Зерновые на выход

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

В сезоне-2013/14 экспорт вырастет до 20-23 млн т. Из них 15 млн т вывезут до конца этого года

Несмотря на увеличение урожая и рост экспортного предложения, продавать зерно на внешнем рынке в этом году непросто. Из-за дождей снизилось его качество, а цены при этом заметно укрепились.

Экспорт российского зерна к 2016 году вырастет на 80% — до 28,5 млн т. Это прогноз Мин-экономразвития на 2014-2016 годы. При этом Россия станет вывозить больше кукурузы, риса и зернобобовых агрокультур, доля которых в экспорте увеличится с 8% в 2012 году до 13-15% к 2016-му. При благоприятных погодных условиях и своевременном проведении всех агротехнических работ, экспортный потенциал через три года, по оптимистичному прог-нозу министерства, может вырасти до 30-31 млн т. По данным ведомства, вывоз зерна в прошлом сезоне составил 15,8 млн т, а в текущем сельхозгоду должен вырасти до 19,2 млн т.

Прогнозы

Аналитики оптимистично оценивают экспортный потенциал России в этом году. «Исходя из зернового баланса (урожая и торговых запасов прошлого года), в текущем сезоне мы можем поставить на внешние рынки до 16 млн т пшеницы, 2,7 млн т ячменя и 2,6 млн т кукурузы, — перечисляет гендиректор аналитического центра “” Владимир Петриченко. — Вместе с зернобобовыми есть возможность вывезти до 23 млн т». Для сравнения, в сезоне-2012/13 общий экспорт составил 16,1 млн т. Рост поставок на внешние рынки связан с выросшим урожаем. Если за прошлый сезон на иностранные рынки поставили 21,6% урожая отечественного зерна, то в этом доля экспорта может увеличиться до 23%, прогнозирует руководитель отдела анализа рынков компании » Игорь Павенский. Его оценка объемов экспорта зерна и зернобобовых — 20,5 млн т. «Увеличение произойдет в основном за счет пшеницы. В прошлом сезоне ее вывезли около 11 млн т, а в этом можем экспортировать до 14,5 млн т, — сравнивает эксперт. — Не исключен рост вывоза кукурузы: если соберем до 9,6 млн т, то на экспорт сможем отправить до 2,5-2,7 млн т (в прошлом сельхозгоду было 1,9 млн т).

Олег Суханов, возглавляющий отдел аналитики и прогнозирования ИКАРа, оценивает экспортный потенциал пшеницы в 14-15 млн т. Экспорт всех зерновых может составить 21 млн т, считает он.

Куда будем поставлять

География поставок российского зерна (см. таблицы «Топ-10…») в этом сезоне, скорее всего, не изменится. «В 2012/13 сельхозгоду из-за политической нестабильности Египет сдал позиции традиционного лидера, уступив первое место Турции, — рассказывает Павенский. — На третьем был Иран, а сейчас эту позицию заняла Саудовская Аравия (закупает ячмень). Продолжились активные поставки в Израиль». Такая тенденция сохранялась в начале текущего сезона, но в октябре ситуация начала меняться: закупки увеличил Египет. Есть шанс, что он если не выровняет объемы импорта российского зерна с Турцией, то хотя бы приблизится к ним, полагает Павенский. Значительно увеличил закупки Азербайджан, поднявшись в начале сезона на пятое место, тогда как по итогам прошлого сезона был всего лишь на девятом. Но это объяснимо, говорит эксперт: страна всегда закупает зерно главным образом в Казахстане, но из-за неблагоприятной погоды там в 2013 году начали позже убирать урожай. Недостающие объемы возместила Россия. Петриченко обращает внимание на Саудовскую Аравию, которая является не только мировым лидером по закупкам ячменя, но и главным его покупателем в России и на Украине. «А вот Турция — основной потребитель не только нашей пшеницы, но и кукурузы. Большие объемы отечественной пшеницы также отгружаются в Иран, Азербайджан, Бангладеш — говорит Петриченко. — Есть и новые покупатели — ЮАР, Мавритания, Мексика, Мадагаскар, Перу.

Кроме традиционных рынков сбыта — Турции и Египта, в этом сезоне можно поставлять ячмень и фуражное зерно в Саудовскую Аравию, а также в Бангладеш и Пакистан, считает Суханов. Хотя основным экспортером в страны АТЭС, по его мнению, может стать Индия — если, конечно, в этом году она вообще будет вывозить зерно за границу. Сюрприз мировому рынку зерна может преподнести Китай, полагает Суханов. «Его закрытость не позволяет делать точных прогнозов, но одно ясно наверняка: в сезоне-2013/14 Китай будет активно закупать зерновые», — говорит он. По разным экспертным оценкам, КНР может импортировать 9-15 млн т одной только пшеницы. В любом случае китайский фактор может значительно повлиять на конъюнктуру мирового рынка и, поскольку страна является крупным потребителем, способствовать росту цен. Правда, нет речи о том, что Россия станет одним из поставщиков Китая: сейчас его не устраивают качество нашего зерна и дорогая логистика.

Цены и качество

Новых рынков сбыта российского зерна эксперты не видят — в первую очередь, из-за низкого качества урожая этого года почти во всех регионах. Потенциальные покупатели должны понимать, какого качества зерно они могут у нас купить, но пока мы сами до конца не знаем, что можем предложить рынку, объясняет Суханов. Большую часть зерновых стандартного качества (с долей протеина 12-12,5%), которую Россия традиционно поставляет на внешние рынки, экспортеры активно вывозили в начале сезона — летом плюс отчасти в сентябре. К середине октября на экспорт было продано около 8 млн т пшеницы. Экспортеры тоже затрудняются определенно прогнозировать динамику последующих поставок. «У нас проблемы с закупкой даже качественной фуражной пшеницы, не говоря уже о [продовольственных] 3 и 4 классах, — поясняет гендиректор компании-трейдера, попросивший об анонимности. — Кроме того, с начала сезона были слишком большие колебания цены». Аграрии стараются держать зерно, ожидая ее роста, а продают в основном те, кому срочно нужны деньги, чтобы выплатить кредиты. «Такие небольшие трейдеры, как мы, сталкиваются с серьезными проблемами при заключении контрактов — трудно найти качественное зерно, — сетует гендиректор. — Успешно работают только крупные мировые компании, которые могут делать закупки в любой стране». В этом году хороший урожай зерна в Канаде, Болгарии и других европейских странах, добавляет он. Небольшие российские трейдеры даже начали уходить с рынка, уступая место крупным международным игрокам. Так произошло, например, с «Русским зерном» (« Холдинг»). «С прошлого года мы перестали поставлять зерно на экспорт, — рассказывает гендиректор и совладелец компании Алексей Верхотуров. — У нас большое внутреннее потребление — около 600 тыс. т/год: компании принадлежит семь птицефабрик. Обычно мы производим 150 тыс. т зерна, остальное закупаем, причем достаточно дешево благодаря опыту, который получили как трейдер». С внешнего рынка компания ушла потому, что российским поставщикам трудно конкурировать с мировыми компаниями. Они могут покупать зерно в разных странах, а российские трейдеры — только внутри страны, где часто бывают проблемы с урожаем или ценами. Вести стабильный бизнес в таких условиях довольно трудно.В первые три с половиной месяца текущего сезона активнее вывозил зерно не только ЮФО, который традиционно работает на экспорт, но и центр России. Более того, по оценке Павенского, в этом году экспорт из ЦФО побил рекорды предыдущих лет. «Это связано с большим валовым сбором, — поясняет он. — Такого урожая зерна в этом округе не собирали с 2009 года — около 21,5 млн т». За три месяца сезона-2013/14 центральные регионы отправили на экспорт по железной дороге около 600 тыс. т зерна, тогда как в прошлом году за весь сезон вывезли только 530 тыс. т, а в 2011/12-сельхозгоду — 370 тыс. т.

Но причина не только в хорошем урожае. Закупки в центре России активизировались из-за снижения качества зерновых на юге. «Но это проблема не только ЮФО. В Поволжье и на Урале, которые тоже экспортируют, в этом году тоже заметно снизилось качество, — добавляет Павенский. — Это связано с климатическими особенностями лета — сначала засушливого, а потом дождливого. В результате ниже натура (вес зерна) и число падения». Если обычно пшеница 3 класса занимает 33-35% валового сбора, то в этом году — меньше 30%, приводит данные эксперт. Качество снизилось повсеместно, но меньше всего — в ЦФО.

Что дальше

Как будет развиваться ситуация, окончательно станет понятно после сбора всего урожая и завершения посева озимых. «Цены на продовольственное зерно могут продолжать расти, но могут и обвалиться из-за отсутствия реальных покупателей, что ранее уже случалось, — рассуждает Суханов. — До недавнего времени мы были на мировом рынке достаточно конкурентоспособными, о чем свидетельствуют рекордные темпы экспорта в июле-августе. Россия тогда вывезла до 6 млн т. В сентябре темпы тоже были выше средних [для этого месяца] — 2,7 млн т». В октябре вывоз замедлился. Это связано со снижением экспортной активности в мире: октябрь — месяц, когда заключается и исполняется меньше контрактов, поясняет Суханов. Так и теперь проводилось мало международных тендеров, покупатели заняли выжидательные позиции с надеждой на снижение цен. На середину октября средняя цена пшеницы с протеином 12,5% на базисе FOB составила $270-275/т, что почти на $20 выше уровня середины сентября. «В начале сезона активность на мировом рынке проявлял Китай, импортируя зерно миллионами тонн, а сейчас закупает крайне осторожно и в основном у США»,  — рассказывает Суханов. К тому же на мировом рынке в октябре был информационный вакуум из-за приостановки работы американских госведомств, когда президент Барак Обама пытался договориться с Конгрессом о повышении потолка госдолга, чтобы избежать техдефолта национальной экономики. не публиковал свои отчеты и ограничил работу официального сайта. Это добавило нервозности и волатильности на рынке. По данным », в октябре 2012 года экспортная цена российской пшеницы 4 класса составляла $365/т. В октябре 2013-го она снизилась до $270/т. В центре России цены на эту агрокультуру год назад были в пределах 8 тыс. руб./т, в октябре — 6,3 тыс. руб./т. «Причем в этот же период прошлого года пшеница стала дорожать, и к Новому году стоила 11 тыс. руб./т, — напоминает Павенский. — Сейчас тоже наблюдается рост цен, что связано, в первую очередь, с севом озимых, который существенно задержался из-за дождей в сентябре. Преодолеть отставание, даже несмотря на благоприятную погоду в октябре, аграриям вряд ли удастся». В результате, ожидает эксперт, незасеянными останутся примерно 10% земель, предназначенных под озимые, или около 1,5-2 млн га. Весной их могут занять кукурузой и масличными. Этот фактор укрепляет цены на внутреннем и на внешнем рынках. Правда, до Нового года существенного удорожания зерновых вряд ли стоит ждать, говорит Павенский. В октябре центральные регионы и Урал еще собирали урожай. Новые партии зерна продолжают подпитывать рынок, что не должно позволять ценам ощутимо расти. Мировая конкуренция тоже тормозит рост цен на отечественную пшеницу. «Мы уже приблизились к ценам конкурентов, но пока российское зерно несколько дешевле, — говорил Павенский “” в середине октября. — Если повышать цены дальше, то импортеры предпочтут делать закупки у них». С конца сентября из-за высоких цен началась отмена международных тендеров, что стало неожиданностью для экспортеров. Например, в первых числах октября был отменен тендер на поставку зерна в Египет. «Цена $278/т за российское зерно египтян не устроила, — поясняет Павенский. — В сентябре они закупали у нас пшеницу по $250/т». Отменял тендеры и Иран. Но, скорее всего, импортерам придется смириться с новым уровнем ценовой конъюнктуры.

Ждать или продавать

Вместе с тем за счет роста внутренних цен в середине осени начали сокращаться поставки на экспорт. «В октябре Россия может вывезти порядка 2,2 млн т, тогда как в сентябре экспортировала, по нашим данным, 2,9 млн т зерновых, — говорит Павенский. — В ноябре за счет роста экспортных цен можно снова ждать увеличения поставок на внешние рынки. Но значительные объемы вывезти не удастся — большая часть зерна уже экспортирована». Всего за полгода (июль-декабрь) Россия сможет предложить мировому рынку порядка 15 млн т из 20 млн т, которые поставит за весь сезон, прогнозирует эксперт. Эксперты ожидают небольшого роста внутреннего потребления зерна. По прогнозу Владимира Петриченко, оно может вырасти до 67 млн т. В прошлом году было немногим более 65 млн т включая семена, производство кормов и переработку, в сезоне 2011/12 — 70 млн т. Сельхозпроизводителям, кроме ЮФО, экспортировать зерно в этом сезоне невыгодно, считает гендиректор «Зерноторговой компании» (входит в «») Александр Арцибашев. Например, фуражная пшеница в октябре стоила $245/т на условиях FOB Новороссийск. Купить ее в хозяйствах Черноземья трейдер мог позволить себе по 5,4 тыс. руб./т, в то время как свиноводы тогда платили производителям зерна уже 6 тыс. руб./т. Конечно, ситуация каждый год разная, продолжает Арцибашев, но в этом сезоне 95% пшеницы было поставлено на экспорт именно из ЮФО. «В самом начале сельхозгода мы продавали зерно экспортерам («Гленкору», «Нидере»), но очень мало — до 20 тыс. т, или около 5% реализованного урожая, — говорит он. — А вот на внутреннем рынке реализовали примерно 400 тыс. т, произведенные компанией в разных регионах». Основными покупателями урожая «Иволги» стали «» и другие белгородские свиноводы. При этом внутренний рынок формировал спрос на пшеницу 3-5 классов, а на внешний шла пшеница 4-го. Остатки зерна компания тоже планирует продать внутренним потребителям.

Кто конкуренты?

В России распространено мнение, что главные конкуренты российских производителей — это США, Канада, Австралия и ЕС. «На самом деле наши рынки сбыта в текущем сезоне не пересекаются, — утверждает Владимир Петриченко из аналитического центра «ПроЗерно». — Те же США поставляют пшеницу преимущественно в Китай, Японию и страны Юго-Восточной Азии. Основные конкуренты России — Украина, Румыния, Казахстан и Франция, которые экспортируют свое зерно как раз на наши рынки сбыта — в страны Средиземноморья (Турцию, Египет, Грецию, Италию, Испанию), на Ближний и Средний Восток». Олег Суханов из ИКАРа не согласен: «Мы с США работаем на одних и тех же рынках, они точно так же могут вывозить зерно в Египет и Марокко. На египетском рынке Россия периодически конкурирует и с Австралией. В меньшей степени за рынок приходиться спорить с Германией, Великобританией, Литвой, и иногда — с Аргентиной».

Не хватает доходности

Отпускные цены на зерно в новом сезоне падали по сравнению с прошлым годом с 10 тыс. руб./т до 5 тыс. руб./т, рассказывает руководитель аналитического проекта «Агроспикер» Виталий Шамаев. При этом, чтобы сельхозпроизводитель мог компенсировать рост цен на ГСМ, электроэнергию и прочие ресурсы, зерно должно стоить порядка 9,5 тыс. руб./т, считает он. Если ставится задача заработать, то цена должна держаться на еще более высоком уровне. Причину нестабильности цен он видит в недостаточном спросе. «В России почти нет альтернативных рынков сбыта зерна, в частности, глубокой перера-ботки на топливный этанол», — говорит Шамаев. Например, США ежегодно производят топливо примерно из 100 млн т кукурузы. Во всех развитых странах продовольственный сектор финансируется за счет непродовольственных рынков, в первую очередь, топливного. Причем потребление в этом секторе кратно выше, чем в продовольственном.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»