Рынок ждет

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Драйверами производства картофеля становятся переработка и аутсорсинг

На рынке картофеля, где доминируют частные хозяйства с нетоварными объемами, раскручиваются проекты индустриальных производств. Новых и крупных пока немного, все они — либо интегрированные (выращивание — хранение — обработка — контрактный сбыт), либо глубокая переработка. В числе инвесторов — , «» и «ЭкоФрио».

По данным , около 80% картофеля выращивают на приусадебных участках (личные хозяйства, ЛПХ). Доля сельхозпроизводителей оценивается в 13%. По итогам 2013 года в России произвели более 30 млн т картофеля. Общая емкость рынка оценивается примерно в 500 млрд руб./год.

Статистика некорректна?

Если взять за основу урожай прошлого года и распределить его в долях согласно Росстату, то получится, что ЛПХ производят 24 млн т, а сельхозорганизации — примерно 4 млн т картофеля. У Союза участников рынка картофеля и овощей другие данные. По его оценке, ЛПХ собирают не более 10-14 млн т картофеля в год, сельхозорганизации — около 6 млн т, причем вместе с фермерами (КФХ). Это так называемый товарный сегмент: объем, который реально производят и который можно достоверно оценить.

Крупнотоварное производство картофеля сосредоточено главным образом в центре и Поволжье. Там много перерабатывающих мощностей, есть большие города с развитой розницей. Тройка лидеров страны по производству картофеля в 2013 году — Воронежская область (1,7 млн т), Татарстан (1,3 млн т) и Красноярский край (1,2 млн т). На четвертом-восьмом местах — Башкортостан, Брянская, Курская, Нижегородская области и Алтайский край.

Доля крупных сельхозпредприятий и фермеров в товарном производстве картофеля постоянно увеличивается. Этому способствуют растущий спрос произ-водителей чипсов и другой продукции из картофеля с высокой добавленной стоимостью, а также заинтересованность ритейла в продаже качественной и удобно упакованной продукции. По мнению исполнительного директора союза Алексея Красильникова, в ближайшие годы реально увеличить объем производства товарного картофеля с 6 млн т до 10 млн т.

Гендиректор «Национальной земельной компании» (Тульская область) Андрей Самошин тоже считает, что население не производит столько картофеля, сколько пишет . В общей сложности страна собирает не более 20-22 млн т в год, прикидывает он. Дальше доля личных хозяйств, мелких и средних производителей будет падать, а промышленного сектора (в том числе крупных операторов) — расти.

Меньше агро

Аграрии не начинают выращивать картофель во многом из-за неразвитости переработки. Крупные предприятия (от 10 тыс. т) стараются заключать долгосрочные договоры с торговыми сетями, производителями чипсов и крахмала, чтобы иметь гарантированный сбыт и ценовую премию к рынку. Становление промышленной переработки способствовало бы появлению новых картофельных проектов и снижало риски существующих, уверен Красильников.

Мотиватором развития отрасли могли бы стать инвестиции в глубокую переработку: производство картофеля фри, чипсов, крахмала, пюре, очищенного картофеля и т. д., соглашается Самошин. «Рынок ждет, когда кто-то решится построить завод по производству фри: его продажи из года в год демонстрируют положительную динамику, — отмечает он. — У крупных транснациональных компаний есть такие планы, но пока они их не реализовали».

На строительство предприятия, производящего фри, уже решилась российская компания — «». В партнерстве с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который является совладельцем части активов группы, и голландским производителем картофеля Farm Frites компания строит завод в Липецкой области. На первом этапе инвестиции составят 80 млн евро, а общая стоимость проекта — более 100 млн евро, рассказывал газете «Ведомости» основатель «Белой Дачи» Виктор Семенов.

Предприятие построят в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Липецк» на 10 га. Проектная мощность — 10 т/час с возможностью расширения до 15 т/час. За год завод сможет выпускать до 100 тыс. т картофеля фри. «Наша задача — полное импортозамещение для сетевого ресторанного бизнеса, а в будущем — и в рознице», — делился Семенов амбициозными планами. Сейчас, по его словам, весь картофель, производимый в России, не соответствует европейским стандартам. Эту проблему «» надеется решить с помощью аутсорсинга — картофельных хозяйств, способных выращивать сырье по ее требованиям. В их числе — «Москва на Дону» (Липецкая область), Погарская картофельная фабрика (Брянская область) и «Зеленая долина» (часть тамбовского агрохолдинга «Корнев Групп»). Первый урожай «» рассчитывает получить в 2016 году. Основным потребителем продукции липецкого завода «Белой Дачи» станет , уже заключивший предварительное соглашение на пять лет, утверждает Семенов.

Крупнейший переработчик картофеля в России, , в конце прошлого года запустила в Азове вторую линию производства чипсов. Корпорация инвес­тировала в ее строительство больше $37 млн, сообщало Агентство инвестиционного развития Ростовской области. Ввод новой линии увеличит объем продукции на предприятии в два раза, до 58 тыс. т/год.

закупает более 300 тыс. т картофеля в год, из них свыше 85% — у российских производителей. По словам агроменеджера компании Юрия Марченко, к 2017 году намерена приобретать у них 95% сырья. «Сейчас мы сотрудничаем примерно с 60 поставщиками из более чем 20 регионов, в основном из центра и с юга страны, — рассказывает он. — В этом году планируем закупить на 56 тыс. т картофеля больше, чем в прошлом, что связано с увеличением мощностей ростовского завода».

В России явный дефицит промышленного производства картофеля и нехватка продукта высокого качества, отмечает Марченко. Поэтому больше 10 лет инвестирует в корпоративный проект поддержки агрохозяйств. «У нас есть программа «Агро» для поставщиков, включающая авансирование посевных работ и материалов, долгосрочную аренду сельхозтехники с последующим переходом в собственность хозяйств, инвестиции в строительство современных овощехранилищ с климат-контролем, а также консультации, образовательные семинары и помощь во внед­рении передового опыта», — перечисляет Марченко. В результате, утверждает он, отбраковывается и возвращается поставщикам только 1-2% поставляемого на завод картофеля.

Средняя урожайность у хозяйств-поставщиков почти в два раза выше, чем в среднем по стране (25 т/га против 13 т/га), доволен агроменеджер. «На поддержку [сельхоз]производителей компания направляет более $20 млн в год», — уточняет он. Ежегодно корпорация привлекает к сотрудничеству четыре-шесть новых поставщиков, каждый из которых в среднем производит 10 тыс. т картофеля.

Возрождать предприятия, перерабатывающие картофель, начали в Брянской области. По данным региональной администрации, в последние годы были восстановлены Климовский крахмало-паточный комбинат мощностью 120 тыс. т картофеля в год, Погарская картофельная фабрика (180 тыс. т/год), начата реконструкция Карачевского крахмального завода. Компания «ЭкоФрио» два года назад анонсировала проект строительства в регионе завода стоимостью 110 млн евро по производству фри и картофельных хлопьев мощностью 160 тыс. т сырья в год. Он был приостановлен, однако в феврале этого года брянские власти сообщили о возобновлении строительства.

Кроме перечисленных проектов, других крупных инвестиций в переработку не планируется, знает Красильников из Союза участников рынка картофеля и овощей. «Сейчас в стране перерабатывается около 1 млн т сырья в год, — оценивает он. — Этого мало — всего около 2% валового производства». В Бельгии, например, в переработку уходит до 70-80% картофеля, в Германии — 50-60%.

«Национальная земельная компания» засевает картофелем по 4,8-5 тыс. га в сезон. Пока инвесторы не готовы наращивать посадки — они сосредоточивают основные инвестиции на обработке, упаковке и переработке. «Сейчас мы перерабатываем около 50 тыс. т картофеля в год, производя порядка 6 тыс. т пюре и хлопьев. Хотим удвоить эти объемы», — рассказывает Самошин.

Организация комплексных проектов по производству и глубокой переработке обходится очень дорого, комментирует Красильников. Хотя такие примеры есть — например тамбовская «Зеленая Долина» (входит в «Корнев Групп»). Но компании помогают региональные власти. «Самостоятельно позволить себе одновременно развивать производство и мощности по переработке сможет далеко не каждый инвестор, — считает он. — Но вообще подобные проекты очень интересны для бизнеса, так как позволяют страховать риски, связанные с конъюнктурой рынка или непогодой». Для развития промышленного производства нужны инвестиции, а это сотни миллионов долларов. Одни только прямые вложения в технику и мелиорацию Красильников оценивает в 120-200 тыс. руб./га. Переработка намного дороже. Без поддержки государства таких вложений не будет, уверен Красильников. В этом смысле некорректная статистика — большая проблема для отрасли. Государство уверено, что страна собирает по 30 млн т картофеля в год, считает рынок самообес­печенным и инвестирует в другие агропроизводства.

Новые проекты

Благодаря растущему спросу переработчиков в Брянской области появляются новые проекты производства картофеля. Один из них — КФХ «Богомаз», засевающее больше 2 тыс. га. Компания построила 23 хранилища на 2,5-3 тыс. т каждое, а в 2013 году собрала урожай более чем в 70 тыс. т. В хозяйстве есть сортировочные комплексы по приемке и закладке картофеля на хранение, линии фасовки. Свою продукцию «Богомаз» реализует по госконтракту (заказы для армии) и торговым сетям. В этом году хозяйство планирует запустить производство картофеля для чипсов, стоимость проекта — 60 млн руб.

Еще один крупный для области производитель (1,5 тыс. га) — хозяйство . Свой проект компания начала четыре года назад. По мнению ее учредителя Владимира Жутенкова, шансы на успех в картофелеводстве имеют компании, которые комплексно подходят к производству: не ограничиваются выращиванием, а строят сортировочные, упаковочные мощности и хранилища. У «Дружбы» тоже есть емкости хранения, вмещающие 40 тыс. т. Первичная переработка (мойка, упаковка) и хранение стали обязательной час­тью успешных картофельных проектов, подтверждает Самошин из «Национальной земельной компании». «Если не знаешь, как будешь хранить и выводить товар на рынок, то это очень рискованно, — предупреждает он. — Требования сетей мотивируют производителей повышать качество продукции».

В начале года был анонсирован запуск крупного предприятия по производству 40 тыс. т картофеля в год под Пензой.

Проект «Пензенский картофель» будет включать в себя логистический комплекс на 35 тыс. т с оборудованием — линиями мойки и фасовки. Все посевы — 1 тыс. га — будут орошаемыми.

По словам руководителя компании Сергея Щеглова, сделаны первые инвестиции — более 12 млн руб. На эти деньги реконструировано старое овощехранилище (2,5 тыс. т). В этом году планируется посадить 300 га картофеля и возвести новые хранилища на 12 тыс. т. Расчетный объем инвестиций, которые должны освоить в течение года, — около 150 млн руб. Тамбовская «Корнев Групп» рассчитывает стать базовым поставщиком завода «Белой дачи» и Farm Frites для , рассказывал Abireg.ru основатель компании Михаил Корнев. Несколько лет назад он продал 20 своих супермаркетов и вложил деньги в картофелеводство. Инвестор освоил более 2,5 млрд руб., на которые были построены две очереди хранилища на 60 тыс. т товарного и 5 тыс. т — семенного картофеля, запущены линии очистки, мойки, полировки и упаковки картофеля мощностью 100 т/час. Посеян картофель у компании на 3 тыс. га, в планах — увеличить посадки до 5 тыс. га. «Мы хотим стать крупнейшим производителем картофеля в России, — делится планами Корнев. — В планах также развитие тепличного комплекса стоимостью около 6 млрд руб. и строительство перерабатывающего завода». Начать стройку инвестор рассчитывает уже в этом году, «если все пойдет нормально и маркетинговые исследования подтвердят ожидания». Объем инвестиций — на уровне €35-40 млн. Завод будет перерабатывать картофель (2,5 т/ час с возможностью удвоения) и морковь (1,5 т/час).

«» выращивают чипсовый картофель для . Посадки занимают примерно 400 га, средний валовый сбор — около 10 тыс. т. На такую же мощность рассчитано построенное с нуля хранилище. По словам гендиректора компании Игоря Полякова, это самая капиталоемкая часть.

Емкости на 10 тыс. т обходятся не менее чем в 100 млн руб., и это без оборудования, указывает он. Кроме того, чипсовый картофель должен расти на поливе. Одна поливальная машина, обрабатывающая 100 га, стоит 12 млн руб. Свой проект Поляков начал в 2006 году. Сейчас компания близка к выходу на операционную окупаемость. Увеличивать производство «» не планируют, хотя спрос переработчиков есть. «Расширяться можно, только если есть возможность одновременно расширить пашню под поливом, — поясняет Поляков. — Мы могли бы, но пока осторожно смотрим на рынок и не торопимся инвестировать».

Картофельному проекту «Тверской агропромышленной компании» меньше трех лет. Заняться новой агрокультурой решили для севооборота и повышения доходности бизнеса, рассказывает гендиректор Сергей Конаныхин: начали с 500 га, в прошлом году собрали с этих земель около 10 тыс. т. Есть хранилище с цехом фасовки. Общие инвестиции составили примерно 300 млн руб. Проект кредитует , доля собственных средств — 30%. «В первый год мы сразу попали на форс-мажор — аномальные дожди, поэтому пока до выхода на окупаемость далеко», — признает Конаныхин. Он, впрочем, надеется, что проект будет доходным, поскольку картофель — одна из самых прибыльных агрокультур. По его расчетам, вернуть вложенные средства компания сможет через восемь лет.

По подсчетам Жутенкова из «Дружбы», проект по выращиванию картофеля на 1 тыс. га обойдется примерно в 500 млн руб. с покупкой техники, оборотными средствами и строительством хранилища.

Волатильная маржа

В 2013 году рентабельность чипсового картофеля была около 40-50%, рассказывает Поляков. На рынке столового она в текущем сезоне еще больше благодаря более высоким ценам и урожайности. «У нас конт­рактная цена, и независимо от того, как сложится год, она не изменится, — говорит он. — Зато уже в начале весны я знаю, по какой цене буду реализовывать урожай 2014 года переработчику, а значит, смогу эффективнее планировать расходы». В марте Поляков продавал свой картофель по 10 руб./кг. Столовый тогда же стоил в регионе 16 руб./кг. Но бывает и обратная ситуация, обращает внимание он, — особенно в урожайные годы.

Сотрудничество с для «Тамбовских ферм» — это не только гарантия сбыта. Когда хозяйство начинало свой картофельный проект, компания купила для него в лизинг технику, почти полностью взяв на себя процентные платежи. «Также мы имеем право на предоплату, когда нам это необходимо», — добавляет Поляков.

Конаныхин из «Тверской агропромышленной компании» продает картофель местным ритейлерам и московским оптовым покупателям. Проблем со сбытом нет, но производитель не всегда доволен ценой. «Она формируется под воздействием поставщиков с юга России и из Белоруссии, где себестоимость ниже, чем в центральных и восточных регионах, — объясняет Конаныхин. — К весне цены обычно растут и, если есть возможность ждать, можно зарабатывать больше. Однако в этом сезоне нам были нужны деньги, поэтому продали урожай довольно рано по 12 руб./кг». В марте картофель стоил уже около 18 руб./кг.

Производство картофеля однозначно привлекательно как инвестиция в сезоны, когда его стоимость сильно вырастает — как было в нынешнем сельхозгоду (2013/14). «Те хозяйства, которые, несмотря на сложные погодные условия, смогли собрать урожай без больших потерь качества, выиграли на очень высокой конъюнктуре, — вспоминает Самошин. — Повлияло и то, что российский рынок был закрыт для европейского картофеля, поэтому цена даже немного превысила рекордно высокую сезона-2010/11». По словам Самошина, некоторые торговые сети закупали мытый фасованный картофель дороже 30 руб./кг.

Но картофель — однозначно волатильный продукт, и между этими сезонами были провальные: например, осенью 2012 года были случаи продаж по 2,5-3 руб./ кг — в два раза ниже себестоимости. «Рынок картофеля очень волатилен, — согласен Жутенков, — но при удачной конъюнктуре инвестиции можно вернуть достаточно быстро». Например, таких высоких цен, как в этом сезоне, он еще не наблюдал. В середине марта его картофель стоил до 20 руб./кг.

«Такого не было никогда, даже в засушливом 2010 году», — говорит топ-менеджер.

В новом сезоне, полагает Самошин, цена на картофель будет ниже, чем в 2013/14-м. «Сильно подорожали семена. Кроме того, из-за [фитосанитарных] запретов вообще непонятно, завезут их или нет. После падения курса рубля выросли в цене агротехнологии, химикаты, техника, оборудование и пр.», — поясняет он. В прошлом году себестоимость столового картофеля в зависимости от сорта и региона была 5-6 руб./кг, добавляет руководитель. Теперь затраты, скорее всего, вырастут на 10-15%.

По мнению Жутенкова, бума картофельных проектов ждать не стоит. Вероятно, наращивать объемы станут действующие игроки, полагает он, а входить на этот рынок с каждым годом будет все сложнее и дороже.

Производство картофеля — конечно, очень волатильный, но и коммерчески привлекательный бизнес, говорит Алексей Красильников. По данным Минсельхоза, в прошлом году рентабельность производства была 27%, в 2012-м — около 9%, а средняя за 2008-2013-й — на уровне 30%.

Опять просят денег

Нужно субсидировать закупку семян, настаивает Красильников из Союза участников рынка картофеля и овощей. «У нас полностью разрушена система семеноводства, крупные сельхозпредприятия на 80-90% оперируют сортами зарубежной селекции, а поддержка закупки элитных импортных семян сейчас отменена, — сетует он. — Своего полевого семеноводства в стране тоже нет. Это направление обязательно нужно развивать».
Также в России дефицит современных мощностей для хранения картофеля, поэтому все время возникают рис­ки не сохранить продукт. «К апрелю-маю потребители ощущают нехватку прошлогоднего картофеля, — говорит эксперт. — Да, в розницу поставляется ранний и импортный, но мы могли бы конкурировать с ним, если бы продукция сохранялась на складах». Государству необходимо софинансировать обновление инфраструктуры, особенно в фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, поскольку мало кто из них может самостоятельно реализовать такие проекты, считает Красильников. Нужно также развивать мелиорацию, которая не только снимает риски при нехватке влаги, но и позволяет почти удвоить урожайность, добавляет он.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»