Журнал «Агроинвестор»
Комментарий
В апреле Минэкономразвития предложило отказаться от одной из основных прямых мер федеральной поддержки растениеводства — скидок на ГСМ (бензин и дизельное топливо), в этом году составляющих до 30% оптовой цены. Их предлагается заменить субсидиями по кредитам на посевные и уборочные работы.
Эдуард Курочкин
Гендиректор компании «Валинор» (Ростовская обл.)
На нашей компании отмена льгот никак не скажется. Слишком малые объемы таких ГСМ мы получаем: их хватает всего на три дня посевных работ в месяц. Это порядка 5% наших потребностей — не помощь, а подачка. Так что реальной господдержки в этой мере нет. Мы бы сказали правительству большое спасибо за обнуление пошлины на вывоз масличных (сейчас — 20%). Это хорошая альтернатива субсидированию покупки ГСМ. А субсидии на кредиты под посев и уборку агрокультур есть и сейчас, здесь МЭР не предлагает нового.
Александр Жемчужников
Член совета директоров «Сельхозинвеста»
К предложению Минэкономразвития отношусь крайне отрицательно. Оно выглядит как отмена льгот на топливо. Субсидии на кредиты и так существуют, зачем преподносить это как новую меру и тем более как альтернативу скидкам на ГСМ? Льготное топливо — реальная мера поддержки АПК. В структуре расходов растениеводства ГСМ занимают до 20-25%. По нашим подсчетам, как только льготу отменят, себестоимость продукции вырастет минимум на 7-8%. Конечно, льготного топлива не хватает: мы, например, получаем примерно 2/3 от объемов, которые запрашиваем. Но это не повод для отмены самой по себе меры поддержки.
Сергей Филиппов
Генеральный директор холдинга «Дмитровские овощи»
Льготное топливо — хоть какое-то облегчение для сельхозпроизводителей, ведь издержки на энергоносители постоянно растут. Но даже оно за последний год подорожало на 15%: в прошлом году в Московской области стоило где-то 17 руб./л, в этом — уже более 20 руб./л. Очень сомнительным кажется аргумент МЭР про «серые» схемы. Может, конечно, в каких-то регионах кто-то и получает его столько, что может себе позволить еще и перепродавать, но нам, наоборот, такого топлива не хватает: мы в лучшем случае добиваемся получения 50-60% от потребности компании. Мелким производителям и фермерам дисконтных ГСМ вообще не достается. И потом, система распределения такого топлива настолько сложна, а пакет документов так огромен, что удивляет сама постановка вопроса о «серых» схемах. Не представляю, как это возможно. Тем более нелогично заменять льготы субсидиями по кредитам. Во-первых, мы и так получаем такие субсидии. Во-вторых, это (в отличие от ГСМ-дисконта) поддержка не сельхозпроизводителя, а прежде всего банков-кредиторов.
Павел Грудинин
Директор «Совхоза им. Ленина»
Странная у нас господдержка. Получается, новую меру предложат только тем, кто берет кредиты под полевые работы. А если компания финансирует их только своими деньгами? Как правило, это успешные и эффективные сельхозпроизводители, у них стабильный денежный поток, и вот теперь как раз их-то поддерживать не будут. К нынешней мере поддержки тоже много вопросов. Мы, например, никогда ей не пользовались. Приходили в Минсельхоз за льготами, а нам говорили: вот одна компания-поставщик, и купить ГСМ с дисконтом вы можете только у нее. Обратиться к другому продавцу не разрешали, даже если нас не устраивало качество топлива. Я знаю случаи, когда производителям, вынужденным брать такое вот неподходящее топливо, приходилось ремонтировать двигатели тракторов. Это несравнимо дороже, чем купить ГСМ на рынке!
Игорь Икармин
Гендиректор агрогруппы «Черноземье»
Положительных эмоций предложение не вызывает. Однако если уж МЭР выступило с инициативой, то нужно вводить ее хотя бы зимой, но явно не весной-летом, когда идут активные полевые работы. К тому же льготы на топливо — конкретная, понятная поддержка. А вот получить субсидии по кредитам смогут далеко не все: мы знаем, какие у банков жесткие условия кредитования и что агропредприятия сейчас сильно закредитованы.