Журнал «Агроинвестор»
Минсельхоз хочет изменить систему льготного кредитования сельского хозяйства — компенсировать участникам рынка часть затрат на выплату кредита (основного долга), а не процентов по нему, как это происходит сейчас. Сейчас мера носит «компенсационный характер» и способствует поддержке «банковских структур», а должна поощрять новые инвестиции и рост производственных мощностей, объяснил замглавы МСХ Дмитрий Юрьев (см. врез).
Виктор Линник
Президент агрохолдинга "Мираторг»
Такая модель значительно снижает уровень поддержки и технически трудно выполнима. Несложные подсчеты показывают, что если, к примеру, под проект КРС стоимостью 17 млрд руб. [компания развивает мясное скотоводство в Брянской обл. — «АИ»] будет дан кредит на 11 лет с компенсацией 100%, то при условии прямых субсидий — допустим, это будет 20%-я компенсация затрат на выплату основного долга — затраты заемщика будут в три раза больше суммы субсидии. Иными словами, нынешняя модель намного выгоднее той, что предлагает Минсельхоз. Мы за ее сохранение либо поиск других способов снижения стоимости кредитования.
Аркадий Исенин
Гендиректор компании "АркАгро" (Пензенская обл.)
Мне как сельхозпроизводителю нравится модель компенсации процентной ставки по кредиту. А чтобы новая была так же эффективна, как нынешняя, объем компенсации должен быть достаточно большим — минимум 30% основного долга. Вряд ли государство пойдет на такой шаг.
Константин Гозман
Гендиректор группы "Дороничи" (Кировская область)
Действующая система субсидий вполне работоспособна: прежде чем компенсировать процентную ставку, банк тщательно проверяет компании — он заинтересован, чтобы поддержку получили эффективные и платежеспособные предприятия. Вместе с тем, результативность этой меры в разных отраслях неодинакова. К примеру, в молочном животноводстве субсидирование процентной ставки сработает, только если кредит будет выдаваться на 15-20 лет: за это время проект успеет выйти на окупаемость. А когда банки не выдают таких долгосрочных кредитов, хорошей поддержкой для участников молочного рынка могли бы стать прямые субсидии [на выплату основного долга].
Роман Токарев
Финансовый директор группы "Рубеж"
Это зависит от подробностей. В целом действующая модель (компенсация ставок по кредитам) зарекомендовала себя как вполне эффективная. На мой взгляд, в инициативе Минсельхоза есть два важных момента, которые необходимо понять, чтобы оценить ее экономическую целесообразность. Во-первых, мы должны понимать, какой будет сумма компенсации, или процентная доля от объема инвестиционных затрат. Здесь, кстати, возникает вопрос: МСХ имеет в виду компенсацию только кредитных средств или еще и собственных? Ведь их соотношение в разных проектах неодинаково. Во-вторых, важно, когда может быть выплачена компенсация, так как деньги сегодня стоят дороже, чем в будущем".
Дмитрий Юрьев, замминистра сельского хозяйства
«В настоящее время происходит трансформация подходов к субсидированию инвестиционных кредитов. Мы считаем возможным перейти от компенсации части затрат по процентам к компенсации части затрат на уплату «тела» кредитов. […] Эта мера даст возможность сельхозпроизводителям разово получить достаточно существенную финансовую поддержку, что не только снизит финансовую нагрузку, но и позволит направить дополнительные средства на развитие производственных мощностей. [Мера, которую предлагает министерство] направлена на прямую поддержку, в первую очередь, заемщиков-сельхозпроизводителей, а не банковских структур. […] Речь идет о создании эффективных подходов к субсидированию инвестиционных кредитов, которые могут существенно повлиять на финансовое положение сельхозпроизводителей, улучшить финансовую отчетность, что, в свою очередь, позволит улучшить кредитную историю и снизить процентную ставку по кредитам. После детальной проработки со всеми заинтересованными сторонами, представителями сельхозпроизводителей, банковских структур это предложение будет направлено на согласование в правительство России» (Интерфакс).