Журнал «Агротехника и технологии»
Распоряжением правительства РФ от 29.10.2021 №3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» органам исполнительной власти субъектов, а также органам местного самоуправления предписано руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных программ и иных документов. Наш сосед — Китайская Народная Республика (КНР) также активно использует так называемую «зелёную повестку».
Своим мнением о сходстве и различии подходов России и Китая к карбоновым проектам и темпах их реализации в области сельского хозяйства с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Дмитрий Хомяков.
В упомянутой Стратегии в разделе «Поглощающая способность» рекомендовано сокращать в сельском хозяйстве потери почвенного углерода на пашнях, обеспечить накопление углерода в почвах лугов, пастбищ и залежей, осуществлять рекультивацию нарушенных земель. Мероприятия по реализации Стратегии включают дифференцированное внесение агрохимикатов, развитие «точного» земледелия (использование наилучших доступных технологий в сельском хозяйстве), применение дистанционного зондирования Земли из космоса для наблюдения за состоянием почв и мониторинга посевов, а также обеспечение накопления углерода в почвах сельскохозяйственных земель.
Для привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития, принято постановление правительства от
Создание и верификация «зелёных» и «адаптационных» проектов в области АПК, оценка и расчёт карбонового следа сельскохозяйственной продукции также несостоятельны без рассмотрения почвы как источника эмиссии, места депонирования и трансформации химических соединений, в отношении которых осуществляется государственный учёт выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов (утверждён распоряжением правительства от
С
Китай планирует достигнуть углеродной нейтральности к 2060 году. В стране считают, что необходимо параллельно стимулировать процессы снижения выбросов с принятием мер для повышения интенсивности поглощения углерода отдельными экосистемами, вводить правильное регулирование и администрирование данных процессов. Повышение потенциала секвестрационных углеродных проектов обеспечивает пространство манёвра в вопросах регулирования выбросов, что обеспечит безопасность производства и использования энергоресурсов.
За период с 2011 по 2022 годы Китай реализовал целый ряд системных проектов: были запущены в работу 8 углеродных бирж по торговле углеродными активами, работающих по лесным, луговым, болотным, а также морским проектам. Россия явно пока в этом отстаёт, несмотря на действие федерального закона от
Отметим, что на конец 2021 года, в мире существовало 25 сформированных углеродных рынков. Это позволило Китаю охватить 17% выбросов всех парниковых газов и задействовать более 50% рыночной стоимости всех товаров и услуг, что коснулось трети населения планеты.
В 2021 году углеродные кредиты, приходящиеся на долю Китая, выданные независимой третьей стороной, составили уже 74% от общего числа, включая основные стандарты проведения карбоновых проектов, такие как VCS, GS, ACR, CAR.
Китайские эксперты разделяют мнение, что для того, чтобы успешно решить мировую проблему и избежать повышения мировой температуры на 1,5 °С, необходимо к 2030 году снизить количество выбросов углерода на целых 23 млрд тонн, при этом следует помнить, что заявленный объём добровольного мирового рынка углерода составляет от 5 до 30 млрд тонн.
В Китае сформирован и успешно функционирует добровольный рынок выброса углерода. За 2021 год суммарный оборот реализации квот на выброс углерода оценивается свыше 350 млн тонн на сумму, превышающую 15,5 млрд юаней, при этом средняя стоимость одного кредита составляла 43 юаня за тонну углерода.
Поглощение углерода по проектам лесной промышленности является наиболее характерным для операций на углеродных биржах Китая.
На начало 2022 года в Китае было зарегистрировано 1320 проектов добровольного снижения выбросов углерода, выдано около 400 удостоверений системы сертифицированного сокращения выбросов. Объём заявленного снижения выбросов углерода достиг 80 млн тонн.
На 8 карбоновых биржах Китая аккумулированы проекты на 443 млн тонн углерода общей стоимостью 4 млрд юаней, при этом около 60 млн тонн углерода были предложены к использованию в качестве кредита компенсации выбросов.
Сами китайские учёные выделяют основные проблемы, связанные с торговлей проектами поглотителей углерода как на рынке своей страны, так и других азиатских стран:
-
очевидно, что система и сама политика карбоновых бирж ещё далеко не совершенны;
-
механизм работы добровольного снижения выбросов ещё не полностью готов и тоже далёк от совершенства;
-
имущественное право в проектах по поглощению углерода, например, в лесном хозяйстве, не определено однозначно и допускает различные толкования;
-
сложность и искусственно созданная запутанность процесса создания и оформления проектов по поглощению углерода мешает активному развитию данных проектов;
-
отсутствует гибкость единого компенсационного механизма проектов по поглощению углерода;
-
также присутствует высокая себестоимость и высокие риски проектов в лесном хозяйстве;
-
наблюдается относительно невысокая востребованность рынком самих этих проектов;
-
существует отставание по сравнению с мировым уровнем системы расчётов проектов и др.
Несмотря на это в Китае постоянно совершенствуется методология и способы оценки сертифицированного сокращения выбросов. Например, утверждённый для лесного хозяйства углеродный стандарт VCS подразумевает развитие целого ряда аспектов:
-
методов решения проблем управления проектами и внедрение рациональных режимов лесозаготовки;
-
методологию улучшения управления, развития, расширения периода ротации проекта;
-
методологию предотвращения заболачивания участков леса, одобренных лесных компенсационных проектов;
-
способов улучшения леса с низкой поглощающей способностью;
-
методологию предотвращения переходов заявленных типов экосистем в другие системы землепользования;
-
методологию управления лесом и лесозаготовками;
-
методологию управления лесным хозяйством в умеренных и северных районах для улучшения поглощения углерода;
-
методологию прекращения незапланированного обезлесивания;
-
методологию предотвращения пожаров для предотвращения деградации участков леса углеродных проектов и др.
Подтверждённый стандарт VCS утверждает также механизм уменьшения эмиссии по причине сведения (вырубки) лесов и деградации самого леса, так называемое AIDD+. Он вводит и некоторые ограничения, такие как:
-
запрет на нерациональное использование леса в качестве топлива;
-
запрет на поддержание производства недревесной продукции;
-
предотвращение незапланированных вырубок леса;
-
регулирование бесконтрольного выпаса скота и производства кормов;
-
предотвращение техногенных пожаров, незапланированной добычи полезных ископаемых и разработки карьеров;
-
перевод земель под сельскохозяйственные или иные нужды;
-
нелегитимный переход прав на саму землю.
Что же касается методологии проектов поглощения углерода в луговых хозяйствах, то она:
-
позволяет избегать вырождения и перерождения травяного покрова;
-
подразумевает количественное определение поглощения углерода почвой;
-
обеспечивает развитие методологии устойчивого управления пастбищными угодьями;
-
даёт возможность регулирования выпаса скота на лугах и сжигание травы;
-
обеспечивает развитие методов снижения выброса метана от жвачных животных путём корректировки подкормки и использованию подстилки из органических материалов;
-
позволяет снижать косвенные выбросы и другое.
При этом нельзя не отметить те методы и разделы методологии, в которых остро нуждается Китай на сегодняшний день. Прежде всего, это:
-
методология регулирования выбросов метана при возделывании риса;
-
совершенствование бизнес-модели для сокращения выбросов парниковых газов;
-
методология устойчивого управления проектами;
-
методология количественного и качественного определения поглотителей углерода почвы;
-
методы сокращения выбросов оксида азота за счёт сокращения использования азотных удобрений;
-
регулирование выпаса скота на лугах
и т. д.
Китайские учёные и специалисты считают, что в управлении лесными проектами и проектами в сфере АПК есть определённая основа. Независимо от того, какая методология применяется, необходимо добиваться единовременного использования двух схем управления, одна из которых является базовой схемой, а вторая — проектной. Тогда значение торгуемого поглотителя углерода заключается в определении разницы между запасами углерода по двум схемам, иными словами, количественная разница поглощённого углерода и становится биржевым товаром.
Для управления проектами обязательно наличие бизнес-плана с количественными характеристиками. Этот вывод важен и для нашей страны: для скорейшего начала торговли поглощаемым углеродом или иными парниковыми газами важно разработать поддающийся количественной оценке проект и бизнес-план к нему. Если решение проекта не может быть количественно определено или основано на простом приращении поглощения, такой проект не выдержит испытаний: его углеродная нейтральность, торговля самим углеродным кредитом, а также страхование будут иметь значительные риски.
План управления проектами должен являться в целом нейтральным для лесопользования. Это необходимо для принятия положительных решений в области устойчивого планомерного развития проекта по всем основным функциям и потребностям, как экономики общества, так и экологических проблем.
Таким образом, в Китае считают, что исчисляемое значение торгуемых поглотителей углерода равняется разнице между запасами углерода в рамках проектной программы и базовыми схемами накопления углерода.
Сегодня в Китае к рынку добровольного сокращения выбросов сложился целый ряд требований. Копании обязаны предоставлять объективные данные, проект должен быть дополняемым, измеряемым и поддающимся отчётности и проверке. С другой стороны, самому рынку требуются реалистичные и надёжные исходные данные, наличие экологической социальной защиты внутри проекта и отсутствие двойного учёта.
На уровне институциональных операций организации, требующие добровольных сокращений выбросов, должны соответствовать организационной структуре, участию общественности, правовой базе легитимного органа и независимого аудита третьей стороны.
Общество и бизнес в Китае сегодня требуют высококачественного и организованного рынка добровольного сокращения выбросов, эффективной и прозрачной модели торговли, построение глобальной системы самого углеродного рынка. В стране считают, что у данного направления огромные перспективы развития. Но следует понимать, что задача эта долгосрочная и требует системного планирования на многие годы вперед, что так хорошо знакомо жителям нашего соседа.