Журнал «Агротехника и технологии»
В послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 президент России подчеркнул, что наше государство не только полностью обеспечивает себя продовольствием, но и входит в двадцатку ведущих стран-экспортёров продуктов питания (в частности, Россия — лидер на глобальном рынке пшеницы). К 2030 году объём производства российского АПК должен ещё вырасти не менее чем на четверть по сравнению с 2021 годом, а экспорт — увеличиться в полтора раза. В связи с этим будет продолжена поддержка отрасли, а также программа комплексного обустройства сельских территорий. Своим мнением о ресурсном обеспечении задач, обозначенных президентом России, с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Дмитрий Хомяков
Почва — не только основа сельскохозяйственного производства, но незаменимая системообразующая часть биосферы в целом, определяющая её функционирование. Без почвенного покрова биосфера существовать не может. Россия имеет около 16,5 млн кв км почв — больше, чем какая-либо страна в мире. Это наше национальное достояние. А, стало быть, воспроизводство плодородия почв и оценка их состояния является одной из главных задач государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Это следует из указов и поручений президента России, содержащих положения, связанные с определением места и роли почв в рациональном природопользовании и устойчивом сельском хозяйстве. Рассмотрим их.
Указ от 19 апреля 2017 года №176 «О Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года» обозначил, что практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель и почв. Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почв, изменению среды обитания растений, животных и других организмов, являются водная и ветровая эрозии, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение, засоление и осолонцевание почв. Этим тенденциям подвержено более половины общей площади сельскохозяйственных угодий страны. В разделе III «Вызовы и угрозы экологической безопасности» к глобальным проблемам отнесены: негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая опустынивание, засуху, деградацию земель и почв. К внутренним вызовам относятся, в том числе, усиление деградации земель и почв.
Целями государственной политики являются сохранение, восстановление и обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, а также ликвидация накопленного вреда вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата (п. 24). Для достижения этих задач с учётом вызовов и угроз экологической безопасности должны выполняться мероприятия, направленные на предотвращение деградации земель и почв, сохранение биологического разнообразия, экосистем суши и моря, сокращение количества видов растений (п. 25).
В указе президента России от 11 марта 2019 года №97 «Об основах государственной политики РФ в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» определено, что основными задачами государственной политики мониторинга химических и биологических рисков являются категорирование и классификация объектов и территорий исходя из параметров среды обитания, в том числе, степени загрязнения почв.
Помимо этого, указ президента от 2 июля 2021 года №400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» в разделе III «Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты» закрепил, что с учётом долгосрочных тенденций развития ситуации в стране и мире, её национальными интересами, в том числе, являются: охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов, рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата (п. 25). Их обеспечение и защита осуществляются за счёт концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, а также организаций и институтов гражданского общества на реализации стратегических национальных приоритетов (п. 26), к которым относится экологическая безопасность и рациональное природопользование. Россия рассматривает свою территорию, её ландшафтное и биологическое разнообразие, уникальный эколого-ресурсный потенциал в качестве национального достояния, сохранение и защита которого необходимы для обеспечения жизни будущих поколений, гармоничного развития человека и реализации права граждан на благоприятную окружающую среду (п. 81).
Хищническое использование природных ресурсов ведёт к деградации земель и снижению плодородия почв, дефициту водных ресурсов, ухудшению состояния морских экосистем, уменьшению ландшафтного и биологического разнообразия (п. 78). Достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путём реализации государственной политики, направленной на решение ряда задач, в том числе, предотвращение деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивации нарушенных земель, ликвидации накопленного вреда окружающей среде, экологической реабилитации территорий (п. 83).
Другой указ президента России от 26 октября 2023 года №812 «Об утверждении Климатической доктрины РФ», подтвердил, что она представляет собой систему взглядов на цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации единой государственной политики по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями, и является основой для выработки и реализации климатической политики. В разделе III «Географические и иные особенности РФ при решении проблем изменения климата» указано, что значительная часть территории страны находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого (п. 45). При этом к неблагоприятным последствиям относятся, в том числе, рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других (п. 47).
Между тем, на сайте в архиве Государственной Думы выложено приложение №2 к проекту федерального закона №1232063-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Оно содержит таблицу поправок, рекомендуемых комитетом Госдумы по аграрным вопросам к отклонению.
Вот текст некоторых поправок (авторы — сенаторы А. П. Майоров, А. Н. Кондратенко, В. Ф. Новожилов): «статью 1 дополнить абзацем 2 “почва — компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, характеризующийся почвенным слоем, плодородием, структурой и свойствами, обеспечивающими жизнедеятельность растений, животных и микроорганизмов. К понятию “почва” не относятся торф, песок, грунт ниже почвенного слоя, компост, а также искусственно созданная среда обитания растений»; «абзац 3 изложить в новой редакции: “плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений».
Напомню — поправка была отклонена, в связи с чем возникает резонный вопрос: почему? Ведь очевидно, что «земля» - понятие территориально-обобщённое. В состав одного участка — объекта, имеющего свою топографию и пространственные характеристики (или одного земельного угодья), как правило, включены почвы с различными свойствами и режимами. Поэтому без данных о почвах невозможно проектировать и создавать рациональные прирородоохранные системы землепользования и мелиорации, а также адаптивно-ландшафтные системы земледелия в сельском хозяйстве и конкурентные или «зелёные» агротехнологии. Они будут эффективны и безопасны только в случае учёта строения почвенного покрова территорий и его неоднородности.
Об этом также сказано в перечне поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений» (утв. президентом 24 января 2017 года №Пр-140ГС). В частности, правительству России поручалось «представить предложения по разработке порядка определения и установления нормативов качества почв и земель в зависимости от их природных особенностей, целевого назначения и величины предельных остаточных концентраций загрязняющих веществ в целях восстановления свойств почв исходя из географических, геологических, гидрогеологических особенностей их формирования и природного фонового состояния территорий и акваторий».
В заключении можно также упомянуть, что в рекомендациях парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», состоявшихся 28 февраля 2024 года, сказано, что его участники считают необходимым рекомендовать Федеральному собранию обеспечить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в статью №14 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"» в части определения кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в зависимости от государственного учёта плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Напомню, что статья №14 действующего закона «Определение кадастровой стоимости» содержит п. 1, который гласит, что «определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включённых в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» и п. 3, в котором сказано, что «при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке». Она, в свою очередь, производится на основании приказа Росреестра от 4 августа 2021 года №П/0336 «Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке». При её проведении необходимо учитывать качественные и количественные характеристики почвенного покрова территории.
Таким образом, землеустройство станет комплексом мероприятий по изучению состояния и оценки сельскохозяйственных почв, планированию и организации их рационального использования и охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального (по разработанному, согласованному и утверждённому проекту) использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления агропроизводства.
Однако для реализации положений рассмотренных выше документов, необходимо выполнить указания президента России, а именно: ввести в российское право полноценное, научно-обоснованное и легальное (юридически значимое), общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное определение почвы и её плодородия как фундаментального уникального свойства.
С 2025 года в нашей стране запустят 12 прорывных мегапроектов, главной задачей которых станет оперативное достижение технологического суверенитета в критически важных отраслях. Уже сформирован их перечень. В их числе будет проект «Обеспечение продовольственной безопасности». Но для его реализации нужно знать, сколько, каких, какого качества и где расположенных почвенных ресурсов нужно стране для обеспечения населения продуктами питания и увеличения объёма экспорта сельскохозяйственной продукции.
Без этого почва останется недооценённым национальным богатством и не станет фундаментом будущего устойчивого роста экономики страны.
Определение почвы по версии Дмитрия Хомякова
Почва — компонент природной среды, природное тело, образующееся и изменяющееся с течением времени на суше в результате преобразования поверхностных слоёв земной коры под совместным воздействием климата, рельефа, живых организмов. Представляет собой совокупность почвенных горизонтов, появляющихся в процессе почвообразования и формирующих почвенный профиль или почвенный слой, который несёт на себе растительный покров земли; состоит из минеральных и органических частей, характеризуется плодородием, структурой и свойствами, необходимыми для существования растений, животных и микроорганизмов, жизнеобеспечения и деятельности человека.
К понятию «почва» не относятся торф, песок, грунт ниже почвенного слоя, компост, а также искусственно созданная среда обитания растений».