Распробовали fresh

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

За три года в России построили 300 га теплиц

Тепличное овощеводство, на которое агроинвесторы долго не обращали внимания, в последние годы чаще привлекает их. Бизнесу интересны уверенно — на 5-8%/год — растущий рынок, с которого можно вытеснить импорт, господдержка и неплохая маржа (10-30%).

Объем производства овощей и зелени в теплицах промышленного типа и фермерских хозяйствах в прошлом году составил 596 тыс. т, следует из данных . Схожая оценка у консалтинговой компании — немногим более 600 тыс. т. По словам гендиректора Тамары Решетниковой, в этом году страна может произвести не менее 630-650 тыс. т тепличных овощей и зелени, то есть на 5-8% больше, чем в 2012-м.

Импорт — до 1,5 млн т

По данным ассоциации , сейчас в стране функционирует 2,15 тыс. га зимних остекленных теплиц. В 1990 году их было в два раза больше — около 4 тыс. га.

В последние три года интерес инвесторов к отрасли заметно оживился, отмечает гендиректор ассоциации Наталия Рогова: за это время были построены новые объекты примерно на 300 га. «Конечно, прогресс налицо, но этого все равно недостаточно, чтобы полностью обеспечить внутренний рынок овощной продукцией собственного производства во внесезонный период — с сентября по май, — рассказывает она. — Норма потребления овощей и зелени в это время составляет 15 кг на человека, а у нас сейчас производится всего 3,7  кг, то есть менее 30% от нормы».

Несмотря на реализацию новых проектов, объемы производства овощей в защищенном грунте пока не растут пропорционально введению мощностей, объясняет Решетникова. «Комбинаты, введенные за последние два-три года, производят продукцию, но одновременно демонтируются устаревшие теплицы, построенные в советские годы, — говорит топ-менеджер. — Они выработали свой ресурс, к тому же у большинства старых тепличных комбинатов нет возможности инвестировать в модернизацию и реконструкцию». Госпрограмма развития сельского хозяйства предполагает возведение до 2020 года 4,7 тыс. га теплиц (из них 1,7 тыс. га — пленочные, остальные из стекла). Отрасль поддержат, финансируя экономически значимые региональные программы, субсидируя проценты по кредитам и опытно-конструкторские работы — НИОКР. «Чтобы создать столько мощностей за семь лет, нужно вводить более 400 га/год, но такой возможности пока нет, — считает Рогова. — Кредитование идет очень медленно: банки долго и тщательно рассматривают тепличные проекты, поэтому выделение средств часто затягивается до двух лет». По мнению Роговой, реально можно построить более 1,5 тыс. га новых теплиц за ближайшие пять лет (2014-2018). Конкурент новых проектов — импорт. Ввоз тепличных и несезонных овощей в Россию динамично растет: за несезонный период 2012 года привезли до 800 тыс. т томатов, около 190 тыс. т огурцов и 100 тыс. т зелени. «И это не считая сладкого перца и баклажанов: они зимой в магазинах почти на 100% импортные, — добавляет Решетникова. По ее данным, общий объем ввоза тепличных и несезонных овощей достигает 1,2-1,5 млн т/год, включая неучтенный импорт. Рогова соглашается, что импорт превышает 1 млн т/год. Но отечественные производители смогут увеличивать свою долю на рынке, считает она. В ближайшие годы этому будут способствовать строительство новых теплиц, реконструкция действующих предприятий и активно растущий платежеспособный потребительский спрос.

Инвестиции: средний чек

Благодаря тому, что в последнее десятилетие появились технические и технологические решения, которые позволили решить основную для отрасли проблему низкой энергоэффективности, тепличный бизнес стал привлекательным, говорит аналитик инвесткомпании « Менеджмент» Максим Клягин. По его оценке, объем инвестиций в отрасль за последние пять лет мог составить несколько десятков миллиардов рублей. В следующие четыре-пять лет эта тенденция продолжится, и аналитик прогнозирует заметный рост отечественного производства: доля импорта может снизиться до 30%, тогда как сейчас она превышает 50%. «За счет расширения внутреннего производства, если оно будет оставаться конкурентоспособным, этот сегмент может еще долго расти высокими темпами», — добавляет аналитик. Тепличные комплексы — капиталоемкие предприятия. По данным опрошенных «Агроинвестором» экспертов, стоимость строительства новых мощностей колеблется от 65 млн руб. до 120 млн руб. на гектар. Это если не нужно строить инфраструктуру. Когда строится еще и она, то инвестиции вырастают минимум до 120-150 млн руб./га, а по данным «Тепличных технологий», — даже до 200 млн руб./га. Окупаются вложения не менее чем за восемь-десять лет. На срок возврата денег и текущую маржу влияют в первую очередь затраты на обслуживающую объекты инфраструктуру. «В некоторых регионах — например Белгородской области — софинансируют строительство дорог, проведение электросетей, воды и т. д., — говорит Решетникова. — Но большинству инвесторов приходится все строить самим. Возвратность вложений зависит и от мощности: так, инвестиции в комплекс на 10-20 га окупятся минимум за семь-девять лет. Чем крупнее проект, тем ниже переменные издержки, указывает Клягин. Рентабельность в секторе сейчас находится на уровне 10-15% и выше, говорит он. Доходность может составлять до 30%, знает гендиректор компании «Тепличные технологии» Владимир Цанава. Еще стоимость проектов зависит от технологического оборудования, региона реализации проекта и стратегии продаж, добавляет он. Цанава называет относительно небольшой срок окупаемости объектов — «не менее пяти-шести лет». Однако если государство возмещает затраты на строительство и подключение сетевых объектов (газ, вода, электричество), то вернуть вложенные средства можно и за более короткий срок, уверяет он.

Риски

Один из главных рисков тепличных проектов, по мнению Решетниковой из «Технологий Роста», — отсутствие у участников рынка собственных источников финансирования и недофинансирование проектов при их кредитовании. «Все они реализуются на заемные средства, — говорит она. — А банки пока неохотно выделяют кредиты под теплицы». Строительство крупных промышленных теплиц требует вложений десятков миллионов долларов, подтверждает Клягин, поэтому инвесторам нужны длинные дешевые деньги: кредиты на срок от десяти лет и по ставкам, «близким к уровням развитых рынков». В России таких денег нет. Нет и специалистов, способных работать на новейших предприятиях и профессионально управлять ими. «В России отсутствует вуз, который обучал бы специалистов овощеводства закрытого грунта, — сетует Решетникова. — Знаний агронома по овощеводству в открытом грунте недостаточно для работы в современном тепличном комплексе. Поэтому ключевые сотрудники буквально на вес золота. Часто их приглашают из-за границы». С персоналом тоже проблема. Главное требование работы в современных высокотехнологичных теплицах — не просто знание, а пунктуальное выполнение всех производственных процессов. «У нас же люди часто не очень дисциплинированы, что может приводить к серьезным последствиям, сбоям производства», — конста-тирует Решетникова. В этом смысле у старых тепличных комплексов более выгодное положение — им не нужно заново формировать коллектив и менеджмент, у персонала есть многолетний опыт работы, а менеджмент владеет отраслевыми компетенциями.

Клягин относит к рискам тепличного производства еще и проблему дистрибуции. «Выигрывают проекты, интегрированные в более крупные бизнесы — такие как «Магнит», — рассказывает он. — Это диверсификация: сами производят овощи и сами их продают». Тем, у кого нет своих каналов продаж, приходится самостоятельно решать этот вопрос. Впрочем, спрос на фрэш-овощи большой, он растет, и риск не реализовать продукцию намного меньше, чем остальные, резюмирует Клягин.

Старое и новое

Сейчас основные производители овощей закрытого грунта — старые стеклобетонные теплицы, которые быстро разрушаются. «Себестоимость производства на таких предприятиях неоправданно высока: из-за низкой энергоэффективности оборудования, конструкций и технологий на выращивание овощей и цветов в холодное время года тратится огромное число киловатт-часов, — рассказывает Решетникова. — По-этому у новых проектов в этом плане явное конкурентное преимущество».

Часть действующих предприятий реконструируются и меняют оборудование. Реконструкцию проходят такие крупные производители, как комбинаты «Горьковский» (Нижегородская область) и «Майский» (Татарстан). Первый полностью перестроил свои теплицы (более 15 га), а второй из почти 50 га обновил половину. Но такие проекты не меняют общей картины: старые теплицы быстро выходят из строя, а новые еще не могут покрыть растущий внутренний спрос. Сейчас в отрасли активны инвестиционные компании «Столичные овощи» и «», запускающие проекты в нескольких регионах. «Но, пожалуй, самые амбициозные планы у Белгородской области, — говорит Решетникова. — Регион ведет переговоры и разрабатывает бизнес-планы с разными инвесторами, предполагая построить около 500 га новых теплиц. Обл-администрация планирует оказывать им максимальную поддержку». По словам главы Департамента стратегического развития Белгородской области Сергея Юдина, новые мощности разместят на 25-30 площадках. К 2017 году теплицы региона должны производить примерно 420 тыс. т овощей (в основном томаты и огурцы) почти на 22 млрд руб. В проект, по оценке белгородских властей, необходимо инвестировать почти 52 млрд руб. с учетом оборотного капитала. Реализовать планы, по данным Юдина, могут пять-семь ключевых игроков агробизнеса — главным образом агрохолдинги и компании с собственной теплоэнергией (в том числе свиноводы). Главное препятствие для инвесторов — срок окупаемости на уровне девяти лет, однако правительство обещает компаниям налоговые льготы, специальные тарифы на электроэнергию и другую поддержку, что может ускорить возврат средств до шести лет. Решение о развитии овощеводства правительство области приняло в 2010 году и записало в стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года. А меры поддержки отрасли внесены в областную программу производства овощей защищенного грунта на 2013-2015 годы. Она предусматривает реконструкцию, строительство и ввод в эксплуатацию 94,6 га теплиц, из них 82,6 га новых. По планам чиновников, это позволит производить к 2016 году более 44 тыс. т овощей закрытого грунта — в 6,4 раза больше, чем в 2011-м. Один из первых проектов — «Теплицы Белогорья»: проект на 27 га стоимостью 5,2 млрд руб. Летом этого года предприятие запустило первую очередь и начало строительство второй. После выхода на проектную мощность в 2014 году компания будет производить 5,7 тыс. т огурцов, 1,2 млн т салатов и почти 2 тыс. т томатов. Еще один инвестор в белгородское овощеводство — московская компания «МедиаПлюс», учредившая сельхозпредприятие «АгроМир». Объем ее вложений оценивается в 6,6 млрд руб. В этом году компания должна ввести первые 11 га теплиц. В начале 2016 года комплекс выйдет на полную мощность — 37-39 тыс. т овощей.

Ритейл идет в теплицы

Отличие тепличного овощеводства от производства овощей в открытом грунте — возможность применения новых технологий и интенсивное выращивание. «Кроме того, в теплице урожай защищен от климатических рисков, что позволяет повышать и контролировать урожайность, поддерживать стабильное качество и сбыт, — комментирует Решетникова из “Технологий Роста”. — Последние два фактора особенно важны при сотрудничестве с сетевыми магазинами». Ритейлерам выгоднее продавать российскую продукцию, уверен Клягин из «Финама». «Для них импортные овощи — низкомаржинальный товар из-за длинной и сложной логистики, — говорит он. — Это, кстати, одна из причин, мотивирующих такие компании экспериментировать с организацией собственного производства». «Тандер» (владеет сетью универсамов «Магнит») три года назад заявил о намерении построить собственное тепличное производство. Компания подписала соглашение с администрациями Краснодарского края и Динского района. Более чем на 100 га планируется строительство 24 тепличных блоков. Проект реализует «дочка» «Тандера» — тепличный комплекс «Зеленая линия». После выхода на проектную мощность предприятие сможет поставлять магазинам «Магнита» 37 тыс. т томатов и 30 тыс. т огурцов в год. Однако даже такой объем сможет закрыть только 60% потребностей сети, говорил ранее основной владелец «Тандера» Сергей Галицкий.

Белгородский оператор оптовой торговли «Добрыня-продукт», совладельцами которого считаются семья Фуглаевых и гендиректор холдинга «» Геннадий Бобрицкий, инвестирует в строительство 14 га теплиц 2,1 млрд руб. Проект производства 11 тыс. т овощей планируется запустить в этом году, писал ранее «Коммерсантъ». Предприятие будет производить огурцы, томаты и рассаду. Ежегодная выручка, по расчетам компании, составит около 600 млн руб. Два года назад «Добрыня» ввел в регионе логистический центр («Белгородская овощная база») по переработке овощей и фруктов емкостью хранения примерно 7 тыс. т. Объем инвестиций составил порядка 300 млн руб.

Активность инвесторов

Компания «Агро-Ком» начала строительство своего тепличного комплекса в Кабардино-Балкарии в 2008 году. Проект на 100 га мощностью производства более 67 тыс. т/год томатов оценивается в 5,5 млрд руб. Сейчас работает первая очередь (20 га). До 2015 года планируется построить несколько тепличных комплексов общей площадью 100 га в других районах республики. В них будут выращивать более 100 тыс. т/год овощей. «Липецкагро» (принадлежит «ГринИнвест») возводит комбинат в Липецкой области. Он разместится на 34 га и будет стоить 3,5 млрд руб. На полную проектную мощность — около 20 тыс. т/год овощей — комбинат выйдет в 2016 году. Инвесторы проекта — столичные НПФ «Фито» и «Тепличные технологии». Как ранее рассказывал их представитель Дмитрий Лашин, на которого ссылался «Коммерсантъ», тепличный комбинат строится в три очереди. Первую планируется запустить в конце этого года, вторую и третью — по 11,5 га — введут к 2016-му. Строительство первой очереди (7,4 га) тепличного комплекса на 19 га планирует начать в Ростовской области компания «Донская усадьба». Производить овощи компания рассчитывает с 2015 года. По данным Минсельхозпрода региона, инвестор намерен вложить в запуск предприятия 3,2 млрд руб. В этой же области один из своих проектов сделала московская «». Тепличный комплекс (16 га) стоимостью 2,1 млрд руб. построен в Неклиновском районе. Его производственная мощность — 10 тыс. т овощей и зелени в год. Кроме него, «» владеет тепличными комбинатами «Ростовский», «Новомосковский» в Тульской области и «Агаповский» — в Челябинской. Последний в конце прошлого года заявил о расширении производственных мощностей. По сообщению пресс-службы Минсельхоза Челябинской области, в новые теплицы будет вложено более 1,3 млрд руб. Их запуск намечен на четвертый квартал этого года.

Тепличный комплекс за 2,8 млрд руб. в Пермском крае строит «ИнтеллектАгро» (принадлежит группе «Риал»). На 16 га планируется выращивать до 12 тыс. т огурцов, 1,8 тыс. т томатов и 1,44 млн зеленных агрокультур в год. Крупный, 52 га, проект на 40 тыс. т/год овощей с инвестициями 8 млрд руб. — агрокомплекс «Волжский» — реализуется в Волгоградской области. Его финансирует . Первая очередь должна быть сдана в эксплуатацию в этом году. Кроме теплиц, бизнес инвестирует в переработку и логистику. Холдинг «Столичные овощи», принадлежащий бывшему вице-губернатору Сахалинской области Борису Горкунову, на рынке несколько лет. Сейчас он инвестирует 2,5 млрд руб. в строительство логистического комплекса емкостью хранения 70 тыс. т овощей с собственной переработкой. Он разместится на площадке принадлежащего холдингу «Новосибирского тепличного комбината». Новое предприятие строят на 96 га, рядом большая транспортная артерия — федеральная трасса Новосибирск — Омск. Большую часть овощей будут поставлять аграрии Новосибирской области. Сейчас «Новосибирский» производит 10 тыс. т/год овощей и листовой зелени на 17,2 га.По мнению Роговой из ассоциации , размещать новые мощности лучше вблизи крупных городов населением, превышающим 500 тыс. человек. «Например, огурец должен попасть на стол потребителя в течение максимум пяти дней после сбора, тогда он полезен, а потом в нем начинают развиваться гнилостные бактерии, — рассказывает она. — Огурцы из Ирана или Турции доставляются до магазина дней десять и даже больше. Есть такой продукт в принципе нельзя». Оперативная доставка потребителю — конкурентное преимущество российских овощей, подчеркивает Рогова.

Имеет смысл строить теплицы замкнутого цикла не менее чем на 4 га, рекомендует Владимир Цанава из «Тепличных технологий». А промышленный комбинат, по стандартам тепличного производства, должен занимать больше 8 га.

Китайская проблема

Серьезной проблемой для развития отрасли ассоциация «Теплицы России» считает конкуренцию китайской продукции, произведенной в разных регионах страны в примитивных пленочных теплицах. «Хотелось бы полностью искоренить такие производства, — говорит Рогова. — Тем более что там применяются не разрешенные для использования в защищенном грунте агрохимикаты. Такая продукция дискредитирует отрасль, и потом, она просто опасна для употребления в пищу».

Износ теплиц — 90%

Премьер-министр Дмитрий Медведев предлагает увеличить производство тепличных овощей минимум в два раза к 2020 году. По его словам, в России через семь лет должны выращивать 1,1 млн т/год (сейчас — 600 тыс. т/ год) овощей. При этом мощности теплиц должны вырасти до 3 тыс. га против нынешних примерно 2 тыс. га. «Задача непростая, особенно с учетом того, что большинство теплиц в значительной мере устарело. Износ по-разному можно считать, но он доходит до 90%", — уточнял премьер, добавляя, что их нельзя считать эффективными, так как эти предприятия тратят много электроэнергии и воды.

На три категории

делятся промышленные теплицы: малые (до 10 га), средние (10-20 га) и крупные (больше 20 га). Чаще всего строят средние.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»