Журнал «Агроинвестор»
По предварительной оценке Минсельхоза, вывоз продукции масложирового сегмента по итогам первого квартала 2019 года (без учета стран ЕАЭС) вырос на 23%. К 2024 году, согласно планам ведомства, экспорт товаров данной отрасли должен увеличиться до $8,6 млрд
В 2018 году отгрузки масложировой продукции на внешние рынки составили $3,2 млрд, что на 3,5% больше, чем в 2017-м. Однако это меньше ранее прогнозируемых Минсельхозом объемов ($3,6 млрд). Отставание от плановых показателей связано прежде всего с ценовой конъюнктурой: во второй половине прошлого года наблюдалось значительное снижение цен на подсолнечное масло, отмечает руководитель проекта по поддержке экспорта АПК Российского экспортного центра (РЭЦ) Денис Казанников.
Основой объем отгрузок за рубеж пришелся непосредственно на масла и жиры — $2,6 млрд, остальное — на маслосемена. В общем вывозе продовольствия доля этих продуктов приблизилась к 13%. В текущем году объем экспорта сектора может увеличиться до $4 млрд.
Крупнейшим покупателем масложировой продукции является Китай, поставки туда в прошлом году составили около $700 млн. Страна закупает в России весь спектр товаров данного сегмента: подсолнечное, соевое, рапсовое масла, сою, рапс, масличный лен, маргарины и схожие продукты, а также шрота и жмыхи. Второе место по объемам ввоза в стоимостном выражении занимает Турция — примерно $320 млн. Основной экспорт в эту страну — около 75% — приходится на подсолнечное масло. На третьей позиции в рейтинге крупнейших импортеров масложировой продукции находится Белоруссия — порядка $250 млн. Как и Китай, республика закупает в России практически весь ассортимент товаров отрасли. В топ-10 входят также Египет, Иран, Норвегия, Узбекистан, Алжир, Казахстан и Латвия.