Маржа уходящего сезона

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Какие агрокультуры генерируют оптимальный cash flow

Самыми надежными cash crops и агрокультурами с интересной маржой, несмотря на рекордные урожаи, остаются масличные. Это среднесрочный тренд, уверены аналитики. Коммерчески привлекательны не только подсолнечник, но также рапс, соя и лен-кудряш, в 2011 году буквально ворвавшийся на рынок основных масличных. Из зерновых интересна кукуруза, отчасти — пивоваренный ячмень, а в ЮФО — еще и пшеница.

Стабильно доходны почти все агрокультуры, если агробизнес выстроен профессионально, а на рынке нет форс-мажоров — объективных погодных (таких как засуха 2010 года) или субъективных политических и экономических (эмбарго на экспорт зерна 2010-2011 годов), говорит директор агентства «Стратег» Владимир Решетняк. Кроме того, нет агрокультур, не подверженных рискам — ценовым, погодным либо перепроизводству, добавляет Владимир Петриченко, гендиректор аналитического центра «». Самыми надежными в смысле маржинальности он называет масличные. Причем это среднесрочный тренд, замечает Петриченко.

Почему масличные

Несмотря на рекордный урожай подсолнечника в 2011 году, цена на него не обвалилась, как это было в сезоне-2008/09. Тогда тоже был большой сбор (7,35 млн т), а цена падала до 5 тыс. руб./т. «В этом же сезоне — 2011/12 — у аграриев нет повода жаловаться, — уверен Петриченко. — При валовом сборе 2011 года в 9,7 млн т средняя цена подсолнечника составляла 10,6 тыс. руб./т». В числе причин — рост перерабатывающих мощностей и благоприятная конъюнктура мирового рынка подсолнечного масла, говорит он: в текущем сезоне экспортная цена не опускалась ниже $1 тыс./т FOB, а в середине апреля оно торговалось на уровне $1,2-1,25/т. По оценке «», в этом сельхозгоду можно было получать минимум 8-8,7 тыс. руб./т подсолнечника при максимальных производственных затратах 6-7 тыс. руб./т.

Другие агрокультуры — рапс, соя и буквально ворвавшийся на основной рынок масличных лен-кудряш — тоже устойчиво прибыльны для сельхозпроизводителей и трейдеров. Средняя цена масличного льна в этом сезоне была $450/т FOB и гарантировала аграриям высокую рентабельность, приводит пример Петриченко. Хорошая доходность и комфортная цена способствовали резкому росту в 2010—2011 годах производства льна и других диверсифицирующих рынок агрокультур (см. таблицу «Как растут масличные»). Расширяется и география их выращивания. Так, рапс, прежде всего яровой, пробуют возделывать на Урале, в Сибири, увеличивает посевы Поволжье. Производство сои увеличивает в основном Дальний Восток. В этом сезоне, знает Петриченко, амурские аграрии продавали свою сою даже калининградскому заводу группы «». А масличный лен перестает быть нишевой агрокультурой — теперь по объему он почти сопоставим с рапсом. По итогам сбора урожая-2011 Россия стала вторым в мире производителем этого льна после Канады, отмечает Петриченко. Реализуется масличный лен преимущественно на экспорт: из собранных 464 тыс. т в текущем сезоне вывезут 300-350 тыс. т, прогнозирует он.

Эдуард Курочкин, гендиректор ростовской компании «Валинор», тоже выделяет масличные. По его словам, у рапса, подсолнечника и льна самое комфортное соотношение рисков и потенциальной доходности. Кроме масличных, в шорт-лист коммерчески привлекательных агрокультур можно добавить нут, говорит он. Правда, признает топ-менеджер, у всех них сложные и высокозатратные технологии возделывания. С той же пшеницей проще, но на нее не всегда есть спрос, случается перепроизводство плюс, как показал прошлый сезон, эта агрокультура подвержена регулятивным рискам. Из всех перечисленных масличных самые небольшие затраты — максимум $100/га — генерирует масличный лен, в то время как цена на него в этом сезоне была около $570/т FOB, сравнивает Курочкин. В 2011 году «Валинор» получил 1,8 т этой агрокультуры с гектара. На нут затраты выше, но и стоит он дороже: последний урожай компания реализовала по $800/т FOB, собрав где-то 2,2 т/га.

Ликвидные зерновые

Стабильный доход, прежде всего в южных регионах, могут генерировать не только масличные, но и зерновые — кукуруза, пивоваренный ячмень и пшеница, считает руководитель отдела аналитики и прогнозирования ИКАРа Олег Суханов. «Остальные подвержены множественным рискам, из-за чего могут в какие-то годы «выстреливать», как горох в этом сезоне, а могут, наоборот, быть глубоко убыточными», — говорит он.

Кукуруза интересна как экспортная агрокультура, на которую сохраняется стабильно высокий внешний спрос. В текущем сезоне — с июля по середину апреля — Россия вывезла примерно 1,4 млн т. О неплохой маржинальности кукурузы говорит и расширение ареала ее выращивания на восток и север страны. «Уровень агротехнологий из года в год повышается, техника становится лучше, семена — качественнее, появляются новые гибриды семян, устойчивые к погодным факторам и менее требовательные при возделывании», — рассказывает Суханов. 10-15 лет назад кукурузу возделывал в основном ЮФО, тогда как теперь там сосредоточена только треть всего производства. Остальные объемы производятся в центре, возделывать кукурузу берутся поволжские сельхозпроизводители и даже на Урале можно пробовать заниматься ей, перечисляет Суханов. Средняя внутренняя цена в этом сезоне — около 6,5-7 тыс. руб./т. Владимир Петриченко соглашается, что на кукурузе можно стабильно зарабатывать, но нужно хорошо понимать рынок и правильно планировать продажи: бывает, что она дешевеет ниже уровня фуража. «Так было в этом [сельхоз]году из-за большого урожая — только в середине апреля кукуруза стала наконец-то стоить 5,8 тыс. руб./т, на 100 руб./т дороже фуражной пшеницы», — указывает эксперт. 1 июля 2011 года кукуруза стоила 8,14 тыс. руб./т — почти на 35% дороже этой пшеницы (5 класс, 5,4 тыс. руб./т). В ноябре началась активная реализация нового урожая, и цены двух агрокультур сравнялись, составив около 4,8 тыс. руб./т. В декабре цены фуражной пшеницы начали укрепляться, кукурузы — продолжили ослабевать. До середины апреля кукуруза стоила на 200-600 руб./т дешевле пшеницы 5 класса, рассказывает Владимир Петриченко. Эксперт, однако, признает, что благодаря мировому спросу кукуруза все же была прибыльна в течение всего сезона.

С развитием животноводства стало выгоднее выращивать кукурузу для птицефабрик и свинокомплексов северных регионов, добавляет Андрей Самошин, гендиректор «Национальной земельной компании», у которой угодья в центральных областях. «Мы получили конкурентное преимущество перед южными территориями: логистика дешевле», — поясняет он.

Привлекательная цена пшеницы и близость экспортных терминалов — несомненное преимущество для аграриев юга, которые выращивают зерно. А вот в отдаленных регионах цена с учетом доставки до порта может быть невысокой — близкой к себестоимости или ниже, и в этом случае коммерческие перспективы пшеницы неочевидны. Доставка тонны пшеницы 3 класса из Омской области до Новороссийска с учетом всех затрат обходится примерно в $110, а цена СРТ Новороссийск составляет $240/т, приводит пример Суханов. Цена для хозяйства получается $130-135/т, то есть на уровне себестоимости, делает вывод он.

Производство пивоваренного ячменя сейчас ограничено, и занимаются им в основном сельхозпроизводители, в течение многих сезонов выращивающие эту агрокультуру по договорам с производителями солода и пива. За пивоваренный ячмень и фуражный с показателями пивоваренного всегда дают хорошую цену — в среднем с 25-30%-ной, а иногда и со 100%-ной премиями к цене ординарного фуража, говорит Суханов. По его наблюдениям, улучшаются экспортные перспективы ячменя — в Европе, где из-за погоды его производство сокращается три сезона подряд, складывается неплохая цена: $250-300/т и выше. В сезоне-2011/12 высокую цену за пивоваренный ячмень предлагали не только покупатели из ЕС, но и российские пивовары — не в последнюю очередь благодаря росту экспортного спроса. Если фураж стоил в среднем 5-5,5 тыс. руб./т, то пивоваренный — на уровне 7-8 тыс. руб./т (данные ИКАРа).

Но это рискованная агрокультура: для нее важны благоприятные погодные условия, высокая технологическая дисциплина при возделывании и качественные семена. Впрочем, аграрии, успешно освоившие возделывание пивоваренных сортов в течение нескольких сезонов, могут производить их по себестоимости, которая не намного выше себестоимости фуражных, знает Суханов. Погодные риски можно минимизировать, выбирая оптимальные сроки посева, уборки и проводя десикацию, добавляет он. «Современные агротехнологии позволяют минимизировать влияние неблагоприятной погоды на урожай, — рассуждает Суханов. — В Центральном Черноземье есть крупные компании, такие как , которые увеличивают посевы ячменя и получают хорошие результаты его возделывания даже в засушливые годы». Однако не в каждом регионе пивоваренный ячмень генерирует хорошую маржу: сейчас его выращивает в основном Черноземье, пробуют производить аграрии Поволжья и Сибири. «Тамбовагропромхимии» три года подряд пивоваренный ячмень приносит разочарования. «Очень рискованная агрокультура, — делится гендиректор хозяйства Валерий Солопов. — Заключаешь договор с пивоваренной компанией, покупаешь у нее дорогие семена (каждая работает на определенном сорте) либо берешь их авансом под будущий урожай, соблюдаешь все технологии выращивания, вкладываешься в агрохимию… И вдруг получается пивоваренный ячмень с зашкаливающим показателем белка [при производстве солода содержание протеина в сырье должно быть минимальным — «АИ»]. Приходится продавать его как фураж». Причиной Солопов называет неблагоприятные погодные условия — три последних сезона в Приволжье была локальная (как в 2009 году) или масштабная (2010-й) засуха. Поэтому рассчитать маржу пивоваренного ячменя крайне сложно: в 2010 году «Тамбовагропромхимия» получила при его продажах убыток в 28%, а в 2011-м — почти такую же прибыль (24%). Тем не менее хозяйство продолжит выращивать ячмень, попробовав сеять семена сортов с минимальным содержанием белка.

Где маржа

Многие сельхозпроизводители теряют часть маржи, так как не могут определиться, что для них важнее и выгоднее: специализация севооборота или его диверсификация. Последняя позволяет не зависеть от волатильности цен на одну-две профильные агрокультуры, но при этом делает производство более сложным и часто удорожает его. «Для каждой агрокультуры нужны свои оборудование, сельхозтехника, средства защиты растений, удобрения, складские мощности и т. д., — перечисляет Владимир Петриченко из «». — Разнятся и технологии выращивания. Не все сельхозпроизводители могут позволить себе все эти расходы».

Директор по производству «Артемиды» (Башкортостан) Евгений Пожидаев считает оптимальными агрокультурами, маржинальными вне зависимости от волатильности цен, подсолнечник и сахарную свеклу: они всегда востребованы переработчиками. Ими компания заняла 1 тыс. га и 2,3 тыс. га. «В лучшие годы» рентабельность подсолнечника приближается к 100%, рассказывает Пожидаев. В этом сельхозгоду маржа была ниже, а продавался подсолнечник по 8,5-12 тыс. руб./т. Впрочем, топ-менеджер помнит периоды предыдущих сезонов, когда эта агрокультура стоила не более 3,5 тыс. руб./т. Сейчас уровень цен в несколько раз выше несмотря на большие урожаи. Рентабельность свеклы, когда дорожает сахар, по подсчетам Пожидаева, может достигать 80%. Компания пользуется давальческой схемой: получает от переработчика 60% сахара, который он вырабатывает из ее сырья. Наиболее невыгодная агрокультура — рожь, считает Пожидаев: в этом сельхозгоду ее почти никто не покупал, а цена упала ниже себестоимости. А пшеница и ячмень больше других агрокультур подвержены риску перепроизводства.

Нет оптимальных вариантов, уверен Солопов из «Тамбовагропромхимии»: из года в год драйверами рентабельности бывают разные агрокультуры, поэтому лучше всего соблюдать севооборот. Кроме пивоваренного ячменя, компания включает в него пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу. В последние несколько лет устойчиво рентабелен подсолнечник. В этом сезоне из-за дождей его не получилось собрать в оптимальные сроки, пришлось высушивать, говорит он, но получилось продать по приемлемой цене — 9,5 тыс. руб./т с НДС (рентабельность — 18%). Подсолнечник у «Тамбовагропромхимии» покупают , и «». В 2010 году маржа на подсолнечнике была у компании выше — 33%, уточняет Солопов. Для стабильной прибыли важно не только соблюдать севооборот и технологии, но и иметь постоянных потребителей, говорит он, поэтому компания каждый год (весной) заключает договора на закупку своих агрокультур. Излишне диверсифицировать севооборот Солопов не считает правильным. «Конечно, чтобы подстраховаться от падения цены на традиционные агрокультуры, можно для начала попробовать вырастить 1 тыс. т какой-нибудь востребованной нишевой, — объясняет он. — Но даже для такого небольшого объема нужно будет предусмотреть мощности хранения, купить подходящую технику, агрохимикаты, то есть пойти на затраты без гарантий заработать маржу. Кроме того, нужно соблюдать сроки посева и уборки, чего мы иногда не успеваем даже сейчас. Добавив в севооборот новую агрокультуру, следить за этими показателями будет еще сложнее».

В прошлом году «Национальная земельная компания» пробовала выращивать в ЦФО сою. «Урожайность вышла около 20 ц/га, средняя цена — 11 тыс. руб./т, то есть выручка составила 22 тыс. руб./га, — подсчитывает Самошин. — Пшеницу мы тогда же продавали в среднем по 5,6-5,8 тыс. руб./т при урожайности 30 ц/га, и выручка с гектара получилась на 4-5 тыс. руб./га меньше». «Национальная земельная компания» посеяла сою для диверсификации: основная для ее бизнеса агрокультура, картофель, которая всегда была высокорентабельной, в этом сезоне подешевела до 5 тыс. руб./т, причем этот уровень цены впервые продержался до конца апреля-начала мая. Такого обвала цены не было последние 20 лет, удивляется Самошин. Картофель нужно дополнить другими маржинальными агрокультурами, сделали вывод в НЗК. В новом сезоне им засеют, как и ранее, 5 тыс. га, но резко увеличат посевы кукурузы, сократив клин пивоваренного ячменя, яровой пшеницы и овса. 500 га предприятие отведет под рапс, увеличит площади гречихи.

Самошин замечает, что агрокультуры, которые раньше считались традиционными для юга, теперь выращивают в центральных регионах страны. В их числе — яровой рапс, соя и масличный лен. Причина в их большей коммерческой привлекательности по сравнению с ячменем, пшеницей и овсом, всегда выращивавшимися в средней полосе.

Свекла: три условия успеха

Евгений Иванов, ведущий эксперт ИКАРа, считает, что с 2000 года достаточно доходной в России является сахарная свекла. Три условия — современная культура агропроизводства, урожайность выше средней по региону и сельхозугодья в конкурентной зоне (максимум в 70 км от хозяйства должны работать два-три завода, принадлежащих разным владельцам). «А вот если вы производите свеклу с продуктивностью ниже средней, переработчик только один, да еще и доставлять ее приходится за 150 км, то ваша маржа, конечно, будет под сомнением», — говорит Иванов. Если вблизи агрокомпании несколько сахарных заводов, входящих в один холдинг, то зарабатывать на свекле уже сложнее, подтверждает Валерий Солопов из «Тамбовагропромхимии». В регионе пять действующих предприятий, из которых три принадлежат группе «Русагро». В результате конкуренция за сырье слабая, и переработчики не всегда предлагают свеклосдатчикам выгодные условия, в том числе занижают цену, сетует он. Если в 2010 году рентабельность продаж свеклы была у компании приемлемой — 20%, то в 2011-м получился убыток (минус 6%).
Полные затраты на производство сахарной свеклы в 2012 году ИКАР оценивает примерно в 40-47 тыс. руб./га. Урожайность агрокультуры может колебаться от 100 ц/га (например, в сезон сильной засухи) до 700 ц/га в зависимости от региона и погодных условий. Минимальная цена сахара в 2011 году была 18 тыс. руб./т, вспоминает Иванов. «Придержав его до весны или лета, можно было заработать уже 25 тыс. руб./т», — говорит эксперт.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»