Журнал «Агроинвестор»
Glencore и Kernel покупают терминал в Тамани
Международный трейдер Glencore и украинский Kernel станут первыми иностранными компаниями, владеющими российскими мощностями по перевалке зерна. Летом стало известно, что они покупают у группы «Эфко» терминал в порту Тамань.
Группа компаний «Эфко» продает свои стивидорные активы в порту Тамань «дочке» Glencore - «Международной зерновой компании» (МЗК) — и украинскому трейдеру Kernel, пишет vedomosti.ru со ссылкой на источники, близкие к продавцу, одному из покупателей, а также к претенденту на актив. Сумма сделки не раскрывается. Перед продажей «Эфко» оценивала эти активы в $200-300 млн. Ранее на актив также претендовали трейдер Louis Dreyfus и группа «Дело» Сергея Шишкарева.
Новые владельцы
МЗК и Kernel станут владельцами 100% в ООО «Зерновой терминальный комплекс «Тамань», владеющем береговой инфраструктурой (мощности для хранения зерна, подъездные пути), и 49% в ЗАО «Зерновой терминальный комплекс «Тамань» (которому принадлежат причалы), говорили ранее собеседники «Ведомостей». Контроль в последнем нужен «Эфко»: ЗАО управляет и причалами по перевалке растительного масла, а это профильный бизнес для российской аграрной компании, говорит один из собеседников.
Покупатели могли заключить с «Эфко» акционерное соглашение, по которому МЗК и Kernel договорятся об управлении только активами по перевалке зерна, оставив перевалку масла контролирующему акционеру «Эфко», полагает старший юрист Goltsblat PLP Антон Панченков. Есть ли такое соглашение, представители «Эфко» и Glencore не рассказывают. Как МЗК и Kernel поделят доли в активах, тоже не ясно. Скорее всего, компании приобретают их через совместное предприятие, предполагал ранее гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.
Проявили интерес
Проектная мощность терминала по перевалке зерна и масла в порту Тамань — 9 млн т в год, говорится в презентации «Эфко» для потенциальных покупателей (копия есть у «Ведомостей»). Но пока запущена только первая очередь на 3,6 млн т. Больших инвестиций в расширение пропускной способности терминала в Тамани не требуется, говорит один из участников рынка. Главная проблема, по его словам, в строительстве железнодорожных подходов к порту. Если планы по наращиванию мощности терминала реализуются, то он может стать крупнейшим в России. Сейчас крупнейшие терминалы — Новороссийский зерновой (НЗТ, входит в группу Новороссийского морского торгового порта) и Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) «Объединенной зерновой компании». Через них переваливается почти половина всего экспортного зерна — 5,7 млн т по итогам 2011 года.
Ранее иностранные компании не проявляли интереса к перевалке зерна через российские порты, но из-за растущих экспортных цен на зерно российский рынок стал очень привлекательным для инвесторов, объясняет Безбородов. По его словам, почти все крупные зерновые трейдеры владеют элеваторами в России. Логично, что теперь им интересна и перевалка.
Мощностями по перевалке зерна в России интересуются и другие иностранцы. Летом сообщалось, что сингапурский агротрейдер Olam намерен приобрести Азовский зерновой терминал (мощность — 1 млн т/год). Его структура, «Аутспан интернешнл», подавала в Федеральную антимонопольную службу ходатайство на покупку актива.
Glencore и Kernel
Glencore — глобальная холдинговая компания. Основной бизнес — сырьевой трейдинг. Контролирует 60% мирового рынка цинка, 50% — меди, 45% — свинца, 38% — алюминия и почти треть — энергетического угля. Выручка в 2010 году — $144,98 млрд, прибыль — $1,65 млрд.
Kernel — агрохолдинг (Украина). Крупнейший акционер — кипрская Namsen Ltd (бенефициар — Андрей Веревский), 40,96%. Остальные акции находятся в свободном обращении. Капитализация — 4,78 млрд злотых ($1,64 млрд). Финансовые показатели за 9 месяцев финансового года, закончившегося 31 марта 2011 года: выручка — $1,43 млрд, чистая прибыль — $164,1 млн.