Журнал «Агроинвестор»
Российское производство муки сокращается несколько лет подряд. В 2018 году в стране выработано около 9,4 млн т продукции, о чем свидетельствуют данные официальной статистики. На самом же деле объем рынка больше, так как существуют «серые» мельницы и присутствует нелегальный импорт. На этом фоне добросовестные мукомолы вынуждены работать практически с нулевой рентабельностью. Развитие внешней торговли могло бы укрепить отрасль и повысить доходность бизнеса, уверена автор этой статьи
Мукомольная отрасль страны представлена более чем 300 мельницами, однако точного баланса мощностей нет ни в Минсельхозе, ни в Российском Союзе мукомольных и крупяных предприятий. Максимальное количество производств сосредоточено в Сибирском и Приволжском федеральных округах. Главным российским производителем муки является Алтайский край, выпускающий около 1 млн т ежегодно. Далее идут Челябинская область (свыше 650 тыс. т) и Санкт-Петербург (более 450 тыс. т). По данным Росстата, в 2017 году в России было произведено 9,6 млн т муки. Оценка на 2018-й — 9,3-9,4 млн т, что является минимальным значением с 2010 года.
Проблемы отрасли
Вместе с тем, согласно информации о загрузке мощностей отечественных мельниц (в среднем по стране — 60%), производство муки в России не превышает 6 млн т. Очевидным становится тот факт, что на рынке как неучтенный импорт муки, так и «серые» производители. По оценкам ассоциации «Русская «мукА», доля такой продукции превышает 30%. Ее производят «подпольно» из менее качественного сырья и без предоставления всей необходимой документации в адрес компаний-заказчиков.
При выработке муки по ГОСТ используется продовольственная пшеница третьего класса, но с каждым годом ее доля в общей структуре производства снижается. Эта проблема является следствием увеличения экспорта зерна, где основной объем приходится на четвертый класс. Аграрии просто не заинтересованы выращивать третий класс в силу наличия спроса на четвертый. Кроме того, сельхозпроизводители обеспечивают необходимые экспортные объемы, в том числе, посредством смешивания третьего и пятого классов.