Уронили маржу

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Рентабельность птицеводства упала до 3-4%. Но рост производства все равно продолжится

С 2005 года производство мяса птицы в стране выросло в 2,5 раза. Сектор работал с 10-12%-й рентабельностью и ежегодно прирастал на 15%. В прошлом году вступление страны в ВТО и двукратный рост цен на зерно поставили участников рынка в сложную ситуацию. Чтобы не потерять 300 млрд руб. вложенных в отрасль средств, производителям яйца и мяса птицы нужны новые инвестиции и меры господдержки, в том числе выплаты на поддержание доходности, пишет автор этой статьи.

Господдержка инвестиционной деятельности за семь лет реализации нацпроекта «Развитие АПК» и первой госпрограммы способствовала привлечению в птицеводство более 300 млрд руб. кредитов (график «Хорошо вложились»). На них построено, реконструировано и модернизировано более 400 объектов. Создано 17 новых предприятий с общим объемом производства 1 млн т мяса птицы в год и более 40 тысячами рабочих мест.

Снизили рентабельность

При этом птицеводство остается самой энергоемкой и чувствительной к стоимости кормов отраслью.

Во-первых, цыплят в первые дни после вывода кормят только высококачественными, а следовательно, дорогими кормами (примерно на 45-50% дороже комбикорма для взрослой птицы). Во-вторых, в птицеводстве используются наиболее дорогие по сравнению с другими видами сельхозживотных концентрированные корма на основе пшеницы, кукурузы, соевого и подсолнечного шротов.

За последние семь лет корма для несушек подорожали на 90%. Один из стресс-факторов — нестабильность цен на зерно, основной компонент комбикормов. В период активного развития отрасли и, соответственно, привлечения заемных средств они резко повышались два раза — в 2008 и 2010 годах. Прошлый год принес сектору новые сложности. Зерновые урожая 2012 года со второго полугодия вновь серьезно подорожали — почти в два раза по сравнению с 2011-м. Дополнительные затраты отрасли на корма в июле-декабре 2012 года составили около 16 млрд руб. (из них у производителей мяса — 11,1 млрд руб., яйца — 4,7 млрд руб.), в первом полугодии 2013-го они превысили 25 млрд руб. (17,3 млрд руб. и 8,4 млрд руб.).

Недешево обходятся энергоресурсы. Электро-энергия за семь лет стала дороже в 3,4 раза, дизельное топливо и бензин — в 2,5 и 3,2 раза. В то же время отпускные цены производителей мяса бройлеров выросли на 28%, яиц — на 59%. Таким образом, птицеводы не имеют возможности компенсировать рост затрат выручкой от реализации. Тем более что себестоимость мяса птицы уже достигает 75-78 руб./кг, а отпускная цена в среднем составляет чуть более 75 руб./кг (2012 год). На всех уровнях мы доказываем, что птицеводство в последние годы, за счет собственной незаработанной прибыли, фактически помогает сдерживать инфляцию: цены на нашу продукцию остаются примерно на одном уровне (см. график «Сколько стоит бройлер»). Рентабельность же сектора мясного птицеводства снизилась с 17% в 2005 году до 4% в 2012-м, а яичного за это же время — с 19% до 3% (подробные показатели — в таблице «Доход в процентах»). Кредиторская задолженность птицеводческих предприятий мясного направления уже оценивается в 200 млрд руб., а прибыль 2011 года была всего около 19 млрд руб. На обслуживание и возврат кредитов теперь приходится 3 руб. в [себестоимости] каждого килограмма мяса птицы. Аналогичная ситуация и в яичном производстве.

Карта рынка

Стабильный прирост производства, обеспечивавший к моменту вступления России в ВТО потребность рынка в птицеводческой продукции, позволил сектору получить сравнительно льготные таможенно-тарифные условия по сравнению с другими отраслями животноводства. Действующий порядок поставок мяса птицы был сохранен (объем квоты — 330 тыс. т, таможенные пошлины по квоте — 25%, сверх нее — 80%). Срок окончания режима тарифного квотирования при импорте мяса птицы не обозначен [это может означать возможность сохранения данной меры поддержки после 2020 года — «АИ»].

Не совсем выгодные условия были установлены для производителей свинины и говядины. Пошлина на живых свиней снижена с 40% до 5%, на свиные субпродукты — с 25% до 15%. Учитывая, что рынок мяса является единым, а объемы производства и цено-образование в разных его секторах взаимно влияют друг на друга, импорт дешевой свинины и падение цен на отечественную продукцию, связанные с вступлением в ВТО, снизили отпускную цену в том числе на мясо птицы. На ряде крупных предприятий снижение составило 15-20%. По оперативной информации , большинство птицефабрик в первом квартале 2013 года работали с убытком. При этом розничная цена на курятину в торговых сетях не уменьшилась.

В таких условиях многие птицекомплексы из-за нехватки оборотных средств вынуждены пойти на сокращение объемов закладки яиц на инкубацию. По данным , на 1 мая в 31 регионе снизилась численность птицы, в 27 — объемы производства мяса бройлеров, в 36 — производства яиц. Сокращается темп роста производства мяса птицы в целом по стране. Если в январе он составил 38,6 тыс. т по сравнению с тем же периодом прошлого года, то в марте — только 23 тыс. т, в апреле немного восстановился — до 32 тыс. т. За четыре месяца в России уменьшилось и производство яиц — на 145 млн шт., и эта тенденция сохраняется.

Мы опасаемся, что сокращение объемов производства может привести к увеличению импорта (то есть потере птицеводами части рынка), сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности. Однако в этом году план по увеличению объемов производства мяса птицы все-таки будет выполнен. Рост станет возможным благодаря продолжающим реализовываться инвестпроектам предприятий из Челябинской, Курской, Ленинградской, Брянской, Самарской и некоторых других областей. Прирост в производстве яиц тоже продолжится, а обеспечат его птицефабрики Ленинградской и Воронежской областей, Красноярского края, Мордовии и Татарстана. В 2013—2020 годах запланирована также реализация инвестиционных проектов в Башкортостане, Липецкой, Самарской, Брянской, Курской, Калужской, Калининградской областях (см. таблицу «Новые проекты»). При стабильном финансовом положении отрасли эти производства могут дать основной прирост мяса птицы, общий объем которого по стране оценивается в 0,8-1 млн т за семь лет.

Как поддержать сектор

Учитывая относительно низкую стоимость птицеводческой продукции, мясо птицы и яйцо являются наиболее доступными белковыми продуктами животноводства, что определяет их социальную значимость. К тому же доля птицы при производстве колбасных изделий мясоперерабатывающими предприятиями сейчас доходит до 45-50%, что, в свою очередь, обеспечивает конкурентоспособность готовой мясной продукции. Для сохранения такой тенденции необходимо наращивание производства мяса птицы, в том числе для его использования переработчиками. К 2020 году производство должно составить 30 кг курятины на человека.

Сохранить достигнутые уровни производства, дать птицеводам возможность восстановить доходность и продолжить развитие помогут ряд мер [принятие которых лоббирует ]. В 2013 году необходимо предусмотреть компенсацию птицеводческим предприятиям части затрат на корма из расчета не менее 5 руб./кг живого веса и 2 руб./10 яиц, реализованных в первом полугодии. Мы также предлагаем внести изменения в госпрограмму на 2013-2020 годы. Первое предусматривает возмещение части затрат на проценты по кредитам, срок которых с учетом пролонгации превышает восемь лет. Второе — фиксированный размер возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам из региональных бюджетов. Третье — компенсация процентов по инвестиционным кредитам, полученным после 1 января 2015 года на реконструкцию и модернизацию птицефабрик, строительство объектов птицеводства в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Также будем добиваться выделения птицекомплексам мясного и яичного направления средств на поддержание доходности, то есть так называемой несвязанной поддержки, с 2014 года.

Автор — президент . Статья написана специально для «Агроинвестора» и основана на выступлении на XI летней федеральной конференции с международным участием «АГРОХОЛДИНГИ РОССИИ» (июнь 2013 года).

Комментарий

Альберт Давлеев
Вице-президент Международной программы развития птицеводства — UIPDP

Автор статьи верно уловил нынешние и будущие тенденции рынка птицы. От себя хотел бы добавить три важных момента.
Во-первых, в линейку эффективности разных видов животноводческой продукции после яйца следует добавить индейку. По объемам производства она не уступает баранине и является одним из наиболее привлекательных для инвестиций направлений животноводства.
Во-вторых, экспортный потенциал российских птицеводов определяется не объемами производства, а ценами на продукт. В последнее время цены на мясо птицы в США и Бразилии, которые производят 75% мировых объемов курятины, достигли рекордно высоких значений за последние 15 лет. Этот рост, очевидно, продолжится, что хорошо для нас — при незначительных возможностях сокращения себестоимости укрепление цен на глобальном рынке позволяет нашим компаниям быть конкурентоспособнее. Увеличение производства и глубины переработки приведут к тому, что на отечественном рынке вырастет предложение обрезков и неиспользуемых в России дешевых частей — таких как лапы и крылья. В США крыло стоит около $4/кг, у нас (на складах предприятий) — до $2/кг. Если все это было бы правильно переработано, красиво упаковано и соответствовало санитарно-ветеринарным требованиям стран-покупателей, российские птицеводы могли бы уже сейчас активно торговать крылом. Нашими покупателями могли бы стать страны Африки и Азии, а отборного крыла — даже США. Третье — господдержка. С одной стороны, помощь государства развращает бизнес: всегда есть соблазн получить компенсацию, а значит, меньше стимулов повышать эффективность. Но без компенсаций многие разоряются, однако выживают те, кто может контролировать себестоимость. Неликвидные активы покупают сильные производители, которые затем вводят на этих фабриках высокоэффективные технологии. С другой стороны, я бы не сбрасывал со счетов возможность господдержки: по правилам ВТО она предусмотрена, в бюджете есть деньги — почему нет? Весь мир поддерживает своих птицеводов, выплачивая им различные субсидии. Но я считаю оправданной только адресную поддержку, когда госсредства имеют лишь эффективные компании.

Что в будущем

Главная дилемма будущего — бурный и неравномерный рост численности населения Земли. По экспертным оценкам, оно вырастет с 7 млрд человек в 2010 году до 9 млрд — к 2050-му. Для обеспечения такого количества людей протеиновым питанием ежегодное производство мяса всех видов за этот период должно вырасти с 291 млн т до 465 млн т, а молока — с 580 млн т до 1043 млн т.
Динамика роста производства разных видов мяса при этом будет весьма неравномерной. По статданным прошлых лет прослеживается мировая тенденция увеличения доли мяса птицы в общих мясных ресурсах. С 1990 по 2011 годы оно по объемам производства вытеснило со второго места говядину, а его доля в мировых ресурсах выросла с 22,8% до 34,2%. А вот доли остальных видов мяса снизились. В дальнейшем этот тренд продолжится и укрепится.
Также прогнозируются значительные изменения в географическом распределении производства продуктов животноводства. Если в развитых странах (Японии, Нидерландах, Франции, Бельгии, Италии, Испании и т. д.) ожидается небольшое, но равномерное увеличение, то в развивающихся (Китае, Аргентине, Мексике, Индии, Нигерии, Замбии) валовый прирост будет бодрым и даже скачкообразным. Показательна динамика Бразилии. Объемы производства мяса птицы в этой стране за 10 лет (с 2012-го) вырастут почти на 36%, или с 13 млн т до 20,33 млн т. Причем в 2022 году Бразилия будет производить мяса птицы значительно больше, чем говядины (11,8 млн т) и свинины (4,07 млн т) вместе взятых. На карте мира сформируются новые центры производства животноводческой продукции — Латинская Америка, Азия и Африка.
Совершенно очевидно, что глобальный рост будет происходить на фоне негативных для индустрии факторов — ограниченности мировых земельных ресурсов, ухудшающейся эколо­гии, нерационального использования сельхозугодий, климати­ческих изменений, повышения постоянных затрат и т. д. В числе последних — зерно для производства кормов. Удвоение мировых цен на него с начала 2007 года было обусловлено в основном двумя факторами: ускорением роста спроса на животноводческую продукцию при невозможности достаточно быстро расширить посевной клин. Поэтому в будущем всем странам-производителям придется тщательнее планировать, какие ресурсы нужны при производстве продуктов животноводства. Так, потребность в энергии кормов для производства тонны говядины в 2,3 и 2,1 раза выше, чем для производства тонны мяса бройлеров и яиц. Это обусловливает проблему более рационального использования природных пастбищ и освоения инновационных технологий в кормлении молочного и мясного скота с максимальным удельным весом в рационах грубых и сочных кормов, сокращением доли зерновых и бобовых агрокультур (сои, пшеницы, кукурузы). В целом линейку эффективности удельного потребления энергии кормов можно выстроить следующим образом: мясо бройлеров — яйцо — свинина — молоко — говядина — баранина.

Растет экспорт

Российские производители в 2012 году экспортировали 25,3 тыс. т мяса и пищевых субпродуктов птицы (в том числе в Казахстан — 40%, в Гонконг — 40,8%, во Вьетнам — 13%, в Абхазию — 5,2%), пищевых и инкубационных яиц — 274,1 млн. В первом квартале этого года отечественные птицеводы вывезли 9,5 тыс. т курятины и 50,2 млн яиц.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»