Журнал «Агротехника и технологии»
Организация фермы с целью выращивания ранее не представленных в России животных и птиц — рискованное и одновременно с этим перспективное начинание. У каждого хозяйства своя история развития бизнеса. Однако каждый владелец отмечает, что без любви к животным и ориентации на их специфические потребности добиться успеха будет не суждено. Какие проблемы приходится решать фермерам, сделавшим ставку на экзотических переселенцев, и как им удаётся поддерживать свой бизнес «на плаву»? Об этом представители уникальных хозяйств рассказали журналу «Агротехника и технологии»
Хозяйств-первопроходцев, выращивающих поголовье альпак и страусов, связывают похожие истории возникновения: обе фермы были основаны после путешествия их будущих владельцев за рубеж.
«Наша компания была создана в конце 1999 года, в тяжёлый и сложный для страны кризисный период, — рассказывает Татьяна Вострикова, директор компании "Русский страус". — Но, как известно, кризис — это не только время упадка, но и время прорывов».
Отправившись на отдых в Португалию, будущие основатели компании посетили местную страусиную ферму. Им настолько понравилась атмосфера на ферме и живущие там птицы-великаны, что было решено создать такую же ферму в России.
«По приезде в Москву встал вопрос выбора места расположения страусов, — вспоминает Вострикова. — Страус не любит суеты и шума, свойственных городской жизни, поэтому этих птиц в зоопарках обычно очень мало. Соответственно, было решено найти такое место, которое соответствовало бы их требованиям, но при этом располагалось недалеко от Москвы и не было сильно удалено от трасс. Такая локация отыскалась между подмосковными Серпуховом и Чеховом: сюда из Португалии прилетели 160 маленьких страусят, они и стали основой фермы. У нас до сих пор живёт один из тех ста страусов. Его зовут Чарли, в этом году будем отмечать его 22-летие». Все эти годы туристы проявляют большой интерес к ферме и живущим на ней птицам, добавляет директор «Русского страуса».
Альпаки, которые появились в России чуть позже страусов, успели вызвать к себе не меньшее внимание: ферма, где содержатся эти экзотические животные, пользуется стабильным спросом у туристов, которые после посещения хозяйства рекомендуют его своим друзьям.
По словам Ильи Смирнова, владельца и управляющего компанией «Российские альпаки», ставка на экзотических животных стала отличной рекламой для фермы.
«Мы привезли первых альпак в 2012 году. Сама же ферма была основана в 2017-м. Альпак доставляли из США самолётом, а шотландские коровы приехали из Дании на специальном трале. Сейчас у нас 29 альпак, 20 шотландских коров и 4 ламы. На сегодняшний день мы владеем самым крупным поголовьем альпак и шотландских коров в России», — делится владелец компании.
Важность выбора удачного месторасположения отмечают представители обеих компаний, подчёркивая также необходимость наличия хорошей дороги непосредственно до хозяйства. В этом отношении хозяйству «Российские альпаки» повезло: подъезд к самой ферме был сделан за счёт государственных средств.
«Около 7 лет назад деревню Походкино, рядом с которой мы находимся, заасфальтировали в рамках программы асфальтирования деревень, но 500-600 метров от дороги до деревни были без надлежащего покрытия. Мы многократно обращались в различные инстанции: писали в «Добродел», а также в Министерство туризма, от которого к нам приезжали целые автобусы, на благотворительной основе посещающие нашу ферму. После многочисленных обращений подъезд к деревне всё же заасфальтировали», — рассказывает Илья Смирнов.
По словам Татьяны Востриковой, в близлежащей к «Русскому страусу» деревне дороги хорошие, но сама ферма находится немного в стороне от неё, поэтому владельцы фермы страусов самостоятельно позаботились о качественном дорожном покрытии, не дожидаясь помощи извне.
Немного цифр
Оба фермера отмечают, что наиболее значительными статьями расходов в их бизнесе стали покупка земли и транспортировка животных из-за рубежа. И всё же хозяйства финансово успешны, кроме того, они помогают другим фермерам обзавестись необычными для России животными, предоставляя покупателям полную информационную поддержку.
«Вложения в открытие фермы составили около $2,5 млн и окупились через три года, как только появились первые страусята, — говорит Татьяна Вострикова. — Держать страусов уже само по себе очень дорогое удовольствие, к тому же, значительную часть расходов составила транспортировка птиц. Но мы окупаем расходы за счёт туристического бизнеса, а также помогаем будущим фермерам составлять бизнес-планы. Если вы захотите приобрести страусёнка, вы его купите вместе с нашими инструкциями и поддержкой. Один страусёнок обойдётся сегодня в 25 тыс. руб.».
«Российские альпаки» не называют сумму вложений, но отмечают, что перевозка животных из США обошлась в несопоставимо большую сумму, нежели сами альпаки.
«Точную сумму, вложенную в организацию фермерского хозяйства, подсчитать сложно. Большой статьёй расходов стала покупка земли, она у нас в собственности. Стоимость же альпак в США на момент покупки составляла от 500 до 1500 долларов за каждое животное, но сама перевозка обошлась гораздо дороже», — делится Илья Смирнов.
Трудности регистрации
Даже открытие небольшой фермы требует значительной подготовки: фермер должен организовать соответствующие условия содержания животных, обеспечить ветеринарное обслуживание, найти надёжных поставщиков кормов. Вполне логично, что первые в России страусы и альпаки принесли владельцам немало хлопот.
«Мы первые привезли страусов в страну, а в Минсельхозе на тот момент для них даже не было такого раздела. Специально под нас в квалификационной таблице сделали дополнение», — вспоминает Татьяна Вострикова.
С такой же проблемой столкнулись и «Российские альпаки». По словам Ильи Смирнова, из-за того, что в Минсельхозе не было заведено специального раздела для альпак, оформление надлежащих документов заняло два года.
Проверки навещают владельцев необычных ферм с такой же регулярностью, как и другие хозяйства. Однако и «Русский страус», и «Российские альпаки» довольно спокойно рассказывают о таких плановых визитах, отмечая лишь некоторые законодательные нюансы.
«Мы знаем о случаях, когда при посещении некоторых ферм проверяющие органы настаивали на изоляции животных от посетителей, — говорит Илья Смирнов. — Если это касалось контактных зоопарков, то это правильно, потому что в таких местах животные страдают. Но фермы, на которых животные живут в комфортных условиях, где владельцы не просто решили организовать прибыльное дело, а действительно разбираются в нормах содержания животных, знают их повадки, относятся к питомцам с любовью и заботой, никогда не будут нести угрозу для жизни и здоровья подопечных, равно как и посетителей. На нашей ферме мы соблюдаем законы и придерживаемся здравого смысла в вопросах доступа посетителей к животным. Например, к коровам, обладающим внушительными рогами, мы, конечно, никого не пускаем. С альпаками же совершенно другая история: мы предупреждаем посетителей, что альпака может слегка толкнуть, но серьёзного вреда не причинит. В любом случае законы, регулирующие нормы взаимодействия животных и гостей ферм, должны исходить из понятий здравого смысла».
В «Русском страусе» доступ к птицам-великанам ограничен, но на ферме проживают и другие интересные представители фауны. Директор фермы отмечает, что к последним как раз и тянутся маленькие посетители, в то время как страусы больше интересны взрослым визитёрам.
«Мы чётко следуем инструкциям и знаем, что запрета кормить животных нет. Поэтому несмотря на то, что внутрь вольера, где содержатся страусы, у нас гости не заходят, мы не запрещаем их кормить. Также у нас на ферме живут вьетнамские свиньи, нубийские козы и ослик. С ними гости могут пообщаться в непосредственной близости», — рассказывает Вострикова Татьяна.
«Российские альпаки» решают вопросы безопасности, в том числе, посредством ограничения количества визитёров. По словам Ильи Смирнова, лимит количества людей на группу составляет 50 человек, из которых, согласно правилам, должно быть не более 10 детей. Подобные меры способствуют и безопасности гостей, и комфорту животных.
Поддержка государства
Впрочем, государственное участие в жизни современного фермера — это не только проверки, но и помощь. По крайней мере, «Русский страус» отмечает значительную поддержку государственных организаций.
По словам Татьяны Востриковой, в кризис, когда было важно понять, как переориентироваться и найти новую точку опоры, для фермы, которая изначально была организована как «мясной проект», такой точкой стал агротуризм.
«Нас очень хорошо поддержала администрация Серпуховского района, и, конечно, сыграла роль близость Москвы. Благодаря комитету по туризму Московской области, их информационной поддержке, нам удалось пережить не один тяжёлый период. Часть гостей о нас узнавала благодаря публикациям в прессе, также о нас говорили в телевизионных передачах. Кроме того, Серпухов начал активно проявлять себя как туристический объект. Город благоустраивался, и все интересные места в его округе, конечно, тоже попадали в список востребованных туристических мест. Мы, в свою очередь, должны были соответствовать тем требованиям, которые выдвигались нам как к принимающему объекту», — делится Татьяна Вострикова.
Ковидные времена
Наложенные в связи с ковидом ограничения проверили на прочность многих. Особенно тяжело пришлось тем хозяйствам, доход которых в значительной степени зависит от регулярного турпотока. Фермы страусов и альпак относятся к числу последних. Тем не менее, каждый владелец необычной фермы нашёл свой способ пережить непростое время.
К примеру, владелец «Российских альпак» считает, что гарантом благополучного прохождения кризисного времени являются заблаговременно сделанные накопления. По словам Ильи Смирнова, во времена ковида кормление и уход за животными осуществлялись исключительно за счёт собственных финансовых ресурсов. Кроме того, чтобы компенсировать отсутствие плотного турпотока, было принято решение поставить на территории фермы глэмпинги.
«Мы купили глэмпинги, сами сделали подиумы, сами их собрали. Сейчас бронирование проживания в глэмпингах доступно через онлайн-сервисы», — говорит Илья Смирнов.
А вот страусиной ферме в ковид помощь всё же потребовалась. В одном из прямых эфиров, владельцы обратились к зрителям за поддержкой, рассказав, что ферма переживает тяжёлые времена и предложили всем желающим порадовать животных подарками.
«На утро перед воротами фермы стояла газель, полностью загруженная капустой и морковкой, даритель остался неизвестным, — вспоминает Татьяна Вострикова. — Также к нам приезжали люди, привозили подарки, присылали донаты. Администрация Серпухова, увидев наше обращение, тоже прислала газель капусты и кормов для животных. Такая поддержка мотивирует и радует».
Кроме того, продолжает директор, в ковидное время на ферму приезжали журналисты с различных московских телеканалов и местное телевидение. Их репортажи, по словам Востриковой, произвели эффект разорвавшейся бомбы: у «Русского страуса» никогда не было столько гостей до ковида, сколько их было после него. Подобный интерес СМИ директор фермы связывает с тем, что хозяйство умеет формировать интересные информповоды.
«Зимой к нам приезжают делать сюжеты о том, как страусы переживают зиму, перед Пасхой — снимать подготовку к празднику: как раскрасить огромное страусиное яйцо, как приготовить из яйца кулич или омлет. В том числе, на ферме частые гости детские каналы, а также Россельхозбанк, который снимает сюжеты для своих передач. Если ты хочешь быть интересным, ты не можешь останавливаться, ты всё время должен быть в процессе», — не сомневается Вострикова.
Расширение горизонтов
По словам директора «Русского страуса» сегодня на ферме идёт активная разработка проекта по организации проживания гостей, которые хотят задержаться здесь дольше, чем на один день.
«Сейчас мы отправляем гостей к нашим друзьям в парк-отель, находящийся в 8 км от фермы. Но поскольку такой вариант не очень удобен нашим гостям, мы совместно с компанией-партнёром работаем над проектом по организации проживания на нашей территории. Согласно задумке, партнёр предоставит нам домики в аренду на один год. В течение этого времени мы сможем фиксировать спрос на проживание в таких домиках, отмечать преимущества и недостатки этой услуги, после чего можно будет принять решение относительно целесообразности вложений в такие средства размещения. Мы сможем либо выкупить домики, либо отказаться от этой идеи», — делится планами Татьяна Вострикова.
Директор «Русских страусов» отмечает, что ферма практически не несёт рекламных расходов в классическом их понимании, предпочитая полагаться на «сарафанное» радио. Вострикова уверена, что яркие события на ферме, подарки для гостей, различные акции стимулируют людей активно рекомендовать ферму своим друзьям и знакомым.
«Мы пробовали вкладываться в рекламу, но результат несопоставим с тем потоком туристов, которые приходят к нам после анонсов наших мероприятий местной администрацией. Это совершенно другой охват. Население испытывает больший уровень доверия к информации, поступающей от города, нежели к рекламе. Поэтому мы решили, что эффективнее вкладывать деньги в подарки и бонусы нашим визитёрам, чем в рекламу. Вы потратите столько же, а результат будет гораздо более внушительным», — заключает Татьяна Вострикова.
Учитывая немалый срок существования ферм и их высокую адаптивность к различным экономическим ситуациям, стоит надеяться, что российские туристы смогут и дальше наслаждаться общением с такими необычными животными как альпаки и страусы. А опыт функционирования положительно скажется на развитии и увеличении числа подобных хозяйств в России.