Работа с акцентом. Пандемия обнажила высокую зависимость сельского хозяйства от иностранной рабочей силы

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Потребность предприятий агросектора в трудовых мигрантах оценивается в 100 тыс. человек ежегодно. Прошлогодний запрет на въезд рабочих из-за коронавируса обрушился, как гильотина, на бизнес овощеводов и ягодников, потерявших из-за этого до 20% урожая. В начале 2021 года отраслевые союзы обратились к государству с просьбой открыть границы для трудовых бригад

По оценке Ягодного союза, в российской ягодной отрасли в сезон сбора урожая трудится от 6 тыс. до 10 тыс. мигрантов. Потребность только хозяйств, входящих в организацию, в иностранной рабочей силе достигает 2,4-2,5 тыс. человек, говорит генеральный директор Союза производителей ягод Ирина Козий. По ее словам, зависимость от труда иностранцев сейчас катастрофическая.

Сезонная необходимость

На ручной сбор ягод раньше в основном приезжали работать мигранты из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. На ставки агрономов, механизаторов, бригадиров привлекались специалисты из Молдовы и Украины, они имеют опыт работы в европейских хозяйствах, их не нужно обучать. «В сезонной работе есть своя специфика: необходимость присутствия рабочих на плантациях ограничена 5-6 месяцами в году, а сбор урожая, когда требуется максимальное количество рабочих рук — по 20-25 человек на га, длится примерно полтора месяца, —  уточняет Козий. —  Местным жителям малоинтересен такой формат работы, поскольку они стремятся к круглогодичным заработкам. Мигранты же способны собирать стабильный объем ягоды, что важно в работе с розничными сетями, где важны регулярные отгрузки». Лучше всего получается собирать ягоды у женщин, имеющих опыт работы в сельском хозяйстве, например на уборке хлопка, потому что оба процесса достаточно схожи. Неопытные работники собирают урожай с такой потерей качества, что продавать и хранить ягоду становится почти невозможно, признает эксперт.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»