Масличный венчур

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

В России собирают больше 60 тыс. т рыжика. Кому он нужен?

За шесть последних лет посевы рыжика — узконишевой масличной агрокультуры — выросли в России с нуля до 180 тыс. га. У нее много достоинств: она низкозатратна, морозо- и засухоустойчива, может расти в общем севообороте. Нет только рынка сбыта и возможности получать добавленную стоимость. Поэтому пока для аграриев рыжик — скорее, венчурная инвестиция, а не источник маржи.

В России быстро увеличиваются посевы рыжика. В 2013 году им засеяли в 15 раз больше земель, чем в 2008-м (график «Вырос рыжик»). По прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (), в этом году рост посевов продолжится — они увеличатся до 210 тыс. га. За несколько лет аграрии нарастили сбор рыжика до 56 тыс. т, хотя еще в 2012-м урожай был 10 тыс. т, сравнивает гендиректор аналитического центра «» Владимир Петриченко. «В прошлом году урожай был еще выше, но точных цифр пока нет», — говорит он. Однако, несмотря на такие активные темпы, валовый сбор этой агрокультуры ничтожно мал, обращает внимание Петриченко.

Много преимуществ

Одна из главных причин интереса к рыжику — его низкая себестоимость при высокой продуктивности. «Из килограмма этой агрокультуры, также как рапса, получается 380-400 г масла и даже больше, — рассказывает Раиса Штейник, директор немецкой компании Camelina Sustainable Oil Projekt (CaSusOil, занимается экспортом рыжика). — При этом рыжик значительно более неприхотлив, устойчив к болезням и вредителям. Поэтому нет необходимости обрабатывать его пестицидами. Первые два года он может расти вообще без удобрений». В отличие от подсолнечника, рыжик не истощает земли. В Германии его высевают смешанным способом, вместе с бобовыми, которые созревают почти одновременно с ним. При этом рыжик прорастает быстрее и забивает сорняк. Собирать обе агрокультуры можно одновременно. В отличие от рапса, созревший рыжик долго не осыпается, если его еще не убрали, продолжает Штейник. Вызревает он быстро: озимый можно собирать в конце июня, яровой — в июле.

Ранний сбор рыжика дает возможность запустить масличные прессы в июле-августе, то есть на месяц раньше, чем при переработке рапса и на два — подсолнечника, рассказывает независимый консультант по выращиванию и переработке рапса Иосиф Левин. При этом он подчеркивает, что рыжик не заменяет этих агрокультур, а дополняет их. Выращивая озимый и яровой рыжик, можно занимать им до 50% севооборота, чередуя с зерновыми. За счет одного только естественного плодородия урожай рыжика составляет

1 т/га, говорит Левин. Экономика этой агрокультуры тоже должна быть интересна сельхозпроизводителям: продать рыжик можно примерно за 8 тыс. руб./т при средних затратах на уровне 4 тыс. руб./га. «Это значит, что хороший доход могут иметь даже хозяйства, не имеющие средств на минеральные удобрения», — резюмирует Левин.

Где сеять

По словам ведущего эксперта ИКАРа Ирины Кугучиной, основной интерес к выращиванию рыжика, который холодо- и засухоустойчив, проявляют сельхозпроизводители Приволжского федерального округа. В этих регионах он считается хорошей альтернативой чистым парам. Его часто используют для пересева или подсева на поля, где озимые погибли или изрежены. В 2013 году 70% российского рыжикового клина пришлось на ПФО — в первую очередь, на Самарскую, Ульяновскую и Пензенскую области. Раиса Штейник знает, что рыжик выращивают в Волгоградской, Рос­товской, Омской, Липецкой областях и на Северном Кавказе.

В России есть еще много регионов, подходящих для возделывания рыжика, продолжает Штейник: степная полоса на восток от Волги, а также центр и Северо-Запад — Псковская, Владимирская, Смоленская области. Неплохие перспективы у Челябинской, Пермской, Оренбургской и Тамбовской областей, добавляет она. Хорошо растет рыжик и в Краснодарском крае, где его урожайность составляет не менее 2 т/га. Рыжик лучше многих других агрокультур переносит засуху, а потом, зимы в России снежные, и почва накапливает влагу, которую впитывает рыжик, объясняет Штейник. Поэтому даже если в мае не будет дождей, то он нормально переживет этот период. Урожаи озимых и яровых сортов, по ее словам, созревают почти одновременно — с разницей в две-три недели.

Без отхода

Рыжик — продукт, можно сказать, безотходный. Можно продавать семена, масло, жмых и шрот. Последние используются как белковая добавка при изготовлении комбикормов, преимущественно для птицы. «У масла рыжика достаточно широкий рынок сбыта — наш завод поставляет его как готовый продукт в аптечные сети, на птицефабрики и комбикормовые заводы, вывозит в Германию и Австрию на биотопливо, — перечисляет гендиректор пензенской компании — переработчика масличных “Рамис” Владимир Касимовский. — Хотя, конечно, пока у нас очень небольшие объемы — 100 т масла в сутки, а по-хорошему нужно минимум в 10 раз больше». Рыжиковый шрот «Рамис» поставляет как на внутренний рынок, так и на экспорт — в Италию, Эстонию и Нидерланды.

Главным мотиватором роста посевов рыжика является спрос Европы на сырье для биотоплива. Есть крупные потребители. Один из них — немецкая авиакомпания Lufthansa, впервые применившая авиакеросин из рыжикового масла в 2011 году. Для компаний ЕС важно, что биотопливо не просто получено из возобновляемого источника, но и существенно сокращает выбросы парниковых газов (страны Европы соблюдают Киотские соглашения). В ближайшие годы, рассказывает Штейник, европейские авиакомпании планируют увеличить объемы потребления биотоплива из растительных масел до нескольких миллионов тонн каждая. Одна только Lufthansa уже использует 7,3 млн т/год такого топлива.

Из всех агрокультур, которые могут использоваться для производства синтетического биокеросина — биотоплива второго поколения — рыжик почти вне конкуренции в Европе, убеждает Штейник. «Для этого подходят еще только два растения — ятрофа, растущая в Африке, Индии и Юго-Восточной Азии, а также водоросли, которые можно добывать в Австралии и Америке, — говорит она. — Конечно, производить керосин можно из пальмового и рапсового масел, но технологический процесс переработки будет значительно дороже». А одно из главных требований к синтетическому биокеросину — он не должен превышать цену традиционного топлива, напоминает Штейник.

Российский рыжик для производства авиакеросина почти не экспортируется — выращиваемые объемы, а тем более — количество масла, которое из них можно получить, не могут заинтересовать крупных потребителей. В прошлом году было собрано всего 100 тыс. т рыжика, говорит Штейник (по данным ИКАРа —128 тыс. т). 70%, не перерабатывая, вывезли в Турцию. В этом сезоне спрос Турции на маслосемена рыжика продолжает расти, указывает Кугучина. «С начала июля 2013 года было экспортировано 73 тыс. т, притом что за весь сезон-2012/13 вывезли только 31 тыс. т», — сравнивает эксперт.

Однако сырьевая маржа несравима с доходом от продажи масла — экспортируя маслосемена, участники рынка не получают добавленной стоимости.

Поэтому регионы, ориентированные на поддержку этого направления — например, Пензенская область — прорабатывают возможность создания инфраструктуры производства и поставок рыжикового масла на европейский рынок. По данным регионального Минсельхоза, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области могли бы производить масличный рыжик в объеме, эквивалентном потребностям в растительных маслах финской корпорации Neste Oil, занимающейся разработкой, производством и продажей экологически чистого моторного топлива. Спрос этой компании на масла, полученные из рапса, сои, ятрофы или рыжика, составляет около 60 тыс. т/год.

Аграрии сомневаются

Несколько лет назад «Рамис» решил заняться сельхозпроизводством, чтобы обеспечить сырьем до 25% своих перерабатывающих мощностей. Одновременно компания посеяла рыжик и рапс. Получился случайный эксперимент, вспоминает Касимовский: после сева озимых у компании оставалось незанятыми 160 га пашни, и сотрудники Пензенского НИИСХ предложили ему выведенный в их институте сорт рыжика. Зима в тот год была морозной и малоснежной. Рапс погиб, а рыжик сохранился и его собрали 19 ц/га. При этом затраты на выращивание рапса были 7,5 тыс. руб./га, а рыжика — почти в два раза ниже (3,5 тыс. руб./га). Себестоимость рыжика тоже несравнима с рапсом: 1,95 тыс. руб./т против 3,4-6,2 тыс. руб./т в зависимости от сорта.

В прошлом году «Рамис» вышел из агропроизводства как непрофильного бизнеса и сосредоточился на переработке масличных. Теперь компания закупает рыжик у местных аграриев. По наблюдениям Касимовского, объемы его производства в области заметно увеличиваются из года в год. Однако их все еще не хватает даже одному «Рамису». Предприниматель, впрочем, уверен, что при нынешней динамике это вопрос нескольких лет. Рост действительно бодрый: по данным Минсельхоза Пензенской области, с 2008 по 2013 годы посевы рыжика увеличились почти с нуля — 115 га — до 23 тыс. га. В 2014 году планируется посеять больше 30 тыс. га.

Однако при всех объективных преимуществах рыжика опрошенные сельхозпроизводители Приволжья относятся к нему настороженно. «Не думаю, что в ближайшие два-три года аграрии начнут активно выращивать этот новый продукт, — говорит председатель нижегородского сельскохозяйственного производственного кооператива “Колхоз, Красноярский‘” Дмитрий Шабанов. — Экономическая ситуация очень нестабильна, высока закредитованность отрасли. Поэтому сейчас вряд ли подходящий момент для начала работы с новой агрокультурой, тем более что у нас нет опыта ее возделывания».

Шабанов согласен попробовать выращивать рыжик, но без привлечения своих оборотных средств — только если будет предварительный заказ и хотя бы частичная предоплата. На таких же условиях согласен ввести в севооборот новую агрокультуру гендиректор хозяйства «Березниковское» Сергей Бардин. Ему нужны гарантированный рынок сбыта и субсидии «на работу с новым продуктом». «В последние два года у нас нет положительной рентабельности ни на одной агрокультуре — доход получаем только от производства молока», — сетует он. Независимый консультант Иосиф Левин утверждает, что технология выращивания рыжика несложна и не требует капитальных вложений — таких как покупка специальной техники. А это значит, что рыжик доступен любому хозяйству, выращивающему зерновые, считает он.

Если для внешних потребителей Россия производит пока очень мало рыжика, то внутренний спрос на него еще не успел сформироваться. Причина та же — отсутствие объемов. «В мире рыжиковое масло используется в пищевой индустрии для диетического питания, в лакокрасочной промышленности при изготовлении олифы, в медицине и парфюмерии, — перечисляет Кугучина. — В России эти отрасли потребляют ничтожно мало из-за сезонности предложения и небольших объемов рыжикового масла». Оно востребовано биотоп­ливной промышленностью и его выгодно делать, однако сертификация для экспорта в Европу, во-первых, дорогая, а во-вторых, затратная по времени, говорит Кугучина.

По климатическим условиям выращивания, продолжает она, рыжик можно считать универсальным растением, но потенциал роста его посевов ограничен конкуренцией с традиционными масличными, отсутствием культуры производства и потребления рыжикового масла, шрота и жмыха. Lufthansa — фактически единственный драйвер развития возделывания рыжика в России, добавляет Владимир Петриченко из «». Если эта компания откажется от проекта по использованию авиационного биокеросина, то аграрии, которые выделят большие посевы под рыжик, останутся без рынка сбыта. Эксперт советует учитывать риск отсутствия крупного альтернативного потребителя всем, кто думает заняться возделыванием рыжика. В нашей стране рыжик не имеет внятных перспектив, считает Петриченко: сегмент, конечно, продолжит расширяться, но без резкого роста. «Все-таки это нишевая агрокультура, — говорит он. — Рыжик может генерировать небольшой дополнительный доход, но не более того». В отличие от основных масличных, одним из главных источников дохода для сельхозпроизводителей он никогда не будет, заключает Петриченко. 

Рыжик на топливо: пять к одному

Чтобы получить 1 млн т биокеросина, необходимо переработать 2 млн т рыжикового масла, для чего нужно 4,5 млн т сырья. Для производства такого объема рыжиком нужно засеять немыслимую сейчас площадь — 4-5 млн га. Раиса Штейник из CaSusOil, впрочем, верит в кратный рост российского предложения. «Уже к 2017 году реально увеличить посевы этой агрокультуры до 500-600 тыс. га и произвести не менее 200-300 тыс. т масла», — считает она. Ее компания ставит своей целью уже в этом году экспортировать не менее 20 тыс. т рыжикового масла и 30-50 тыс. т рыжика.

Полетят на керосине

Потребность международной гражданской авиации в биокеросине к 2050 году может составить от 36,8 млн т до 57,5 млн т. Но это только оценки. Из-за нестабильности поставок сырья его регулярно не использует ни одна крупная авиакомпания.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»