Журнал «Агроинвестор»
В ежегодном рейтинге ведения бизнеса Doing Business — 2014, составляемом Всемирным банком, Россия поднялась со 111 места на 92-е.
Альберт Давлеев
Президент компании Agrifood Strategies
Начинать бизнес сейчас легче только с точки зрения его регистрации, которая действительно стала проще. Однако не секрет, что выживает в России не более 10% новых компаний. При этом владельцам стало намного сложнее закрыть бизнес, даже если он никому ничего не должен, — процесс страшно затянут, дорог и обременителен.
Начать новый бизнес, особенно в агропроизводстве и с использованием субсидируемых кредитов, значит втянуться в многолетнюю войну с банками, которые не только в разы обесценивают стоимость залоговых активов, но и задерживают компенсации процентной ставки. А проценты по кредитам несопоставимы ни с одной другой страной того же уровня развития, что Россия. Подключиться к электросетям тоже не стало проще. Разрешение можно получить легко, но только если вы сами оплатите все работы по подключению, прокладку дополнительных и ремонт существующих линий, не имеющих отношения к вашей сети. Хуже ситуация только с подключением к газовым коммуникациям. Но главная проблема в обоих случаях прежняя — отсутствие лимитов или невыполнение сетями обязательств по поставкам электроэнергии/газа, предоплаты и штрафы для бизнеса за неиспользование согласованного объема ресурсов.
Александр Никитин
Вице-президент холдинга «Мираторг»
Существенных изменений мы не заметили. Правда, нам и раньше не особо мешали работать. Крупному бизнесу в этом плане всегда проще — те же вопросы подключения к электросетям у холдингов решаются намного быстрее, чем у небольших компаний. Соглашусь, что получить кредиты стало несколько сложнее: риски сельского хозяйства и требования к заемщикам повышаются, в том числе из-за присоединения страны к ВТО и ожиданий кризиса. Стоимость денег за год в общем-то не изменилась, однако банки стали тщательнее оценивать риски.
Вадим Ванеев
Гендиректор компании «Евродон»
И да, и нет. Вести бизнес все-таки стало отчасти проще, но большого оптимизма относительно инвестиционного климата у меня нет. Получить кредиты стало сложнее — банки очень тщательно отбирают проекты. Но это закономерно, поскольку экономика страны в стагнации. Вместе с тем, кое-что меняется к лучшему. Например, наши партнеры несколько лет не могли сертифицировать комбикормовое производство, а недавно сообщили, что теперь не нужно проходить длительную сертификацию — достаточно техрегламента. Это хороший шаг.
Владимир Маслов
Председатель совета директоров АПК «Агроэко»
Не могу сказать, какие изменения произошли за год по тем пунктам, которые оценивает Всемирный банк, но в целом чувствуется позитивная динамика. Во многих регионах, где мне приходилось работать, серьезно занимаются инвестклиматом. К примеру, в Воронежской области, где мы работаем уже четыре года, созданы очень хорошие условия для инвесторов.
Алексей Иванов
Гендиректор компании «Агроко»
Изменений, на которые можно было бы обратить внимание, мы не заметили. Хуже точно не стало, но инвестиционный климат — это очень субъективно, вряд ли можно четко его оценить. В прошлом году нам удалось подключиться к электро- и газовым сетям. Это заняло два-три месяца и нам помогали власти Белгородской области. Лимиты тоже согласовали быстро. В принципе, если есть все документы, то подключение не занимает много времени. Доступ к кредитам за год не улучшился: у банков растут требования к финансовым показателям заемщиков.