Журнал «Агроинвестор»
Владимир Путин ставит АПК амбициозные задачи. Но выполнимые ли?
Впервые после четырехлетнего перерыва Владимир Путин зачитал послание Федеральному собранию и, как говорят политологи, задал в нем вектор на ближайшие шесть лет своего президентства. «Агроинвестор» разобрался, какой сигнал глава государства посылает аграрному бизнес-сообществу, и спросил участников рынка, что они сами для себя прочли.
Владимир Путин намерен превратить Россию, еще не полностью обеспечивающую себя основными продуктами питания и являющуюся одним из крупнейших в мире импортеров продовольствия, в глобального лидера по его поставкам на внешний рынок, следует из его выступления. «В ближайшие четыре-пять лет, — заявил президент в первом после инаугурации послании, — мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. Это открывает для нас колоссальные новые возможности».
Чему обрадовались
Депутаты Госдумы от «Единой России», которых в парламенте большинство, воодушевлены идеями Путина. «Послание пронизано мыслью о сильной России, о патриотизме», — радуется Надежда Школкина (см. также врез с ее комментарием в этой статье; цитаты Школкиной — «Бизнес-ТАСС»). «В самое ближайшее время, используя этот ресурс [Путин сказал, что у России 55% мировых плодородных земель — см. врез — «АИ»], мы должны обеспечить независимость по всем основным видам продовольствия, — вторит ей председатель комитета по аграрным вопросам Николай Панков, передавший комментарий через своего представителя. — Уверен, что наша страна станет крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. Это откроет для нас новые рынки, создаст колоссальные новые возможности по продвижению отечественных товаров».
Сейчас Россия является экспортером всего трех продуктов — зерновых (пшеница, ячмень, кукуруза), сахара и растительного масла. По остальным ей еще только предстоит обеспечить внутреннее потребление. В начале 2010 г. правительство утвердило доктрину продовольственной безопасности. В качестве критерия безопасности в ней установлены доли внутреннего производства того или иного вида продовольствия от внутреннего потребления с учетом переходящих запасов — на уровне 80-95% по основным продуктам (см. график). Эти параметры учитывает и государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.
Не обо всем сказал
Опрошенные участники рынка говорят, что Россия в принципе способна накормить другие страны. «Обеспечить внутренний рынок продовольствием за четыре-пять лет и стать экспортером вполне реально при условии государственного финансирования этой программы», — говорит Александр Жемчужников, член совета директоров агрохолдинга «Сельхозинвест» Липецкой области. По мнению председателя правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрея Даниленко, для того чтобы конкурировать в мире с дешевой продукцией стран, где сильна поддержка сельскохозяйственного сектора, нужна пропорциональная господдержка в России. Сейчас внутреннее производство молока и молочных продуктов составляет около 70% потребления (а по доктрине должно быть 90%). Объемы производства молочной продукции ежегодно увеличиваются всего на 2-3%, говорит Даниленко. А в связи с новшествами в политике субсидирования объем госпомощи с 2013 года даже уменьшается по сравнению с предыдущими периодами.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько напоминает, что свино- и птицеводству благодаря мощной господдержке удалось добиться беспрецедентного ежегодного прироста по объемам производства — в среднем на 15%. Тогда как в Бразилии производство прирастало на 9% в год. Сейчас, по данным Национальной мясной ассоциации, у нас на долю импорта свинины приходится 34% с учетом шпика, субпродуктов и живых свиней. А вот почти по всем овощам (за исключением картофеля) и фруктам наша страна входит в пятерку ведущих импортеров, говорит Рылько, хотя есть все предпосылки для того, чтобы снизить зависимость от импорта.
Россия способна накормить мир, но нужно определиться, чем, рассуждает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Это как с лесом: можно экспортировать кругляк, а можно — мебель. Можно вывозить зерно, масличные и другое сырье, а можно — продукты с высокой добавленной стоимостью (мясо птицы и свинину, в которые конвертируется зерно). Планы экспорта мяса, кстати, есть в новой госпрограмме: предусмотрено увеличение вывоза птицы к 2020 году до 400 тыс. т, а свинины — до 200 тыс. т. Экспорт зерна планируется нарастить до 30 млн т/год. «Мне кажется, появилась надежда: государство начинает догадываться, что в симфонии “Доктрина продовольственной безопасности” главные скрипки не у банков, химиков, нефтяников и РЖД, а у производителей сельхозпродукции», — делится выводами председатель совета директоров компании «Русская земля» Дмитрий Потапенко. По его словам, он услышал в послании «четко артикулированное» намерение Путина поддержать вложение средств налогоплательщиков в инфраструктуру сельских поселений и инженерную инфраструктуру агропроизводств. Речь о предложении президента использовать с 2013 года часть средств Фонда национального благосостояния для инвестирования в российские ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов. На их покупку в этом году может быть потрачено до 100 млрд руб., уточнил глава государства. «Такие проекты, как зерновая логистика — железнодорожная и портовая — являются самыми многообещающими для достижения поставленных им перед аграриями целей», — уверен Потапенко. «Полностью поддерживаю тезис о необходимости инвестиций в инфраструктуру — это верное решение», — соглашается вице-президент «Мираторга» Александр Никитин. Он приводит в пример Брянскую область, где есть хозяйства холдинга. «Мираторг» инвестирует в регион 24 млрд руб., которые будут вложены в производство — строительство ферм для КРС и бройлеров, бойни, комбикормового завода
Президент сказал о необходимости ускорить рост национальной экономики минимум на 40%: «Интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5-6% ВВП в ближайшее десятилетие». Сейчас ведомства не предвидят даже близкого к этому роста. Прогноз Минэкономразвития ждет в 2013 году 3,6% по всей экономике. Среднегодовой темп увеличения агропроизводства, заложенный в госпрограмме-2013/20, еще меньше — 2,3-2,5%. Проецируя сказанное Путиным на сельское хозяйство, можно сделать вывод, что АПК тоже дан сигнал ускориться. Почему бы и нет, тем более есть куда расти, оценивает Никитин: емкие отрасли — свинина, мясной КРС или, допустим, переработка зерна, к тому же в стране много неиспользуемых сельхозземель. Ускорение агроэкономики до 5-6% в год тоже реально, и для этого есть резервы — например, замещение экспорта сельхозпродукции своими объемами, думает Жемчужников из «Сельхозинвеста». «Но для такого развития агробизнеса необходимо упростить порядок получения длительных кредитов (до 8-10 лет), — указывает он. — Вот об этом ничего не было сказано».
В статье использованы материалы газеты «Ведомости»
Мы должны обеспечить весь мир
Надежда Школкина
Зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам
Впервые Россия ставит такие амбициозные планы в области АПК, и все условия для реализации этих грандиозных планов есть. В послании президент отметил, что 55% плодородных земель планеты находятся в России. Используя этот ресурс, мы должны не только прокормить себя, но и обеспечить экологической продукцией весь мир. В этой связи необходимо создать Агентство по продвижению российских товаров на внешние рынки, в том числе по продвижению органической сельхозпродукции, произведенной на территории России, что наиболее актуально в условиях ВТО и востребовано в Евросоюзе. [Ранее Школкина рассказывала, что законопроект об этом разработан депутатами от фракции «Единая Россия» и федеральным Минсельхозом — «АИ"].
Президент особый акцент сделал на стимулировании предпринимательской деятельности, речь шла о снижении ставок по кредитам и налоговых преференциях — это более чем актуально для села. Президент также предложил начиная с 2013 года использовать часть средств Фонда национального благосостояния для инвестирования в российские ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов: уже в 2013 году на покупку ценных бумаг может быть направлено до 100 млрд руб. Считаю, что 10% этих средств можно было бы вложить в развитие инфраструктуры села, что самым положительным образом отразилось бы на его социальном развитии.
Мы знаем, куда идем — но не знаем, как
Наталья Харитонова
Гендиректор агрокомплекса «Мансурово»
В этом послании, на мой взгляд, как и во всех предыдущих, роль агропромышленного комплекса недооценена. Сельскому хозяйству уделено немного внимания, а сам характер послания несколько декларативен и оторван от реальности. Как пример: заявление о том, что «в ближайшие четыре-пять лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания». Амбициозная задача поставлена, но о главном — за счет каких ресурсов мы сможем этого достичь, каковы пути развития — не сказано. Судя по посланию, мы знаем, к чему идем, но не знаем, как. Еще один простой пример из реалий российского агробизнеса. В декабре, когда послание уже было оглашено, все крупные и мелкие сельхозкомпании защищали бюджеты на 2013 год. Но как защищать бюджет, если государством на тот момент еще не были определены «правила игры» в следующем году? Я имею в виду порядок предоставления субсидированного топлива, удобрений, льготных кредитов…
На мой взгляд, у государства по-прежнему отсутствует оценка аграрной политики с точки зрения оптимального соотношения «затраты-результат». То есть господдержка есть, внушительные средства инвестируются в тот или иной регион либо бизнес-направление, но отсутствует понимание, какой гарантируется результат. Что касается обозначенного вектора — за 4-5 лет накормить Россию, а потом стать глобальным поставщиком пищевых продуктов, — я думаю, это нереально. Руководство страны недооценивает риски, существующие в АПК. Более того, мы не хотим говорить о проблемах. Даже если риски осознаются, то по «принципу страуса» лучше их не видеть, а прикрываться отчетами Росстата, далекими от реальности. Тем же инвесторам — российским и иностранным — нужно создать условия и честно информировать о рисках. А мы любим говорить только о плюсах — об обширном земельном фонде, о стоимости земли, которая в десятки раз ниже, чем в Европе, о плодородных почвах и прочем. Неудивительно, что инвестор, который в реальности сталкивается с отсутствием инфраструктуры, кадров, четкой политики государства, административными барьерами, чувствует себя обманутым. Поэтому без выстраивания четких и понятных памяток инвестору, без создания условий для реализации бизнес-проектов он к нам не придет. Этим нужно заниматься специально и, конечно, не в формате послания.
И последнее, о чем я не услышала в послании президента. Как человек, который работает в отрасли давно, могу сказать, что в России существует предубеждение, что сельского хозяйства просто нет. Никакой информации, никаких поводов для гордости. На мой взгляд, отрасль, кроме денег, остро нуждается в общественном внимании. А, к примеру, в Европе работать на земле престижно и почетно. У нас такого нет, и это нужно создавать с нуля. Прежде всего, это задача государства. Но вместе с тем, тот факт, что президент заговорил о сельском хозяйстве, более того — заявил о продовольственной независимости на ближайшие 4-5 лет, все это — хороший сигнал для отрасли.
Так и сказал
Послание: цитаты и факты
«На долю России приходится более чем половина плодородных земель планеты — 55%".
«Вступление России в ВТО дает возможность размещать в России производства, ориентированные не только на наш рынок, но и на экспорт».
«Стержнем нашей экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России: от доступных кредитов и стимулирующих налогов до удобных административных процедур и низкой инфляции. Это прямой практический путь к обновлению экономики, к уходу от сырьевой зависимости, потому что выгодными становятся десятки тысяч новых проектов [в том числе] в аграрном секторе».
Путин сделал акцент на стимулировании предпринимательской деятельности. Речь шла о снижении ставок по кредитам и налоговых преференциях.