Журнал «Агроинвестор»
Выпуск сыров после введения контрсанкций формально вырос почти на треть. Однако качественной продукции (без сырных продуктов и фальсификатов) стало больше максимум на 10%. Наращиванию объемов мешают дефицит сырья, высокие кредитные ставки, удорожание импортных средств производства и падение спроса
По данным Росстата, в первом полугодии 2015-го производство сыров и сырных продуктов увеличилось на 27,5% к аналогичному периоду прошлого года, составив 284 тыс. т. Это самый высокий темп роста среди выпуска основных видов продовольствия. Доля импортных сыров в их общих товарных ресурсах в первом квартале этого года составила 21% против 48,4% в январе-марте 2014-го. Эксперты отмечают, что в этом сегменте рынка эффект влияния продовольственного эмбарго стал наиболее показательным. Поскольку ниша освободилась, отечественные производители получили возможность увеличить объемы производства и расширить ассортимент продукции.
Воспользовались шансом
Московский завод плавленых сыров «Карат», по словам гендиректора Владимира Корсуна, за год действия ответных санкций вдвое увеличил выпуск продукции. «Я отношусь к введению эмбарго очень положительно, — делится он. — Это хорошо сказывается на бизнесе: появилась возможность увеличивать производство». Сейчас предприятие выпускает 1,1-1,2 тыс. т плавленых и творожных сыров в месяц. Сырных продуктов в линейке завода пока нет, но Корсун изучает экономическую целесообразность их производства.Руководство башкирского Белебеевского молочного комбината тоже отмечает рост на фоне ограничения импорта продовольствия. «Наши твердые сыры стали более востребованы потребителями, — довольна директор по маркетингу Анна Ведерникова. — За первое полугодие 2015-го продажи увеличились на 16% по сравнению с прошлым годом». Предприятие является одним из крупнейших производителей твердых сычужных сыров в республике, продает сыр и сливочное масло во всех крупных городах России. Доля рынка компании в среднем по стране доходит до 16%, а в Башкирии составляет примерно 40%. «В прошлом году мы произвели и продали 13 тыс. т твердых сычужных сыров, 3 тыс. т масла и спреда. Общий объем реализованной молочной продукции, включая сыворотку и пахту, составил 25,7 тыс. т», — приводит данные Ведерникова.
На брянском предприятии «Сыр Стародубский» тоже отмечают положительный эффект эмбарго. «Все кризисы в нашей компании использовались для развития, — рассказывает заместитель гендиректора по производству и коммерческой деятельности Наталья Мокроусова. — Когда было объявлено об ограничении импорта, стали планировать наше производство. Мы выпускаем 13 тыс. т/год продукции, включая сырный продукт. За прошедший год вдвое увеличили мощности по изготовлению полутвердых и твердых сыров. По сравнению с 2014-м производство всех сыров увеличилось на 17%, а полутвердых — на 36%».
Рост выпуска именно твердых сыров закономерен, так как в этой категории процент импорта был наиболее высоким. «Объем производства твердых сыров в 2014 году увеличился на 25,4% по сравнению с 2013-м и составил 106 тыс. т, — рассказывал ранее «Агроинвестору» президент Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Айрат Хайруллин. — Наибольший объем твердых сыров выпустили Татарстан, Воронежская, Ростовская области и Пермский край. На долю этих регионов приходится 41,5% общероссийского объема производства твердых сыров, а темпы его роста значительно выше, чем в среднем по России». Запрет на ввоз продовольствия стал колоссальной помощью для агроотрасли, но в первую очередь для сырной промышленности, резюмирует Хайруллин.
Сыр, да не тот
Председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко уточняет, что в увеличившемся почти на треть производстве сыров в России именно на сыр приходится не более 10%, остальное — так называемый сырный продукт, произведенный с использованием растительных заменителей молочного жира. «Поставлена задача срочно нарастить объемы, притом чтобы продукция была не дорогой. Единственный способ добиться этого — делать сырный продукт, — поясняет Даниленко. — Хорошо, когда производитель пишет об этом на этикетке, но очень часто недобросовестные компании не информируют о наличии растительных жиров в продукции». По данным Росстата, в январе-мае этого года производство молока во всех хозяйствах сократилось на 0,2% по отношению к аналогичному периоду 2014-го, зато импорт пальмового масла и его фракций вырос на 11,4%.На сегодняшний день Россия не может заместить весь объем сыров, который попал под ответные санкции, именно качественным продуктом, делают вывод эксперты. Во-первых, у нас нет необходимых объемов молока: на производство одного килограмма сыра в среднем нужно 10 л, причем сырье должно соответствовать определенным качественным характеристикам, в частности по жирности и кислотности. Во-вторых, нам не хватает культуры производства сыра.
Даниленко соглашается, что в России не хватает молока для выпуска всей молочной продукции, необходимой для внутреннего потребления. «Чтобы обеспечивать себя хотя бы на 90%, нужно производить существенно больше сырья, оценочно его дефицит сейчас составляет около 10 млн т, — подсчитывает он. — Оптимистично, сейчас мы обеспечиваем себя сырым молоком на 60% от потребности. При норме потребления молочной продукции 320-340 кг/год на человека у нас этот показатель на уровне 240 кг/год».
По данным «Союзмолоко», в пересчете на сырое молоко Россия импортирует примерно 10 млн т молочной продукции. 80% этого объема идет из Белоруссии, остальное — из Южной Америки и других стран, которых не коснулось эмбарго. По словам Даниленко, учитывая белорусские поставки, ситуация на нашем рынке стабильная. «Но, к сожалению, вырос фальсификат, появилась контрабанда, и это огромные объемы. В принципе в России вы можете купить любой сыр даже из тех стран, откуда ввоз продовольствия запрещен, — продолжает он. — У нас нет дефицита сыра, но если навести порядок с контрафактом, фальсификатом, транзитом, пальмовым маслом
По оценке старшего эксперта рынка молока Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Алима Аюбова, ухудшение качества сыров привело к уменьшению спроса на них и снижению цены. При этом качественная продукция дорожает, поскольку увеличились издержки производителей. «Если завод продолжает выпускать условный голландский сыр, сохраняя качество и маржу, то его отпускная цена должна быть примерно 300-440 руб./кг, а значит 600-800 руб./кг в рознице. А кто сейчас будет покупать сыр по такой цене?» — рассуждает Аюбов. Поэтому производителям приходится снижать себестоимость, например за счет использования сырья низкого качества, включения пальмового масла и сухого молока. Импорт последнего, несмотря на эмбарго, тоже увеличился, добавляет Аюбов.
Падение доверия потребителей к отечественной сырной продукции заметили и производители. «Мы планируем отказаться от производства сыров голландской группы („Российский“, „Голландский“) под своей торговой маркой: они скомпрометировали себя на рынке большой долей фальсификата, — говорит председатель совета директоров Великолукского молочного комбината (ВМК) Дмитрий Матвеев. — „Российский“, например, мы оставим только для марок „Валио“ и „Сваля“, для которых выпускаем сыры по контракту. В основе нашего производства полутвердые сыры таких сортов, как „Тильзитер“, „Эдам“, „Гауда“, „Маасдам“».
Сейчас ВМК производит от 500 до 700 т продукции в месяц. «Мы делаем только натуральный сыр, — подчеркивает Матвеев. — Ни одного килограмма сырного продукта и пальмового масла. У нас очень высокие требования к сырью, поэтому мы платим за молоко хорошую цену, выше среднерыночной». По данным «Союзмолоко», в августе средняя цена на сырое молоко для производителей составляла 21-22 руб./л с учетом НДС.
Пармезана не будет
По мнению экспертов молочного рынка, потребителям не стоит ждать появления на прилавках российского пармезана и реплик других известных марок сыра. Во-первых, есть ограничения по наименованию: мы не сможем делать «Пармиджано-Реджано», «Грана Падано», «Горгонзолу». Первый мы не произведем еще и потому, что для выпуска головы этого сыра весом 36-40 кг требуется полтонны молока и срок его созревания минимум год. К тому же в Италии этот сыр делается только из непастеризованного молока, у нас это запрещено. «Мы не видим смысла производить импортные сорта сыра, — говорит заместитель начальника управления пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края Александр Большаков. — Мы не Швейцария или Франция: у нас нет молока такого качества, технологий, которые отработаны там уже веками. Но, поверьте, наши сыры по вкусовым качествам ничуть не хуже».Тренд сегодняшнего сыроделия в России — создание уникальных сортов сыра под собственными брендами. «Мы в этом году запускаем совершенно новое для себя производство — линейку твердых и полутвердых сыров, — делится планами Владимир Корсун. — Будет своя марка, инвестиции в проект составят 3 млрд руб. Часть средств — кредит Связь-банка, также будут вложения партнеров компании».
У предприятия «Сыр Стародубский» за год после введения эмбарго появились две новые линейки продукции. «Мы запустили торговую марку элитных твердых сыров EmandHof — три сорта, аналогичных „Маасдаму“. Пока максимальная выдержка — полгода, в перспективе будут и более выдержанные сыры», — рассказывает Мокроусова. По ее словам, это прямая реакция предприятия на ограничение импорта: работа над проектом началась в ноябре 2014 года, в феврале 2015-го его презентовали и одновременно заказали оборудование, а в июле уже начали производство. Еще один проект — выпуск свежих сыров под брендом Lattesco — компания разработала незадолго до введения эмбарго. «Мы запустили его как раз вместе с началом действия ответных санкций, так что проекту ровно год», — говорила она в августе. Объем инвестиций не уточняется, но, например, только на разработку торговой марки Lattesco, которой занималась питерская компания «Лейблмен», было потрачено 1,5 млн руб.
«В этом году в нашем ассортименте появились фасованные сыры премиум-класса „Бельфор“ и „Бельстер“, — рассказывает Ведерникова. — Сегодня их среднемесячные продажи составляют 50 т, они успешно реализуются в большинстве крупных торговых сетей по всей России». Также предприятие разрабатывает новый сорт сыра с пониженным содержанием жира. Его планируют вывести на рынок в ближайшее время. Кроме того, в планах выпуск сыра, обогащенного бифидобактериями. «Сегодня увеличивается спрос на здоровую и полезную пищу. Потребители становятся более внимательными к тому, что едят», — поясняет Ведерникова.
Четыре новых вида сыра среднего ценового сегмента и выше до конца года должны появиться и в линейке Великолукского молочного комбината. «Мы планируем расширять ассортимент за счет запуска собственного бренда, — говорит Матвеев. — Сейчас активно над этим работаем, экспериментируем, разрабатываем рецептуру. Для пробной варки нужно 15 т молока, а их нужно сделать две, при этом неизвестно, что в итоге получится». Сыр будут изготавливать на имеющемся оборудовании: ВМК запустил автоматизированный комплекс два года назад, инвестиции составили €30 млн евро. Срок окупаемости по бизнес-модели — 10 лет.
Трудности замещения импорта
Тем не менее Матвеев негативно оценивает введение Россией ответных санкций: в них много политики и мало экономики. «Мне бы как директору молокоперерабатывающего предприятия в ладоши хлопать, но проблема в том, что государство сегодня не думает, как развивать отрасль сыроделия. Любой бизнес хочет работать в понятных условиях, строить стратегию развития на годы вперед, а кто сегодня скажет, когда эмбарго отменят? Где гарантия, что это произойдет не завтра?» — комментирует топ-менеджер. Осуществить инвестиции за год невозможно, ведь только на изготовление оборудования для новой линии требуется от шести до девяти месяцев, а чтобы согласовать и получить кредит под проект, нужно минимум полтора года. При этом с экономической точки зрения ничего не изменилось: государственной поддержки у переработчиков нет, уточняет Матвеев.Согласно данным Роспотребнадзора, в Алтайском крае действует более 80 молокоперерабатывающих предприятий. Президент Ассоциации алтайских сыроделов и гендиректор сыродельной компании «Киприно» Денис Зюзин говорит, что не знает ни одного предприятия в регионе, кроме Рубцовского молочного завода (входит в PepsiCo), которое бы инвестировало в реконструкцию производства.
Рубцовский завод выпускает полутвердый сыр под маркой «Ламбер». По данным пресс-службы PepsiCo, в результате проведенной модернизации объем производства увеличился с 50 до 70 т в сутки или 24 тыс. т в год. Однако в компании подчеркивают, что рост мощностей никак не связан с эмбарго — эту работу начали еще в 2013 году. Объем инвестиций копания не раскрывает.
«Киприно» — одна из крупнейших молокоперерабатывающих компаний края, объем ее производства — 9 тыс. т в год. По словам Зюзина, в этом году предприятие рассчитывало приобрести оборудование на €2 млн, но из-за роста валютного курса от этих планов пришлось отказаться. «Чтобы запустить новую линейку продуктов, нужно купить оборудование, собрать и обучить персонал, провести маркетинговую компанию — это проект на 1,5-2 года, под который необходимо взять кредиты», — перечисляет Зюзин.
По его словам, процентные ставки даже после нескольких снижений с конца прошлого года все равно составляют 17%, но и дорогие деньги крайне сложно получить, поскольку банки ужесточили условия выдачи финансовых средств. Кроме того, из-за девальвации рубля с конца 2014 года выросли производственные затраты: закваску, ферменты, моющие средства и запчасти для оборудования приходится покупать за рубежом. При этом платежеспособность населения уменьшается, а значит, маловероятно, что люди будут покупать дорогой сыр. В таких условиях о развитии производства не может идти речи, резюмирует Зюзин. «Даже если мы встанем на полку, после отмены эмбарго все равно не сможем конкурировать с европейскими компаниями», — добавляет он.
Покупательская способность и спрос на большинство видов продуктов питания, в том числе сыры, сегодня падает, соглашается Ведерникова. Из-за этого становится невозможно поднять отпускные цены пропорционально увеличению себестоимости, как следствие — замедляется рост рентабельности. «Сейчас в производственную базу нашего завода вложено свыше 1 млрд руб. Каждый следующий год мы планируем модернизировать очередной участок предприятия, это необходимо для того, чтобы оставаться на лидирующих позициях в отрасли», — объясняет Ведерникова. Компания вкладывает в развитие как собственные, так и заемные средства, причем проблем с привлечением кредитов у Белебеевского комбината нет, говорит она.
Немаловажную роль в росте производства сыров играет финансирование отрасли, солидарен Андрей Даниленко. «Стоит задача нарастить объемы выпуска сыра, но в отличие от другой молочной продукции хороший сыр производится долго: на его вызревание нужно от двух-трех до шести месяцев и более, — отмечает он. — Поэтому важна стоимость заемных денег. В Европе под закладку сыра дают кредиты с низкой процентной ставкой, у нас такой системы нет». По мнению Даниленко, эту задачу нужно решать на государственном уровне: либо, как в Белоруссии, существенно снижать за счет субсидий стоимость сырого молока и устанавливать фиксированную цену, чтобы сыроделы могли наращивать объемы, либо выделять им деньги для закупки сырья.
В «Союзмолоко» отмечают, что из-за долгой оборачиваемости вложений и высокой стоимости заемных средств сегодня инвесторов почти не интересует производство сыра. «К сожалению, мы не смогли воспользоваться всеми возможностями эмбарго из-за сложной экономической ситуации — роста инфляции и кредитных ставок. Но если бы не эмбарго, то ситуация была бы значительно хуже», — думает Хайруллин.
В работе над статьей участвовал Дмитрий Катаев
Опыт частного сыроварения
Частная сыроварня Марии Коваль была запущена в прошлом году в Ярославской области. На предприятии работают 23 человека, вся продукция — молодые и полутвердые сыры со сроком созревания полгода — ручного производства. В день перерабатывается 1,5 т молока, закупаемого в хозяйстве «Красный маяк», используются авторские рецептуры на основе итальянских, голландских, французских технологий. Стоимость сыра колеблется от 1 тыс. руб./кг до 1,5 тыс. руб./кг. Продукцию этой сыроварни можно встретить в магазинах премиум-класса «Азбука вкуса» и «Алые паруса». «Инвестиции в проект составили 16,5 млн руб., — рассказывает владелица сыроварни Мария Коваль. — На момент запуска мы вложили 9 млн руб. за счет собственных средств и кредитов. Срок окупаемости проекта — три года».
Сейчас компания планирует расширять ассортимент, делится планами Коваль. «Спасибо эмбарго — у потенциальных потребителей и со стороны торговых сетей появился интерес, — довольна она. — У нас есть идея возродить в регионе традиции ремесленного сыроделия, в свое время здесь даже была выведена специальная порода коров, Ярославская, которая дает подходящее для производства сыра молоко — богатое белком и с высокой жирностью».
По мнению Андрея Даниленко, у частных сыроварен хороший потенциал, но для их развития на рынке сыров нужно навести порядок с фальсификатом и контрафактом.