Журнал «Агроинвестор»
Потребность в грубых и сочных кормах для крупного рогатого скота оценивается в этом году в 30 млн т. На их долю в структуре себестоимости производства молока и мяса приходится 40-50%. Негативную роль в повышении расходов сыграло прошлогоднее удорожание высокобелковых кормов, что, в свою очередь, привело к уменьшению объемов закупок шрота и жмыха, а также витаминных комплексов. Упрощение рациона приводит к снижению продуктивности коров
По данным Минсельхоза России, в 2022 году потребность в грубых и сочных кормах составляет 30 млн т. Особую роль в молочном скотоводстве играют высокобелковые составляющие рациона, к которым относятся прежде всего растительные шрот и жмых. Они обеспечивают около 40 % необходимой КРС энергии, что обусловлено более высокой питательной и энергетической ценностью этих кормов, рассказывает директор аналитического департамента Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Алексей Воронин.
По оценкам организации, корма занимают 40-50 % в общем объеме затрат, при этом на белковые составляющие в среднем по отрасли приходится около 4 % в себестоимости, а в высокопродуктивных хозяйствах их доля доходит до 11 %. «Удорожание шрота и жмыха повлекло рост расходов на производство за прошлый год ориентировочно на 4 %, — уточняет Воронин. — Рост себестоимости молока, не подкрепленный соответствующим подъемом цен на сырье, стал причиной сокращения доли этих дорогостоящих компонентов в кормлении». В то же время упрощение рационов и снижение доли белковых кормов привело к заметному снижению продуктивности коров. Из-за недостатка питательных веществ в основных кормах, в том числе протеина, продуктивность дойных коров может падать на 40 %, содержание жира в молоке — сокращаться на 0,5 %, а белка — на 0,3 %.