Журнал «Агроинвестор»
Как производители мясных продуктов зарабатывают и выживают
Маржинальность производства мясных продуктов, особенно в сравнении с доходностью выращивания скота и птицы, в последние годы была условной — 3-5%, да и то у немногих современных либо крупных предприятий. Падение цен на мясо, начавшееся в прошлом году, снижение импортного тарифа и его обнуление при ввозе живых свиней дают перерабатывающим компаниям шанс увеличить рентабельность.
В последние несколько лет маржа мясопереработки была чрезвычайно низкой даже на современных предприятиях — в среднем 3-5%, при этом производители сырья, свиноводы, получали 25-40%, сравнивает руководитель информационно-аналитической группы мясокомбината «Останкино» Андрей Дальнов. По данным годовых отчетов «Черкизово», за 2007 год маржа компании в мясопереработке составила 7% против 23% в птицеводстве и 33% в свиноводстве. Примерно на таком уровне она держалась несколько лет, лишь в прошлом году достигнув 9%.
Сырьевая зависимость
В 1990-е годы мясоперерабатывающая промышленность сильно зависела от ввозного сырья, поскольку сельское хозяйство было в упадке. На рынке готовой мясной продукции тоже преобладал импорт. С середины прошлого десятилетия государство начало поддерживать агропроизводителей, в том числе увеличило таможенно-тарифную защиту мясного рынка. С 2006 года ввозная пошлина на внеквотную свинину и мясо птицы составляла 60%, с 2009 года ставки были увеличены до 75% и 95%. В то же время правительство не уделяло внимания сектору переработки. Рост производства скота и птицы во время действия нацпроекта и первой госпрограммы опережал темпы развития перерабатывающих предприятий. На каком-то этапе неразвитость и технологическая отсталость индустрии переработки начала тормозить рост мясо-сырьевых производств, особенно небольших региональных. По словам гендиректора ростовского мясокомбината «Новочеркасский» Любови Акулович, очень много инициатив и программ сельхозпроизводителей в итоге не были реализованы, потому что некуда было сдавать выращенный скот: из 18 существовавших в советское время местных предприятий сейчас продолжают работу только три. Кроме того, переработчики были вынуждены работать на дорожающем из года в год сырье: отечественное по цене несравнимо с ввозным, а импорт зарубежного после введения квот в 2003 году постоянно снижался. По оценке президента Мясного союза России Мушега Мамиконяна, внутренняя цена отечественной свинины оказалась на 30-50% выше европейской: при себестоимости 50-70 руб./кг в прошлом году живые свиньи стоили более 90 руб./кг. «Даже в 1990-е годы было легче, чем в период быстрого роста цен (2009-й — второе полугодие 2012 года)», — сетует гендиректор калужского «Обнинского колбасного завода» Анатолий Косинский. Предприятия регионального уровня уходят с рынка все последние годы. Только в Калужской области, по словам предпринимателя, их закрылось пять. А недавно обанкротился «Калужский мясокомбинат»: сумма его долгов доросла до 1,2 млрд руб., и завод выставили на продажу. Косинский создал свое производство в 1994 году и сейчас производит 10-15 т продукции в смену. Он говорит, что пока выдерживает конкуренцию, но вести рентабельный мясной бизнес все сложнее.
По словам Мамиконяна, особенно трудно работать в среднем и эконом-сегментах. «В последние пять лет здесь не стало рентабельности либо она была депрессивной», — отмечает он. Маржа переработки снижалась год от года, признает замгендиректора «Великолукского агропромышленного комплекса» Псковской области Алексей Черенков. «По некоторым позициям в последние годы приходилось работать с нулевой и даже минусовой доходностью, в том числе чтобы удержаться на рынке», — делится он. Рентабельными оставались предприятия с высокой бренд-маржей, локальные лидеры (например, «Продо») или выпускающие очень большие объемы (такие, как «Останкинcкий» мясокомбинат — от 15 тыс. т/мес.). «Динамика стоимости брендированных позиций в мясопереработке гораздо более предсказуема в среднесрочной перспективе, чем цены на массовые продукты — полутуши и мясо в живом весе», — поясняет Дальнов из «Останкинского». После вступления России в ВТО (август 2012 года) цены на свинину начали снижаться. Отдельные переработчики смогли выйти в плюс, увеличив маржу на несколько процентов. Но это мало кому помогло: тогда же из-за неурожая подорожало зерно, а снижение импортных пошлин привело к наращиванию ввоза мясопродуктов. И потом, за предыдущие годы у мясокомбинатов накопилось много проблем, решение которых нивелировало прибавку доходности, констатирует Косинский: «Нужно было повысить зарплаты, обновить транспортный парк
Диверсифицируют бизнес
Волатильность цен сырья мотивирует переработчиков заниматься агробизнесом, особенно лидеров рынка: «Останкино», «Черкизово», «Микояновский мясокомбинат» давно инвестируют в животноводство. «Крупное промышленное предприятие без глубокой переработки мяса — уже скорее исключение, чем правило», — замечает Мамиконян. Средние игроки тоже идут в свиноводство. «Мортадель», по словам владельца компании Николая Агурбаша, за последние семь лет вложил 5 млрд руб. в свой агропроект: свинокомплекс на 140 тыс. животных, убойный и комбикормовый заводы, 6 тыс. га земли под растениеводство. Во время прошлогоднего кризиса на рынке свинины комплекс шесть месяцев был убыточным, рассказывает Агурбаш. Убытки закрывали за счет колбасного производства, рентабельность которого примерно 6%. Предприятие производит 50 т продукции в сутки, его проектная мощность в два раза больше. «Великолукский агропромышленный комплекс» два года назад тоже начал развивать свиноводство. Сейчас на откорме 300 тыс. животных, в перспективе планируется увеличить поголовье на 400-500 тыс. За счет комплекса удается обеспечить свои мощности свининой на 80%. Желание обеспечивать себя сырьем связано не только с нестабильными ценами на отруба для переработки, но и с периодами их дефицита, рассказывает Черенков. К тому же часть сырья (бескостные отруба) приходится закупать в Германии и Бельгии: предложения российских поставщиков не всегда устраивают компанию по качеству. «Наращивание своего поголовья свиней позволит нам полностью отказаться от импорта», — рассчитывает Черенков. На рынок переработки в последнее время активно выходят производители сырья: большинство крупных животноводческих инвестпроектов предполагает строительство убойных и разделочных цехов, заводов по производству полуфабрикатов и готовых мясных продуктов. Однако вовсе необязательно всем, кто разводит свиней, делать из них колбасу или котлеты, замечает Мамиконян. Тем более что для успешных продаж нужна грамотная маркетинговая политика, а с этим у производителей проблемы: многие предприятия пытаются работать сразу во всех ценовых сегментах. «Это создает путаницу в восприятии у покупателей, — уверен Косинский из «Обнинского». — Разброс качества разных наименований продукции при одном общем бренде — распространенная ошибка мясокомбинатов».
Конкуренция за полку
Конкуренция на рынке готовой продукции становится все жестче, в том числе за счет активности сельхозпредприятий, запускающих перерабатывающие мощности. Основными преимуществами игроков становятся известность брендов и эффективность каналов дистрибуции. «Сегодня проблемы переработчиков — на 80% из сферы продаж», — утверждает гендиректор группы «Останкино» Михаил Попов. По его мнению, причина низкой рентабельности переработки — именно в необходимости конкурировать за место на полке. Потребители все чаще формируют спрос на относительно дорогой и качественный продукт, это еще один тренд рынка переработки. По наблюдениям Черенкова из «Великолукского», за последние пять-семь лет увеличился спрос на продукты, близкие к премиум-сегменту. Это заставляет производителей повышать их долю в ассортименте, делать ставку на натуральность. Например, «Черкизово» снизило долю низкомаржинальных продуктов, сократив общий объем производства на 12%, и увеличила прибыль за счет высокомаржинальной линейки более чем в два раза, следует из отчета компании за 2012 год.
Большая часть участников рынка с заметными объемами производства работают в среднем ценовом сегменте и «средний плюс», но при этом все стремятся запускать премиальные бренды. «Юбилейный» в мае презентовал марку «Барьево», которую позиционирует в сегменте «средний плюс — премиум». Ее создание заняло полтора года и потребовало 50 млн руб. инвестиций в изучение рынка, покупку оборудования и маркетинг, рассказывает Мамонтов.
Часть перерабатывающих предприятий ставят на традиции: сохраняют советские марки и производят продукцию, выработанную по ГОСТам. «Великолукский» запустил большую линейку сырокопченых и вареных колбас, ветчин в целлюлозной оболочке — их комбинат производил в советские годы, и сейчас бренд сохраняется. Производители стремятся к натуральности, ориентируясь на сети экологически чистых продуктов, производят мясные изделия без Е-ингредиентов, выпускают особые серии с минимальной жирностью для детского питания
Какие перспективы «Великолукский» ежемесячно реализует 4 тыс. т продуктов глубокой переработки мяса. Предприятие не планирует увеличивать объемы производства: сейчас у переработчиков нет перспективы повысить прибыль, убежден Черенков, можно лишь сохранить ее на нынешнем уровне, но даже это сложно. Он также ожидает увеличения себестоимости. «Курсы евро и доллара растут, поэтому возможно подорожание [импортных] ингредиентов и вспомогательных материалов — в первую очередь, натуральной оболочки (говяжьей синюги)», — поясняет он. Тем не менее, комбинат будет инвестировать в развитие: в 2014 году начнет строить холодильный цех емкостью 7 тыс. т сырья, цех убоя (300-350 свиней в час) с возможностью стопроцентной разделки и упаковки. Инвестиции, по предварительной оценке, составят €18 млн.
Любовь Акулович из «Новочеркасского» ставит перед своим предприятием задачу нарастить финансовый оборот или частично перепрофилировать производство. «Например, сузить ассортимент, выбрав наиболее маржинальные позиции — скажем, кулинарию, — отказавшись от колбасы и полуфабрикатов», — поясняет она. Цель — хотя бы сохранить производство на нынешнем уровне (мощности и так загружены только на 47%). «Мы занимаем выжидательную позицию, в том числе из-за последствий вступления в ВТО, — говорит Акулович. — Развиваться трудно, ведь рентабельность в лучшем случае 4-5%, а кредит можно взять под 16-18%».Дальнов из «Останкинского» не сомневается, что как бы ни развивалась ситуация в отрасли, неизбежна ее консолидация. Сейчас на топ-8 крупнейших игроков (см. инфографику «Неразделенный рынок») приходится меньше 30% рынка. По его словам, из примерно тысячи мясоперерабатывающих компаний России лишь 3-4% — по-настоящему крупные, с объемами производства от 10 тыс. т/год. Малым и средним предприятиям, специализирующимся только на переработке, придется покинуть рынок либо уйти в ниши эко/биопродукции, фермерской, «кошерной», «халяльной» и прочих. На рынке хороший потенциал для укрупнения, неизбежен дрейф крупнейших холдингов к большим объемам забоя, считает Дальнов. Несмотря на все сложности, пока ситуация на рынке стабильна, российский производитель твердо доминирует, а производство держится примерно на уровне роста оборота розничной торговли, говорит Дальнов. Дальнейшие перспективы будут зависеть от макроэкономической ситуации. «Логично прогнозировать стабилизацию или незначительный — до 2% — рост производства колбасных изделий в 2014—2015 годах, — добавляет он. — Приток импорта может добавить примерно 1-2% потребления». По словам аналитика агентства «Имит» Сергея Чернышова, мясопереработка вскоре сможет привлечь внимание независимых инвесторов, так как после снижения тарифной защиты появляется возможность использовать в качестве сырья дешевых по сравнению с российскими живых свиней из Европы. Их импорт теперь беспошлинный. Сейчас, правда, действует временный ветеринарный запрет на их поставку из большинства европейских стран. «Но после снятия запрета совершенно ожидаемо в Россию, особенно в СЗФО, может хлынуть поток «живка», — думает аналитик. — Это может стать новым толчком для развития мясоперерабатывающей промышленности».
Переработчиков поддержат
С этого года переработчиков будут поддерживать, субсидируя инвесткредиты. Согласно Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности России до 2020 года, за восемь лет планируется привлечь в мясную промышленность 99,15 млрд руб. инвестиций. Доля российского производства мяса и мясопродуктов в общих ресурсах должна увеличиться до 88,3%
Мало боен
По оценке Мясного союза России, на рынке острая нехватка убойных мощностей (30-40% от потребности). А из существующих боен только 10-20% можно назвать эффективными и конкурентоспособными. Остальные требуют модернизации, поскольку они слишком энергоемки и не соответствуют современным стандартам.