих стран, остается биржевая группа: сухое обезжиренное и цельное молоко, сухая сыворотка.
«Ключевыми покупателями российской молочной продукции традиционно являются государства постсоветского пространства: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, — продолжает представитель союза. — В эти государства, где наша страна имеет прочные позиции и свой узнаваемый бренд, мы экспортируем и питьевое молоко, и кисломолочные продукты, и творог, и сыры, и продукты, произведенные по технологии сыра».
Также российские производители работают над выходом на рынки стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока. В целом доля стран вне СНГ в структуре молочного экспорта расширилась с 7% в 2013 году до 18% — в 2024-м, сравнивает представитель Союзмолока. Например, Алжир, Китай, Египет, Саудовская Аравия вошли в топ-10 стран по приросту внешних поставок в прошедшем году. Выход на эти рынки можно считать значимым результатом работы государства и бизнеса, добавляет представитель союза.
В 2024 году «ЭкоНива» начала поставлять молочную продукцию на новые рынки — в Таджикистан и Туркменистан. Общее количество стран, где можно приобрести готовую молочную продукцию группы, достигло десяти, рассказывает представитель компании. Основные объемы приходятся на Казахстан, затем следуют Китай и Узбекистан. В ассортимент отгрузок теперь входят не только ультрапастеризованное молоко и сливки, но и сыры. В части ближайших стран представлена и продукция категории фреш с более коротким сроком годности — это йогуртно-десертная группа, сметана, творог.
«Для дальнейшего наращивания экспорта необходимо поддерживать инвестиционный процесс в молочной отрасли, несмотря на рост ключевой ставки ЦБ, прежде всего за счет увеличения объемов поддержки, — считает представитель Союзмолока. — Здесь крайне важны такие инструменты, как субсидирование логистики, льготные кредиты, возмещение части инвестиционных затрат при строительстве и модернизации экспортоориентированных производств сухих молочных продуктов для создания дополнительной товарной массы. Не менее важна совместная работа бизнеса и государства по открытию новых рынков и упрощению доступа на них российской продукции».
Также безусловным приоритетом становится наращивание сырьевой базы для удовлетворения как растущего внутреннего спроса, так и внешних поставок. По словам представителя Союзмолока, это должно быть и строительство новых ферм, и модернизация действующих животноводческих комплексов. Для этого в текущих экономических условиях с учетом длительных сроков окупаемости проектов и высокой инвестиционной емкости нужны доступные кредиты и прочие меры господдержки сырьевого сектора.
Рыбной отрасли вредят санкции и пошлина
По данным «Агроэкспорта» на 8 декабря, вывоз в категориях рыбы и морепродуктов снизился до $4,4 млрд против $5 млрд годом ранее. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) по итогам года ожидает объем экспорта рыбопродукции на уровне $5,8 млрд. «Курсовая экспортная пошлина вкупе с ограничениями со стороны США и ЕС негативно влияет на объем экспортной выручки российских рыбопромышленников, — комментирует президент ассоциации Герман Зверев. — Например, европейский рынок филе минтая застыл на уровне 240-250 тыс. т, так что ухудшение ценовых позиций российской продукции сразу же снижает интенсивность поставок. Похожая ситуация с треской: рыбаки России не смогли в полной мере воспользоваться высокой ценой на мировых рынках на продукцию из этого вида рыбы, поскольку, в отличие от конкурентов, сталкиваются с дополнительными логистическими ограничениями при экспортных поставках, а также вынуждены платить двойную пошлину: при вывозе из России и при ввозе в страны ЕС». Например, пока действовала экспортная пошлина, рентабельность сардины иваси — второго по объему вылова ресурса России — составляла минус 1%, после отмены пошлины в ноябре предприятия вышли на уровень рентабельности 1-1,5%, сравнивает Зверев. Ситуация в секторе краба тоже сложная, продолжает он, тем более с учетом того, что это самый закредитованный сегмент российской рыбной отрасли (кредитная нагрузка превышает 600 млрд руб.). Экспортная пошлина усугубляет и без того обвалившуюся на фоне закрытия рынка ЕС и США доходность вывоза краба, отмечает Зверев.
С учетом санкционного давления на российских рыбаков, усиливающейся конкуренции на мировом рыбном рынке и внутренних ограничений экспорта Зверев считает серьезным достижением сохранение экспортной выручки практически на уровне 2023 года. «Россия все еще остается одной из крупнейших рыболовных держав мира и входит в топ-10 экспортеров рыбопродукции, — подчеркивает он. — Мы по-прежнему лидируем по поставкам в нескольких значимых секторах мирового рыбного рынка: это премиальный краб, треска, минтай и тихоокеанская сельдь. Но, повторюсь, доходность экспорта значительно ниже запланированной и необходимой для обслуживания кредитов рыбаков».
По оценке ВАРПЭ, пока около 45% общих поставок российской рыбопродукции за рубеж приходится на недружественные страны, что создает риски в сложившихся геополитических условиях. «Рыбаки понимают, что важно расширить географию поставок в дружественные страны, в первую очередь на рынки стран БРИКС. Но открытие новых рынков — это высокозатратный и небыстрый проект, — обращает внимание Зверев. — К примеру, рынок Африки очень интересен с точки зрения поставок сельди, но пока мы проигрываем ценовую конкуренцию норвежцам». По его словам, в 2024 году ассоциация провела исследование рынков потребления рыбы, чтобы оценить перспективы российского рыбного экспорта. При анализе учитывалась стремительно меняющаяся конгломерация мирового рынка: изменение логистических и финансовых потоков, взаимные ограничения, санкции и обострения геополитической ситуации. Потенциал внешних поставок российских рыбы и морепродуктов к 2030 году ВАРПЭ оценила в $8,85 млрд (продолжение темы — на стр. 38).
Ушли в нишу
Международная агроторговая компания AGS делает ставку на экспорт нишевых культур и продуктов переработки. За 2024 год она отправила за рубеж более 400 тыс. т продукции, что почти вдвое больше, чем в 2023-м. Выручка компании в 2024 году оценочно достигла $160 млн, тогда как годом ранее она составляла около $74 млн, сравнивает CEO и совладелец компании Руслан Барашян. Среди достижений 2024 года он называет открытие офисов в Мозамбике и Китае, что стало логичным продолжением стратегии компании AGS по расширению международного присутствия. «Из Африки в 2024 году AGS нарастила экспорт голубиного гороха, кунжута, кешью, арахиса. Если говорить о вывозе из России, то в этом году была первая отгрузка кукурузы в Южную Корею через порт на Дальнем Востоке», — рассказывает он.
В топ-5 стран для экспорта компании вошли Турция, Китай, Индия, Пакистан и Египет, перечисляет Барашян. В целом AGS поставляет продукцию более чем в 26 стран, включая ОАЭ, Бангладеш, Индонезию, Вьетнам, Иорданию, Марокко. Турция была и остается ключевым покупателем продуктов переработки, добавляет топ-менеджер. При этом главной проблемой для компании в прошедшем году стала высокая стоимость заемного финансирования. Это ограничивает возможности для увеличения объемов экспорта, поскольку рост процентных ставок повышает финансовую нагрузку на бизнес, говорит Барашян.
Кроме поставок за рубеж молочной продукции, «ЭкоНива» продолжает развивать экспорт нишевых товарных культур: красной и зеленой чечевицы. На середину декабря было отгружено около 15 тыс. т урожая 2024 года с переходящим остатком к вывозу на следующий год примерно 4 тыс. т. «Ожидается, что общий объем экспорта чечевицы в сезоне 2024/25 составит 18 тыс. т, это на 1 тыс. т больше, чем годом ранее», — оценивает представитель группы. При этом компания отмечает значительное увеличение отгрузок зеленой чечевицы наряду с красной. Зеленая чечевица дороже, к ней предъявляются более высокие требования по качеству и условиям хранения. Если в сезоне 2023/24 группа экспортировала порядка 1,6 тыс. т зеленой чечевицы, то на конец 2024 года результат уже составил около 7,3 тыс. т. Продукцию растениеводства «ЭкоНива» поставляет в Турцию, ОАЭ, Пакистан, Индию. В Турцию и в ОАЭ практически в равных долях — немногим более 7,2 тыс. т и 7,3 тыс. т соответственно. В другие страны на данный момент отгружаются небольшие объемы, уточняет представитель компании.
В 2024 году «Башкир-Агроинвест» впервые начал прямые поставки продукции в страны дальнего зарубежья, отправив более 6 тыс. т гороха в Китай и Индию. Этому предшествовала большая подготовка, в том числе работа по определению соответствия продукции требованиям зарубежных стран и аттестации предприятий на экспорт, делится директор компании по ВЭД Семен Черняк. Кроме того, в конце 2023-го и в 2024 году «Башкир-Агроинвест» отгрузил 340 т семян яровой пшеницы в Казахстан. «Основной объем производимой предприятием продукции продается на внутреннем рынке, но при наращивании объемов урожая у нас появились дополнительные ресурсы для международной торговли, — поясняет руководитель. — Сейчас мы нацелены на развитие агроэкспорта в активном режиме и без ущерба для внутреннего потребления. Спрос на зарубежных рынках на нашу продукцию довольно высокий, поэтому в перспективе готовы расширять номенклатуру и географию поставок, прежде всего в страны Азии и на Ближний Восток».
Вызовы 2025 года
Главным достижением для российского агроэкспорта в 2024 году Дмитрий Рылько считает то, что Россия удержала те рынки, на которые продавала продукцию АПК в предыдущие годы, несмотря на сложные условия, прежде всего санкционные. «Как таковой особой переориентации российских экспортеров на рынки дружественных стран не было, поскольку традиционно вывоз и так был нацелен на эти страны, — продолжает он. — По ряду направлений, конечно, возникли проблемы с поставками. Например, довольно большой объем шрота отгружался в Европу. Сейчас этих поставок нет, и нашим компаниям приходится резко переориентироваться на другие рынки, прежде всего на Китай, а это сложно и в плане логистики, и на фоне того, что КНР находится не в самой лучшей форме с точки зрения платежеспособности». Ключевым вызовом для экспортеров в 2024 Рылько считает сохраняющийся санкционный режим. Он, скорее всего, продолжит действовать и в 2025-м, добавляет эксперт.
Ключевым вызовом для экспортеров зерновых в 2025 году Игорь Павенский называет снижение экспортной квоты, которая будет действовать с 15 февраля до конца сезона, с 29 млн т до 10,6 млн т и увеличение конкуренции со стороны внутренних переработчиков из-за снизившегося урожая. «В результате на фоне уменьшения экспортного потенциала России, по нашему мнению, может сформироваться напряжение на мировом зерновом рынке», — допускает он.
По мнению Дениса Сушкова из «Доставки морем», очень большим внешним вызовом является то, что России перекрывают оставшиеся пути проведения платежей. «Это давление в худшем варианте может окончиться полным ограничением, в лучшем — новыми договоренностями, которые могут очень заметно изменить в лучшую сторону экономику не только отрасли, но и страны в целом», — думает он.
Михаил Мальцев среди вызовов прошедшего года называет волатильность мировых цен на основные растительные масла и часто меняющиеся прогнозы по урожаю подсолнечника, которые привели к существенному росту цен на семечку в начале сезона несоразмерно с небольшим увеличением стоимости тонны подсолнечного масла на экспортном направлении. С возвращением экспортной пошлины ситуация выровнялась. «Среди постоянных проблем можно выделить трудности с железнодорожными перевозками, которые приходится решать ежедневно в ручном режиме вместе с Минсельхозом, Минтрансом и РЖД, — рассказывает он. — Также есть сложности с получением валютной выручки из-за границы, и из-за постоянно меняющейся ситуации бизнес требует быстрой адаптации. И, конечно, значительное повышение ключевой ставки ЦБ».
Экспорт нужно диверсифицировать
Президент Владимир Путин поставил перед отраслью задачу к 2030 году увеличить объем агроэкспорта в полтора раза относительно 2021-го, до более чем $55 млрд, это позволит России войти в десятку крупнейших мировых экспортеров (по итогам прошлого года наша страна занимала 16-е место). По словам заместителя министра сельского хозяйства Сергея Левина, цель вполне достижима, однако для этого нужна дальнейшая диверсификация экспорта и увеличение доли поставок продукции с добавленной стоимостью. «Мы не сможем выполнить задачу только за счет тех позиций, в которых мы были и остаемся мировыми лидерами, — зерновой, масложировой и рыбной отраслях», — подчеркнул он. Также нужно закрепляться на приоритетных рынках, обеспечивая бесперебойную поставку продукции, как активизировать продвижение отдельных брендов, так и усиливать восприятие российской продукции в целом, расширять ассортимент поставок и адаптировать продукцию под требования конкретных рынков, перечислил Левин.
Основная проблема на сегодняшний день связана с финансами, и она очень болезненная как для производителей, так и переработчиков, и экспортеров, продолжает Мальцев. «Мы наблюдаем сокращение субсидий на предоставление льготных кредитов на фоне увеличения ключевой ставки. В связи с политикой ЦБ по снижению объемов льготного кредитования в рамках борьбы с инфляцией Минсельхоз был вынужден уменьшить размер субсидий с 80-90% до 50% с 1 января 2025 года для уже предоставленных кредитов по постановлению №1528. Минфин предложил установить фиксированную ставку субсидий по льготным кредитам на 2025-2026 годы на уровне 5%, а с 2027 года — 3%, — напоминает глава Масложирового союза. — По нашему мнению, такая практика негативно скажется на инвестиционной активности и показателях реализуемых инвестпроектов, что неизбежно приведет к обратному эффекту — повышению себестоимости производимой продукции». По его словам, отрасль очень рассчитывает на то, что регуляторы смогут прийти к сбалансированному решению проблемных вопросов по железнодорожным перевозкам и с получением валютной выручки, и поддержат объемы субсидирования на прежнем уровне.
Пресс-служба «Черкизово» относит к ключевым вызовам, которые стояли перед экспортерами мясной продукции в прошлом году и будут актуальны и в 2025-м, растущую себестоимость продукции и наличие профицитных объемов на российском рынке. «Именно эти два фактора будут определять привлекательность экспортного канала продаж. Безусловно, не стоит сбрасывать со счетов и такой важный фактор, влияющий на мировой рынок мяса, как эпизоотическая обстановка в ключевых странах-экспортерах и импортерах», — добавляют в компании.
Ключевым вызовом по вывозу готовой молочной продукции «ЭкоНива» считает развитие бренда компании на уже открытых для нее рынках, а также выход на новые рынки сбыта. «Для экспорта товарных агрокультур важную роль продолжают играть внедрение современных технологий и методов подработки, совершенствование условий хранения для улучшения качества растениеводческой продукции, — комментирует представитель агрохолдинга. — По всем категориям собственной продукции ГК “ЭкоНива” ставит цель наращивать объемы поставок».
В 2025 году все птицефабрики группы «Продо» планируют начать экспорт субпродуктов в Китай. Мясоперерабатывающие предприятия — «Омский бекон», «Мясокомбинат Клинский», «Уфимский мясоконсервный комбинат», а также «Продо Птицефабрика Калужская» будут наращивать объемы отгрузок и открывать экспортные поставки продукции глубокой переработки (колбасы, деликатесы, полуфабрикаты), делится планами Алексей Сотсков. «На этом направлении основным вызовом станут предпочтения покупателей в других странах, которые зачастую сильно отличаются от вкусов россиян. От того, насколько точным будет попадание в разработке ассортимента, зависит и успех всего проекта, — считает он. — При этом в странах СНГ, где наблюдается высокий спрос на продукцию российских производителей, следующим вызовом может стать высокая конкуренция на полке уже не только с местными производителями, но и с другими российскими компаниями».
Россия сохраняет сильную позицию на мировом рыбном рынке, а лидеры на доходных и перспективных рынках всегда являются объектом атаки конкурентов — это аксиома, рассуждает Герман Зверев из ВАРПЭ. До недавнего времени такая конкуренция происходила в цивилизованной форме. Антироссийские санкции — это уже игра без правил, подчеркивает он. «Они стали триггером для переустройства всего мирового рыбного хозяйства и последствия этого переустройства будут “раскрываться” и в 2025 году, — считает глава ассоциации. — Речь об изменении системы ценообразования, логистических цепочек, усилении конкуренции не только за рынки сбыта, но и за ресурс. Поэтому мы не ждем, что новый год будет легким». По мнению Зверева, стратегическая задача для российских рыбопромышленников — открывать новые рынки и расширять географию поставок, в первую очередь в страны глобального Юга. «Сейчас самое главное — это отмена экспортной пошлины, которая серьезно снижает конкурентоспособность российской рыбы», — добавляет он.
Руслан Барашян из AGS ключевыми вызовами для экспортеров называет высокие кредитные ставки кредитования и необходимость модернизации логистической инфраструктуры, особенно на стороне восточных поставок, включая железнодорожные маршруты в Китай. «Высокая стоимость кредитов существенно ограничивает возможности сельхозпроизводителей и переработчиков для увеличения объемов экспорта, — говорит он. — Снижение кредитных ставок могло бы стать важным стимулом для его роста. Кроме того, устойчивые и эффективные логистические маршруты играют ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности российских товаров на международных рынках. Это включает модернизацию портов, железнодорожных сообщений и международных транспортных коридоров, что является критически важным для экспортеров».
Семен Черняк из «Башкир-Агроинвест» среди сложностей и вызовов для экспорта отмечает то, что предприятия региона удалены от портов, а значит, логистика сложнее и дороже, поэтому приходится выстраивать продажи максимально эффективно по всем параметрам. Еще одна трудность связана с прохождением платежей. Компания сталкивалась с тем, что контрагенты не могли произвести оплату за поставленный товар в установленные сроки из-за санкционных ограничений. «Однако у санкций есть другая сторона: они привели к тому, что российские поставщики за последние годы увеличили маржинальность торговли за счет выхода напрямую на рынки потребителей, — обращает внимание Черняк. — Если раньше отгружали продукцию в адрес крупных международных трейдеров, а далее товар шел в страны получателей уже обезличенным, то сейчас крупные отечественные компании напрямую участвуют в зерновых тендерах стран-потребителей. Наша компания в таких масштабах пока не торгует, но будем работать в этом направлении».
В подготовке статьи участвовала Елена Долбунова.