Журнал «Агротехника и технологии»
Перед Россией вновь встаёт вопрос о сохранении достигнутого сельскохозяйственного потенциала. Известно, что успешное и устойчивое функционирование АПК определяется, прежде всего, государственной поддержкой отрасли, основа которой была создана в 2003 году. Однако 2024 год может стать годом перемен. Своим мнением о ситуации с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Хомяков
Первые кардинальные изменения в российском АПК начали происходить в момент смены хозяйственного механизма после 1992 года. Вторая волна преобразований началась с середины 2000-х годов в связи с положительными переменами во внутренней экономической ситуации и внешними благоприятными факторами. Это способствовало быстрой трансформации агротехнологий, внедрению инноваций, адаптации мирового научного опыта и, самое главное, росту государственной поддержки отрасли из бюджетов всех уровней. Третий этап начался после 2014 года, когда Россия оказалась в новой политико-экономической реальности. Ответ на вызовы снова был связан с возрастающей помощью и вниманием со стороны государства.
За последние 32 года наша страна прошла путь от продовольственной зависимости к самостоятельности и возможности стать крупнейшим экспортёром, значимым участником мирового рынка продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья и минеральных удобрений. По итогам 2023 года объём экспортных поставок российской продукции агропромышленного комплекса (АПК) составил более $45 млрд. Наибольшая доля в его структуре — около 38% — традиционно приходится на зерно. Россия сохраняет лидерство в мире по поставкам пшеницы, занимая 25% рынка. Об этом сообщил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Казалось бы, кто владеет зерном, тот владеет миром. Однако по данным итогов платёжного баланса РФ от Центрального банка на 19 января 2024 года, в 2023 году по сравнению с 2022 годом произошло уменьшение положительного сальдо торгового баланса на $197,3 млрд до $118,3 млрд. Причина — сокращение экспорта на $169,4 млрд до $422,7 млрд, которое объясняется ухудшением ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта. При этом отмечен рост импорта товаров на $27,9 млрд до $304,4 млрд.
Вклад российского АПК в увеличение объёма экспортных поставок пока продолжает оставаться довольно существенным: он составляет почти 10,6% от всего экспорта нашей страны. Сегодня Россия осуществляет поставки продовольствия в 169 государств. Основными партнёрами стали Китай, Турция, Казахстан, Киргизия, Египет, Белоруссия, Индия, Саудовская Аравия и Узбекистан. Помимо этого, налажено торговое сотрудничество с Республикой Корея, Японией, КНДР, Монголией и другими странами. Однако достигнутые успехи могут быть легко потеряны в случае уменьшения господдержки аграрного сектора.
Аграрная политика предполагает активное участие государства в финансировании сельского хозяйства, распределении денежных доходов, сезонном и универсальном кредитовании, государственном страховании от рисков потери урожая или сельскохозяйственных животных. Сейчас существует более 30 мер для поддержки сельхозпроизводителей, в том числе, частичное субсидирование процентной ставки по долгосрочным кредитам. Также к мерам поддержки в агропромышленном комплексе можно отнести сокращение издержек хозяйствующих субъектов, связанных с осуществлением различных административных и разрешительных процедур.
Но сохранятся ли эти механизмы поддержки в 2024 году? И если нет, то как это отразится на российском АПК? Разберём основные нововведения.
Прежде всего, Минсельхоз с 2024 года объединит два механизма господдержки АПК — компенсирующую и стимулирующую субсидии. Единая субсидия охватит 12 приоритетных направлений, в том числе, выбранные государством ранее. Регионам обязательно будет доступна поддержка пяти из 12 направлений, а именно: 1) агротехнологические работы; 2) элитное семеноводство; 3) племенное животноводство; 4) малые формы хозяйствования; 5) агрострахование.
Из оставшихся 7 направлений каждый регион может выбрать 3, на которые государство выделит субсидии. Это: 1) традиционные подотрасли сельского хозяйства и северного оленеводства; 2) производство льна-долгунца и (или) технической конопли; 3) производство продукции плодово-ягодных насаждений; 4) производство молока; 5) мясное скотоводство; 6) овцеводство, козоводство и производство шерсти; 7) глубокая переработка зерна и (или) переработка молока крупного рогатого скота, козьего и овечьего в пищевую продукцию. Изменения в господдержке закреплены в постановлении от 2 декабря 2023 года № 2065 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Напомним, что основой для развития AПK в нашей стране являются 5 масштабных государственных программ: 1) развития сельского хозяйства и регулирования рынков, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (госпрограмма АПК); 2) комплексного развития сельских территорий (КРСТ); 3) эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ (госпрограмма Земля); 4) развития рыбохозяйственного комплекса; 5) федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства (график 1).
Целью указанных программ является влияние на рост, развитие и устойчивость АПК, его экономическую эффективность (график 2). Так, в соответствии со статьями 8 и 9 федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» госпрограмма является документом, определяющим цели, основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Как и все остальные 3 программы, она имеет паспорт, содержащий структуру предполагаемых действий, контрольные цифры по финансированию и индикаторы достижения поставленных целей по годам. Финансовое же обеспечение состоит из трёх источников: федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов федерации и внебюджетные источники.
Однако при принятии федерального бюджета на следующий год и прогнозный двухлетний период объёмы финансирования мероприятий, предусмотренных в государственных программах (комплексной программах) РФ, обычно корректируются и не совпадают со значениями, изначально указанными в паспортах. Для четырёх программ, касающихся АПК — это существенное уменьшение объёмов финансирования. Не стали исключением 2024 и последующие годы, согласно утверждённому федеральному бюджету.
Напомним, что ресурсное обеспечение государственных программ из федерального бюджета РФ в 2023 году изначально было предусмотрено в объёме 446 млрд руб. На конец года с учётом дополнительно выделенных средств оно достигло 545 млрд руб. Но в 2024 году эта цифра будет меньше и составит 544 млрд руб. (их них 22 млрд будут выделены за счёт зарезервированных дополнительных расходов). При этом не надо забывать про рост ключевой ставки Центробанка РФ, который потребовал больше бюджетных средств по сравнению с изначально запланированными для её компенсации банкам, осуществляющим льготное кредитование АПК.
Безусловно, есть и позитивные тенденции, однако до сих пор остаётся нерешённым ряд важных вопросов. В их числе низкая доходность отрасли, недостаточность модернизации и обновлений технической базы, закредитованность сельхозпроизводителей, в большинстве своём высокие процентные ставки, что приводит к снижению рентабельности сельскохозяйственного производства.
Например, без поддержки государства производство мяса КРС и баранины убыточны. Минимальная рентабельность хозяйств сохраняется сегодня только благодаря субсидиям. Не менее значительную роль господдержка играет и в молочной отрасли (график 3). А что происходит в К(Ф)Х и ЛПХ, в которых сосредоточено около 18% и 40% соответственно всех коров России?
По информации Минсельхоза, рентабельность сельского хозяйства (эти цифры охватывают только сельскохозяйственные организации) в 2023 году снизилась до 19,1% с 20,3% в 2022 году. Этот показатель учитывает субсидии. Без них прогноз рентабельности равен 15,8% против 16,3%. В области зерновых рентабельность была высокой с 2018 по 2022 год. Она составляла 41,8% при минимальной поддержке государства. В текущем году показатель снизится до 30%.
Очевидно, что без помощи со стороны государства российские сельхозорганизации будут вынуждены существовать на грани рентабельности. Поэтому грамотная господдержка для АПК жизненно необходима. Но какой она должна быть, чтобы отрасль смогла остаться на достигнутом технологическом уровне?
До 2020 года в рамках господдержки развития АПК действовала единая субсидия. В том же году её разделили на стимулирующую и компенсационную. Цель последней — компенсация выпадающих доходов производителей. В неё вошли: погектарная поддержка в растениеводстве, субсидия в молочном и племенном животноводстве, агрострахование (график 4). Однако, как было сказано, с 2024 года эти два механизма поддержки вновь будут объединены. Следовательно, на регионы ложится дополнительная ответственность за помощь и поддержку малых форм хозяйствования.
Безусловно, эффективная государственная поддержка АПК является основой успешной и системной реализации продовольственной политики России. Следовательно, её объемы и механизмы имеют приоритетное значение в новых геоэкономических условиях. Однако, обеспечивая компенсации, господдержка может способствовать уходу мелких хозяйств с рынка и его монополизации из-за растущих ставок по кредитам (вслед за ключевой ставкой ЦБ), выдаваемых уполномоченными банками агропроизводителям. В итоге выиграет крупный и сильный бизнес, с лоббистскими возможностями и связями. Между тем, именно многоукладность была и остаётся основой стабильности аграрного сектора и его социальной функции — заполнения населением и развития внегородской территории страны. Вот почему ЛПХ — это форма социальной адаптации сельского населения, которую необходимо сохранять.
В сегодняшней реальности основным источником поддержки сельхозпроизводителя становится именно федеральный бюджет, а, стало быть, возможное уменьшение в нём финансирования всех пяти государственных программ (включая научное обеспечение) несёт не только риски снижения темпов роста отрасли и её инвестиционной привлекательности, но и обеспечения продовольственной безопасности страны.
В этой связи следует упомянуть «Перечень поручений по итогам запуска племенного центра по воспроизводству индейки в Тюменской области» (утв. президентом РФ 21 ноября 2022 года), предписанных правительству:
а) с учётом ранее данных поручений принять меры по корректировке Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года в целях обеспечения среднегодового темпа роста объёмов производства продукции агропромышленного комплекса (далее — АПК) на уровне не менее 3% в год, обратив внимание на необходимость: оценки развития ключевых сегментов АПК, включая анализ влияния факторов производства основных видов продукции АПК, оценку ограничений развития и направлений дополнительной поддержки для целей ускоренного развития таких сегментов; определения перспективных сегментов АПК, в том числе в части производства продукции с глубокой степенью переработки; формирования мероприятий, достаточных для обеспечения технологического суверенитета в АПК, а также установления ежегодных показателей импортозамещения критически важных видов сельскохозяйственной продукции, а также продукции, используемой в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах; внедрения новых или расширения действующих мер государственной поддержки (в разбивке по ключевым сегментам АПК) с учётом анализа их достаточности, обеспечивающих вышеуказанный среднегодовой темп роста, в том числе развитие новых направлений производства и экспорта готовой продукции; отражения взаимосвязи ключевых мероприятий государственной поддержки, заявляемых необходимых объёмов и источников финансирования с целевыми индикаторами.
Остаётся в срок реализовать и неукоснительно выполнять поручение президента Российской Федерации.